Самообразование по театральной деятельности план перспективный. План по самообразованию "театрализованная деятельность - как средство развития креативной личности ребенка"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 000»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

Индивидуальный план работы

по самообразованию

воспитателя

на 2015 - 2017 учебных года

на тему:

«Нравственно-эстетическое развитие старших дошкольников

средствами театральной деятельности»

Тема: «Нравственно - эстетическое развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

Цель: нравственно - эстетическое воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

· формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

· формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

· развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма:

· Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

Беседы, просмотр картинок и видеороликов.

Знакомство с театральными профессиями. Знакомство с устройством театра изнутри.

Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности (инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», «Кот и пес»)

Развитие возможности ощутить себя «творцами» кукол.

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

(семейное видео или фото о том как это делалось)

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развитие умений передавать чувства и эмоции.

● создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;

● формируются коммуникативные качества;

● расширяется социальный опыт.

● развиваются творческие способности.

Театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Приступив к работе в детском саду, я очень долго наблюдала за детьми своей группы. Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры, я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности:

Особое внимание уделила методической литературе по работе с детьми со сказками – «Сказкотерапия» , ; «Развитие творческого мышления: работаем по сказке»

Разнообразила и дополнила развивающую среду группы новыми играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности.

Развивающую среду я пополняла исходя из комплексно – тематического планирования (тематика) и учитывала различные виды театров.

Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях.

Дети охотно смотрят и используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед. В свободное время мы с детьми часто разыгрываем – песенки, потешки, короткие стишки, знакомые учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния.

Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я стараюсь учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Делюсь опытом работы и с коллегами.

В результате грамотной организации и проведения театрализованной деятельности дети приобрели следующие навыки и умения:

Дети научились действовать согласованно.

Умеют с некоторых групп мышц снимать напряжение.

Запоминают необходимые позы.

Описывают и запоминают внешний вид любого малыша.

Знают около восьми артикуляционных уроков.

Умеют выполнять длинный вдох одновременно с незаметным коротким вздохом.

Рассказывают в разных темпах скороговорки.

Умеют произносить скороговорку с различными интонациями.

Способны строить простейший диалог. Умеют с заданными словами составлять предложения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад №2

План работы по самообразованию

« Театрализованная деятельность

как средство развития речи

у детей старшего дошкольного возраста »

Сроки реализации: сентябрь – май

2017 - 2018 учебный год

Выполнила: воспитатель Швалева О.В.

г. Миасс

Сроки реализации:

сентябрь – май

2017 - 2018 учебный год

Фамилия, имя, отчество педагога:

Швалева Ольга Васильевна

Тема самообразования:

« Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста »

Актуальность:

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Цель:

Показать роль и значение театрализованной деятельности в формировании речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развития речи и созданию условий для театрализованной деятельности.

2. Подобрать и разработать картотеки речевых игр и упражнений, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин, музыкально-ритмических разминок.

3. Создание в группе театрального уголка с различными видами театра.

4. Организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.

5. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов.

6. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;

7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

Планируемый результат :

    Повышение культуры речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.

    В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

    Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.

    Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

    Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.

    Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Этапы реализации

Мероприятие

Сроки реализации

Форма представления результатов

Методическая литература,

интернет-ресурсы

Подготовительный

(теоретический)

Сбор информации по данной проблеме

Изучение литературы по данной теме.

Проведение диагностики детей в группе.

Проведение анкетирования с родителями: «Связная речь дошкольников»

Разработка перечня необходимого оборудования для театрального уголка, уголка ряжения, уголка психологической разгрузки.

Оформление центра

речевого развития.

Разработка плана работы с детьми.

Разработка проекта с участием родителей «Театр своими руками»

Разработка конспекта НОД «Путешествие в сказку».

Разработка конспекта НОД « Знакомство с театральными профессиями »

Разработка конспекта НОД «Что такое театр?»

