Полезная еда для детей. Как приучить ребенка к полезной еде

Родители всеми силами стараются обучить ребенка различным навыкам как можно раньше. Но, несмотря на все свои педагогические способности, терпение и настойчивость, малыши могут упорно отказываться выполнять те или иные действия. Особенно обидно смотреть, когда ребенок не хочет или не может есть твердую пищу. Вместо кусочков еды он с удовольствием потребляет пюреобразную пищу. Что с этим делать? Как научить ребенка жевать?

Когда можно переходить к твердой пище

С первых месяцев прикорма ребенка он должен получать только протертые и однородные пюрешки. Это обусловлено незрелостью пищеварительной системы, а также банальным отсутствием зубов. До полугода у детей развит рефлекс выталкивания, который спасает ребенка от попадания в рот твердых предметов. Вводить прикорм ранее шестимесячного возраста не стоит, он просто выталкивает пищу, дело может дойти даже до рвоты.

Со временем малыш начинает пробовать более твердые кусочки. Это связано с прорезыванием зубов и желанием почесать десна. Здесь очень важно быть осторожным и внимательным. Давать ребенку корочку хлеба или печенье опасно – малыш может подавиться твердым куском.

Как понять, что ребенок готов к пережевыванию твердой пищи? Вот несколько наглядных примеров.

  1. Если вы заметили, что малыш с интересом смотрит на вашу тарелку, старается взять из нее кусочки, интересуется «взрослой» пищей.
  2. Если ребенок засовывает в рот ложку и это не вызывает у него рвотного рефлекса.
  3. Малыш готов к «кусочкам», если при кормлении он не всасывает пюре, а как бы снимает его верхней губой.

Эти простые сигналы говорят о том, что ребенок готов к твердой пище. Обычно приучение кушать кусочками начинается в 8-9 месяцев. Давать ребенку твердую пищу раньше опасно. При кормлении твердой едой кто-то обязательно должен быть рядом, нельзя отлучаться от ребенка даже в соседнюю комнату.

Есть множество советов и правил, которые помогут вам быстро и безопасно научить малыша есть кусочками.

  1. Если ребенок ест пюреобразную пищу, нужно стараться медленно уходить от этого. В 6 месяцев нужно использовать для измельчения супов и овощей блендер, после чего тщательно пропускать пищу через ситечко. Это позволит вам исключить наличие комочков в пище. Со временем, через пару месяцев, еда не должна быть строго гомогенизированной. Теперь вместо блендера старайтесь использовать двукратное пропускание пищи через мясорубку. Когда малыш привыкнет и к этому, трите еду на терке – сначала мелкой, а потом и крупной. После года малыша можно приучать к более твердой пище – не используйте блендер, просто разомните варение овощи вилкой. Таким образом малыш получит небольшие кусочки, которые вполне можно прожевать в его возрасте.
  2. Пока ребенок не готов есть фрукты и овощи целиком, можно использовать современный гаджет, который называется Ниблер. Он представляет собой небольшой сеточный мешочек, закрепленный на ручке. Малыш даже при всем делании не сможет открыть этот мешочек – безопасность гарантирована. При помощи специальных манипуляций родители помещают в этот мешочек кусочки фруктов и овощей и плотно закрывают конструкцию. Это прекрасное приспособление. Во-первых, ребенок учится прокусывать целые кусочки фруктов через ситечко. Во-вторых, в рот не попадет кусочка больше, чем ячейка этого ситечка, а значит, ребенок не подавится. В-третьих, кроха получает свежий продукт – а именно, сок и микроскопические кусочки свежего фрукта. Как правило, детки любят есть любимые лакомства через Ниблер.
  3. Для детей раннего возраста в продаже есть специальное печенье, которое сразу же растворяется при малейшем попадании на него влаги. Это сделано для того, чтобы малыш не подавился, когда кусочек такого печенья попадет ему в рот. Он моментально становится мягким и его очень просто съесть.
  4. Манную кашу можно давать ребенку без дополнительного измельчения. А вот гречку, рис и овсянку нужно обрабатывать блендером. Со временем старайтесь делать это как можно меньше, чтобы в тарелке у ребенка оставались небольшие кусочки. Можно изначально использовать для варки дробленый мелкий рис – его кусочки настолько малы, что с успехом могут быть пережеваны вашим ребенком.
  5. Начинайте приучать ребенка к твердой пище с очень мягких продуктов, которые тают при попадании в рот. Это может быть отварная морковь, банан, груша, персик, мягкие макароны. Эти продукты нужно нарезать мелкими кубиками и просто положить на тарелку перед малышом. Он сам возьмет то, что ему нужно.
  6. Чтобы у ребенка был стимул к жеванию, предлагайте ему те продукты, которые нравятся ему больше всего. Заметили, что кроха с удовольствием ест тыквенное пюре – нарежьте вареную тыкву на тарелку. Этим вы вызовите у ребенка приятные эмоции, связанные с процессом пережевывания.

Помните, переход к твердой пище должен быть поэтапным. Ведь желудок ребенка не готов к резкой смене рациона. Предложите малышу вареную морковь сегодня на полдник и, если ему понравится, предложите также и завтра. Терпение и последовательность – вот главные условия успешного перехода на твердую пищу.

Зачастую бывает так, что малыш соглашается употреблять только еду в виде пюре. Особенно тревожно становится, когда ребенку уже полтора года, а он не собирается менять своих привычек.

Зачастую это сопровождается такой картиной – ребенок с удовольствием ест банан, яблоко, печенье и хлеб, а вот суп и кашу ни в какую не хочет. Если это портрет вашего ребенка, обратите внимание на количество зубов вашего крохи. Иногда у ребенка поздно вырастают зубы и малышу элементарно нечем жевать. Употреблять твердую пищу можно только при наличии минимум восьми зубов.

Если ребенок отказывается от твердых кусочков, попробуйте угостить его вязкой и густой пищей. Это может быть кисель, разбавленный кефиром творог, йогурт, сливочный сыр.

Иногда категорический отказ от твердой пищи может иметь педагогический характер. У наших мам не было такой проблемы, как невозможность приучить ребенка к твердой пище. Дело в том, что в то время не было доступных блендеров в каждой семье. Поэтому молодые мамы измельчали приготовленную пищу самостоятельно. Это, безусловно, объясняло наличие небольших кусочков в еде ребенка. Современные условия комфортной жизни позволяют нам в секунду превратить суп, кашу и иные продукты в мельчайшее пюре, без намека на единый кусочек твердой пищи

Порой мамы говорят «Лишь бы ел, хоть в каком виде» и продолжают кормить ребенка пюреобразной пищей. Со временем ребенок не признает кусочки, его организм отталкивает все, кроме пюреобразной формы пищи. В этом случае нужно скрипя сердце выкинуть блендер подальше и измельчать ребенку еду вилкой. Но только в том случае, если малыш к полутора годам так и не обзавелся желанием есть твердые кусочки. И ничего, если малыш откажется от такой еды – не сейте панику. Через пару часов голод заставит ребенка принять любую пищу, от вас требуется только терпение.

Чтобы малыш ел приготовленную пищу кусочками, нужно предоставить ему разнообразие. Предлагайте разные фрукты и овощи, используйте в приготовлении растительное и сливочное масло, не забывайте о зелени. И тогда проблем с кормлением и употреблением твердых кусочков у вас не будет.

Видео: как научить ребенка жевать твёрдую пищу

«Мой ребенок не хочет есть» – как часто мы слышим эту фразу от родителей. Конечно, есть дети, у которых не возникает проблем с аппетитом, но не всем родителям так повезло. Итак, как же приучить ребенка кушать согласно режиму питания?