Сентябрь-май

Сентябрь-май

Октябрь,

Май

Сентябрь, Май

Сентябрь-декабрь

Ноябрь

Октябрь

Февраль

В течение года

Демонстрационный материал

Методический материал

Мониторинг

Анкеты

Изготовление игр и картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики; театрализованные игры, этюды.

Конспекты

Программа Веракса Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой». – М. Метафора. – 2003

Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». М.: Просвещение, 1991г.

Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

Синицын Е. Б. «Умные сказки». М.: Аист, 1998г.

Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». М.: Аркти,2002г.

Ерофеева, Т.И. «Игра-драматизация //Воспитание детей в игре"

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» Старшая группа. -

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Практический

(реализация)

Обобщающий (подведение итогов)

Образовательная деятельность с детьми

Создание театрального уголка с различными видами театра: настольный, пальчиковый, театр на магнитах, теневой театр, перчаточный, настольный, театр на фланелеграфе, театр из стаканчиков, киндер сюрпризов,

театр резиновой игрушки, масочный театр.

Создание литературного уголка.

Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

Обыгрывание этюдов; театрализованных игр; рассказывание сказок от третьего лица, групповое рассказывание сказок, рассказывание сказок по кругу, сочинение сказок.

Игры – драматизации

Использование технологии

«сказкотерапия»

Викторина «Из какого литературного произведения данный предмет?»

Организация выставки работ детей «Что такое театр»

Театральная неделя

Оформление группы ко дню театра

Постановка спектакля «Теремок» Инсценировка стихов по произведениям С. Я. Маршака.

Развлечение «Путешествие в сказку»

Изготовление атрибутов к театрализованным играм.

Образовательная деятельность с родителями

Анкета «О развитии речи Вашего ребенка»

Родительское собрание: «Роль семьи в речевом развитие ребёнка 5-6 лет»

Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей.

Оформление выставки литературы и наглядного материала по развитию речи детей.

Проект с участием родителей «Театр своими руками»

Консультации:

«Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство

всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье»

Семинар-практикум «Изготовление костюмов, масок и других атрибутов своими руками для разных видов театра в театральный уголок».

Оформление фотогазеты: «Театр- наш друг и помощник» ».

Совместное развлечение с детьми «Путешествие в сказку»

Повторное диагностирование детей

Повторное анкетирование родителей.

Картотека пословиц и поговорок, скороговорок, литературных викторин, загадок.

Картотека дидактических игр по развитию речи.

Ноябрь-февраль

Октябрь-декабрь

Ежедневно

Октябрь-май

В течение года

В течение года

Февраль

Апрель

Апрель

Май

Ноябрь

Март

В течение года

Сентябрь,

Май

Ноябрь

Ноябрь

Февраль

В течение года

Январь

Май

Март

Май

Май

Оформление картотек

Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов.

Портреты детских писателей, поэтов.

Детская художественная литература по жанрам.

Изготовление дидактических игр по сказкам.

Изготовление схем, мнемотаблиц, алгоритмов для рассказывания.

Картотеки литературных викторин, пословиц, поговорок, загадок о книгах.

Картотека

Конспект НОД по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Картотека

Выставка работ «Театр своими руками»

Выставка творческих работ детей

Показ спектакля "Теремок" детям младших групп

Атрибуты к театрализованным играм.

Анкета

Доклад

Выставка

Презентация проекта

Папки-передвижки

Участие в конкурсе чтецов «Творчество С. Я. Маршака» (театрализация)

Участие в конкурсе чтецов «Строки, опаленные войной» (театрализация)

Театральный уголок

Уголок ряжения

Литературный уголок

Речевой центр

Смотр уголков психологической разгрузки

Уголок психологической разгрузки

План самообразования воспитателя средней группы Исаевой Ю.Е на 2018-2019 учебный год на тему «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА».

Тема: «Театрализованная деятельность – как средство развития креативной личности ребенка».