1. Прежде всего, стоит придерживаться диеты и распорядка дня. Это вовсе не значит, что нужно кормить ребенка исключительно диетическими продуктами: просто прием пищи должен происходит в одно и то же время. Такое действие стабилизирует работу пищеварительной системы: в определенное время у ребенка будет начинаться секреция желудочного сока, а значит, появится и аппетит.

2. Предлагайте ребенку еду только по распорядку. Не злитесь, если малыш отказывается от блюда. Просто уберите тарелку со стола и подождите следующего кормления. Не стоит раздражаться, если съедена только часть еды. Позже ваш ребенок съест больше. Не волнуйтесь, если ребенок пропускает несколько приемов пищи: в организме есть необходимый запас питательных веществ (они накапливаются в печени и других внутренних органах, мышцах тела).

3. Избегайте «перекусов» между приемами пищи.

4. Проводите больше времени на улице. Если ребенок долгое время проводит в помещении, недостаток кислорода замедляет процессы метаболизма, а как следствие, пропадает и аппетит.

5. Старайтесь разнообразить питание ребенка, но новые продукты вводите постепенно и то, если вы уверены в их качестве. Позвольте малышу самому выбрать себе блюдо, предложив несколько вариантов. Однообразие может привести к развитию заболеваний: анемии, дисфункции желудочно-кишечного тракта, авитаминозу и других.

6. Если вы обедаете за столом всей семьей, старайтесь в присутствии ребенка есть с большим аппетитом: даже если это ненавистные вам каши, брокколи и прочие нелюбимые продукты.

7. Старайтесь разнообразить процесс еды. Например, бульон ребенок может выпить через соломинку, а отбивную котлету можно красиво завернуть в обертку, тогда малышу будет интереснее. Если ребенок проявляет желание поучаствовать в процессе приготовления еды – дайте ему такую возможность. Ему обязательно захочется попробовать «творенье своих рук», возможно, он даже съест всю порцию.

8. Вовлекайте ребенка в процесс сервировки стола. Чадо будет обедать с большим аппетитом за столом, на который они вместе с мамой постелили новую скатерть или если ребенок сам уже орудует вилкой или ложкой.

9.Не уделяйте слишком много внимания процессу кормления. Капризное поведение детей за столом – это распространенное явление в семьях, где ребенка кормят чуть ли не насильно. Ребенок понимает, что для его мамы очень важно, чтобы он поел и в итоге превращает процесс кормления в шоу, где родителям отведена роль наблюдателей. Постарайтесь не показывать ребенку, что вы наблюдаете за тем, что происходит, лучше уделите малышу больше внимания в процессе игры.

10. Ходите в кафе. Иногда дети обожают обедать вне дома, тогда у них просыпается аппетит.

11. Посадите ребенка за стол рядом с детьми, которые хорошо кушают. Их пример может оказаться заразительным.

Многие родители превращают отказ ребенка от еды в настоящую трагедию. Если никто в семье не отличается хорошим аппетитом, почему ребенок должен есть много? Если ваш сын или дочь всегда кушает мало – вчера, неделю назад, месяц назад, но при этом ребенок радостный, активный и развитый, вам стоит успокоиться – с его аппетитом все в порядке!

Перевод ребенка с питания готовыми смесями и грудным молоком на взрослую еду для многих родителей является проблемой, так как малыш никак не может научиться пережевывать пищу, капризничает, отказывается от новых продуктов, выплевывает то, что не может проглотить без пережевывания. Естественно, родители переживают, что он недоедает, сомневаются, сможет ли он нормально развиваться. Как долго это будет продолжаться, и есть ли какие-то секреты, помогающие научить малыша жевать?

  1. Позднее начало прикорма. Некоторые мамы слишком буквально понимают рекомендации врачей о том, что полезнее грудного молока нет ничего, что не следует отлучать малыша от груди как можно дольше. После 1 года он начинает активно сопротивляться жеванию кусочков пищи, так как знает более легкий способ насытиться.
  2. Опасения родителей, что малыш может подавиться, если давать ему неизмельченную пищу. Чрезмерная осторожность родителей приводит к тому, что ребенок 2 лет, если не отказывается от пищи совсем, то накапливает ее во рту, а затем выплевывает.
  3. Отсутствие навыка пользования прорезывателями для зубов. Эти резиновые приспособления, которые крохе удобно схватить ручкой, не только массируют десна, облегчая процесс прорезывания, но и приучают его совершать жевательные движения деснами.
  4. Занятость или слабохарактерность родителей. Им некогда заниматься подолгу процессом кормления, легче дать малышу то, что он любит. Он быстро привыкает к уступчивости папы или мамы и требует привычную еду.
  5. Повышенная активность ребенка. Он не может сосредоточиться на процессе пережевывания и проглатывания еды, не может усидеть долго на одном месте, хватает еду на ходу, выбирая то, что жевать не нужно.

Видео: Что делать, если ребенок не может жевать

Что предпринять родителям, чтобы учить малыша жевать

Чтобы научить ребенка жевать как мягкую пищу, так и твердые кусочки, необходимо постепенно добавлять в питание блюда с более крупными частицами пищи. Например, в супчик можно постепенно добавлять мягкий хлеб, чтобы ребенок почувствовал на языке кусочки еды. Конечно, надо тщательно следить за тем, чтобы малыш не подавился. Давать ему пищу надо маленькими порциями. Ребенок должен сидеть за столом спокойно. Нельзя отвлекать малыша во время еды, смешить.

Изобретение готового питания для малышей, конечно, значительно облегчает жизнь родителей. В баночках находится "правильная" еда, в которой есть все необходимые витамины, строго рассчитано количество различных полезных веществ. Однако, покупая такую пищу, нужно обязательно обращать внимание, на какой возраст рассчитана кашка или пюре. Для детишек постарше готовится более густая еда с добавлением кусочков покрупнее.

Примечание: Самостоятельное приготовление пищи для ребенка, да еще и с его посильным участием, повышает интерес к еде, способствует улучшению аппетита.

Видео: Как приучить ребенка к твердой пище

Почему малышу необходимо научиться жевать к 2 годам

Переход на более твердую пищу, которую необходимо пережевать, чтобы съесть, является естественным физиологическим процессом, связанным с развитием различных систем организма. Пищеварительная система постепенно привыкает к перевариванию твердой еды. Потребность в полезных веществах растет. Удовлетворить ее может разнообразная "взрослая" пища.

Если ребенок не приучится к нормальной еде, то будет нарушено питание всех тканей его организма. Это сказывается на его физическом и интеллектуальном развитии . Если проблема с жеванием все же существует, то не стоит паниковать. Научить малыша жевать кусочки пищи помогут некоторые специальные приемы.

Совет: Можно дать малышу вареную морковку или куриную ножку. Их удобно держать и интересно потянуть в рот.

Опытные родители делятся своими методами по преодолению проблемы на форумах, посвященных воспитанию и кормлению детей. Некоторые советуют пустить все на самотек: вырастет, научится. Другие, наоборот, предлагают шоковую терапию: не давать есть, но оставить взрослую еду в пределах его досягаемости. Захочет кушать, достанет и поест.

Доктор Комаровский дает простые советы родителям, столкнувшимся с нежеланием малыша пережевывать пищу, как научить ребенка жевать.

В частности, он подсказывает, что папе с мамой необязательно сразу соглашаться с упрямым требованием крохи дать ему привычную протертую еду. Родители должны проявить артистизм, изобразить сожаление по поводу того, что блендер сломался или в магазине кончились баночки с мясным пюре. В крайнем случае, можно выдать малышу вилочку, чтобы он размял кусочки картошки. Это ему наверняка понравится, хотя отсутствие навыка может привести к тому, что половина пюре будет на полу. Но это уже проблема родителей. Зато ребенок в следующий раз будет требовать именно такую «интересную» еду, запихивая ее в ротик (вилочка должна быть специальная - пластмассовая, с тупыми зубьями).

Чтобы малыш научился пережевывать пищу, надо дать ему вкусное и красивое печение или кусочек сладких фруктов, которые ему нравятся. Подойдет бублик. Некоторые родители дают детям уже в возрасте 5-6 месяцев сушки или детское печенье. В этом возрасте, как правило, зубов еще нет, но ребенок трудится над сушкой, потому что ощущает приятный вкус. Он ее размачивает во рту, откусывает деснами маленькие кусочки, учится жевать и проглатывать их. Сушки надо давать не столько для насыщения, сколько для развития жевательного рефлекса. Потом, когда появятся первые зубки, малышу будет труднее привыкать к такой полезной и вкусной игрушке. Деснами ему кусать неудобно, а зубиков маловато.

Комаровский рекомендует попробовать накормить ребенка в детском кафе. Он будет смотреть, с каким аппетитом едят другие дети, и ему самому захочется попробовать такую еду. К тому же привычной протертой кашки или овощного пюре там не подают.


Текст: Анна Никитина, консультант - Татьяна Барзенок, заведующая педиатрическим отделением Центра естественного развития и здоровья ребенка

Одни малыши без особых проблем принимают прикорм и легко переходят с баночного пюре на домашнее, а потом начинают питаться твердой пищей с взрослого стола. Другие дети будут выплевывать пюре с комочками, а потом - отказываться от еды, которую нужно жевать. Есть малыши, которые и в три года будут грызть твердое печенье, но при этом откажутся от яблока, которое мягче.

Разбираясь с особенностями детского поведения, нужно понять, что пищу можно разделить на несколько категорий с точки зрения того, насколько ее тяжело жевать и глотать. Тогда станет ясно, что пристрастия ребенка могут быть обусловлены врожденными особенностями, а вовсе не плохим характером.

Строение челюстно-лицевой системы порой бывает причиной того, что ребенку сложнее жевать твердую пищу, чем его сверстникам. Малышу может понадобиться особое внимание при введении прикорма, а в дальнейшем - дополнительные усилия для того, чтобы избежать логопедических проблем. Но с другой стороны, если кроха жует мало, в его диете переизбыток мягкой и пюре­образной пищи, это не позволяет ему в достаточной мере развивать навык жевания твердой пищи.

Нужно наблюдать за малышом и следить за тем, что он ест, не только с точки зрения „здоровая - нездоровая пища”, но и с точки зрения ее консистенции.

Можно выделить следующие возрастные границы, когда ребенок может переходить к новому этапу пищи:

  • четыре месяца - жидкое пюре (первый прикорм для детей-искусственников);
  • шесть месяцев - густое пюре или пюре с волокнами (первый прикорм для детей на грудном вскармливании);
  • девять месяцев - мягкая пища с кусочками (для всех детей).

Твердая пища: разные виды пюре

В баночном питании, предназначенном для детей определенного возраста, производители учитывают не только способность крохи переварить продукт, но и его возможности с точки зрения адаптации к той или иной консистенции пищи.

Жидкое пюре - это консистенция блинного теста. Если в него погрузить, а потом вынуть ложку, то пюре медленно, но стечет с ложки. В домашних условиях такой консистенции можно добиться, измельчая в блендере, например, вареный в бульоне кабачок. Такую же консистенцию можно получить, если вареные овощи загрузить в „сетку для кормления”, которую ребенок сосет как соску.

Густое пюре сохраняет форму в ложке, в нем меньше жидкости. Это консистенция густой сметаны, однако волокон пищи оно не содержит.

Пюре с волокнами по консистенции как густое пюре, однако оно может содержать комочки или волокна продукта.

Сделать пюре более жидким можно, добавив в него немного грудного молока, смеси или овощного бульона.

Познакомьтесь с рецептами детских пюре: абрикосовое пюре , тыквенно-яблочное пюре , мясное пюре .

Твердая пища: пюре и прикорм

Рекомендуемые сроки введения прикорма разные для детей на грудном и искусственном вскармливании , поэтому и типы пищи могут отличаться. Жидкое пюре - это скорее для искусственников, которым прикорм вводится с четырех месяцев. Детям же на грудном вскармливании до шести месяцев ничего, кроме маминого молока, давать не рекомендуется.
А в шестимесячном возрасте многие малыши готовы сразу пробовать густое пюре или пюре с волокнами: у детей на грудном вскармливании челюстная система более тренированная и сильная, к тому же в этом возрасте детки уже начинают разбираться в своих ощущениях и хотят более „осязаемой” пищи. Поэтому у шестимесячных малышей стадию жидкого пюре можно пропустить. Но только попробовав, вы поймете, готов малыш к этому или нет.

Твердая пища: надо ли ее измельчать?

Когда кроха переходит от пюре к измельченной пище, текстура играет большую роль. Вы сможете понять, почему он отвергает ту или иную пищу и как ему помочь. Вот какие типы мы можем выделить.

Кусочки мягкой пищи - это цельный кусочек, который не нужно жевать, а можно размять языком. Это вареная цветная капуста, сочная груша, банан и т.п.

Измельченная твердая пища - мелконатертый продукт, волокна которого не превратятся в пюре, если их размять языком. Это мясо из мясорубки, яблоко, огурец и т.п.

Мягкая пища требует жевания , но не требует серьезных усилий: вареное яйцо, мягкая вермишель, сильно распаренный рис и т.п.

Внимание! Хлеб, вареный картофель и мясо птицы могут казаться мягкими, но прожевать их сложно. Хлеб и картошка становятся клейкими под воздействием слюны, а волокна мяса тяжело расщепить.

Обычная твердая пища - это все, что требует активного жевания.

Твердая пища: как вводить новые вкусы

Между 6 и 9 месяцами у ребенка появляется активный интерес к взрослой пище. Этим нужно пользоваться и давать небольшие порции овощных и крупяных гарниров (сначала - на кончике ложки), а к 9 месяцам - и маленькие кусочки хорошо разваренного мяса. Сначала они, конечно, будут выходить со стулом в почти неизмененном виде, так как ребенок будет глотать их не жуя. Но со временем он начнет предварительно обрабатывать пищу во рту.

Если эту стадию интереса к взрослому столу проигнорировать, боясь, что ребенок подавится, то интерес угаснет и действительно могут возникнуть затруднения при переходе к взрослой пище. Подобные проблемы чаще результат педагогических просчетов, чем истинных проблем с челюстно-лицевой системой.

Если 9-месячный малыш схватил яблоко и грызет его, отбирать не надо. Но нужно быть рядом, так как ребенок может откусить большой кусок, который не сможет ни проглотить, ни вытолкнуть языком.

Что делать, если малыш откусил большой кусок и рискует подавиться?

В такой ситуации нужно быстро ввести в полость рта согнутый указательный палец (вводить сбоку, со стороны угла рта) и, как крючком, достать этот кусок.

Твердая пища: когда ребенок должен полностью перейти на взрослую пищу

Что касается полного перехода к взрослому столу, то растягивать этот процесс до 3 лет не стоит.

Ребенок в 2 года уже должен и вполне может и жевать, и глотать, и ложкой самостоятельно есть, и более-менее понимать основные правила поведения за столом. Во всяком случае 2-летние малыши в детском саду обычно все это делают. А проблемы чаще возникают в семьях с гиперопекой детей.
Если у малыша нет описанных проблем, он с удовольствием ест пищу разной текстуры и консистенции.

Следите за тем, чтобы в его диете было достаточно твердой пищи, которую нужно измельчить зубами, чтобы проглотить. Увы, современный образ жизни часто „недогружает” челюстную систему. Ребенок ест много обработанной пищи (отварной, запеченной), но мало овощей и фруктов, над которыми нужно потрудиться (огурец, яблоко, капуста и т.п.).

Есть мнение, что некоторые типы ортодонтических проблем и логопедические затруднения возникают именно из-за того, что у детей нет стимула активно работать челюстями и тренировать мышцы, связанные с ротовой полостью. Не забывайте включать в диету ребенка твердые продукты, тем более что большинство из них вкусны и полезны.

Твердая пища: возможные проблемы

Некоторые дети испытывают трудности с питанием, когда едят пюре с волокнами. Такое пюре не нужно жевать, достаточно пососать и проглотить, однако ребенок может воспротивиться. Возможно, он просто недоволен изменениями в питании, а может, ему сложно обработать пищу языком и тяжело ее глотать

Лучшая профилактика таких затруднений - грудное вскармливание, поскольку грудь более тугая, чем соска, и мышцы челюстей и языка крохи тренируются естественным путем.

Если у малыша возникали явные проблемы при прикладывании (плохо брал грудь, заглатывал много воздуха), из-за чего вы были вынуждены перейти на бутылочку, у него может быть легкий подвывих челюсти в результате родовой травмы или проблемы с мышечным тонусом, аналогичные затруднения могут возникнуть и при переходе на пюре с кусочками, а в дальнейшем - при жевании. Можно обратиться за консультацией к врачу-остеопату.
Если проблемы с твердой пищей все же возникли, попробуйте на пару недель вернуться к жидкому пюре, а потом попробовать еще раз. Все еще не получается? Помогите малышу потренировать язычок.

Помогайте ему посасывать безопасные игрушки, помещая их то в левую, то в правую сторону рта. Обмакните в пюре такую игрушку, чтобы у ребенка был стимул поработать язычком.
Попробуйте предложить своему малышу малюсенькие кусочки мягкой пищи без пюре, чтобы он мог их помусолить, - например, кусочек вареной цветной капусты. Иногда это помогает привыкнуть к новому типу продукта.
Помогите крохе освоить пищу такой консистенции - это важный тренировочный этап перед стадией жевания. Очень важно приучить ребенка к тому, что измельченная твердая пища должна обработаться слюной и перетереться языком в процессе приема пищи. Это профилактика глотания кусков в более старшем возрасте, а также профилактика несварения на данном этапе развития.

  • Если вы замечаете, что ребенок тяжело адаптируется к новой пище, то после пюре с кусочками стоит некоторое время не давать хлеба и мяса кусочками. Когда кроха сталкивается с проблемами, стимулируйте его к жеванию и активной работе языком. К осознанной зарядке для языка он пока не готов, но старайтесь по возможности кривляться, когда ребенок, подражая вам, должен строить страшные рожицы, высовывать язык, облизываться и т.п. Поощряйте его к развитию, позволяя брать в рот, сосать и жевать разные безопасные игрушки.
  • Ребенок отказывается от измельченной твердой пищи. Скорее всего, основные проблемы - с подвижностью языка. Продолжайте давать крохе кусочки мягкой пищи в качестве основного питания, а измельченную твердую давайте в количестве пол-ложки, на которую у ребенка хватит терпения. Продолжайте развивать подвижность языка, следите за тем, чтобы ваш карапуз учился пить глотками с ложки или из чашки.
  • Малыш охотно ест печенье, но отказывается жевать яблоко и другую твердую пищу, хотя у него уже есть достаточное количество зубов. Скорее всего, челюстями он работает всего раз - при кусании, а потом печенье тает у него во рту. В этом и причина любви-нелюбви к продуктам. Обычно такие дети из всех фруктов предпочитают бананы. Тренируйте навыки жевания, постепенно переходя от мягкой пищи к твердой.
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

    По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.


    В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

    Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Комаровский о проблеме

    Не жует

    Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!


    Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

    Не ест с ложки

    Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

    Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

    Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.


    На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.


    Не хочет есть пищу кусочками

    Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.


    Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

    Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.



    Не хочет есть, пока не включат мультики

    Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.


    Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.


    • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
    • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
    • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
    • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
    • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
    • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

    Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.