Актуальность

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение - креативность.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении людей творчеством. Талантливые люди появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающегося человеческого общества.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее.

И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Актуальность моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребёнок талантлив изначально, театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться.

Задачи:


    Изучение теоретического и практического опыта по данной теме.

    Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности ( организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).

    Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства.

    Работа над культурой и техникой речи детей.

    Работа над этюдами, постановкой спектаклей.

    Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

Дата начала работы над темой сентябрь 2018 года.

Предполагаемая дата окончания работы май 2019 года.

Форма работы

Срок

Результат

Изучение

научной, методической

литературы.

Сентябрь- Май

1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.

2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2013.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 2011

4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007.

5. Жданова В. А. Театрализованная деятельность в детском саду. // Воспитатель №6, 2009.

6. Журнал «Театр и дети» Буренина А. И. СПб., 2008.

2004.
7. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2009.

8. Фурмина Л. Театр-дома// Дошкольное воспитание №12, 2009.

Беседа

«Разнообразие театров»

Работа с родителями

Октябрь

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Познакомить с многообразием кукольных театров.

    Мимика – «Подбери маску»

    Жесты – этюды на выразительность жестов.

    Пантомимика – игра «Походка»

Ноябрь

    Набор карт с изображением различных эмоциональных состояний.

    Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов.

    Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение

    Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

    Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства.

Декабрь

    Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

    Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.

Инсценировка сказки

Театральные игры

Январь

«Петушок и бобовое зернышко»

«Угадай по звуку» «Зверята»,«Где мы были,мы не скажем, а что делали - покажем» и т.д.

Театрализованные этюды

Февраль

«Зимушка, зима!»

Работа с родителями

Март

Игра драматизация

Апрель

По сказки «Муха Цокотуха».

Отчет.

Май

Отчет о проделанной работе по теме «Театрализованная деятельность – как средство развития креативной личности ребенка».

Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»

Цель: выяснить отношение родителей к театру (кинотеатру).

1. Посещаете ли вы со своим ребёнком театр, кинотеатр?
- да
- нет

2. Для чего вы посещаете:
- расширить кругозор ребёнка
- развлечься, отдохнуть
- случайное посещение

3. Когда вы последний раз были в театре:
- в этом году
- год назад
- не помню когда

4. Когда по телевидению показывают детский фильм, спектакль, мультфильм, вы:

Разрешаете смотреть ребёнку
- переключаете на другой канал
- смотрите вместе с детьми

5. Как вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?
- положительно
- отрицательно

Работа с родителями

Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии

речи детей дошкольного возраста».

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет

в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание

будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

и вся история отдельного человека как деятеля

и работника может быть представлена в развитии игры

И в постепенном переходе её в работу…»

А.С. Макаренко

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры.

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Таким образом, участвуя в театрализованных играх, дети становятся более раскрепощёнными, открытыми, улучшается их речь и взаимопонимание.

Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру»

Вряд ли найдется хоть один человек, который бы за свою жизнь ни разу не попал в мир декораций, костюмов и софитов. А если эта встреча произошла в далеком детстве, театр неизменно ассоциируется с праздником. Но перед походом в театр родителей начинают одолевать сомнения правильно ли они выбрали возраст для начала приобщения малыша к театру, что сделать, чтобы самые важные первые впечатления были только положительным?, хватит ли малышу терпения и внимания на весь спектакль, не будет ли он мешать артистам и другим детям? И как все спланировать, чтобы поход удался?

Зачем малышу театр?

Детский театр - уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Попав в театр, малыш искренне верит в происходящее на сцене, полностью растворяясь в театральном действе. Воспринимая игру как жизнь, ребенок не делает различий между развлечениями и обычными действиями. Например, когда чистит зубы или кормит куклу, убирает игрушки или ведет бой с саблезубым тигром, все это он делает играя Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику "играючи". Малыш вливается в действие на сцене, сопереживает героям, активно помогает вершить добрые дела. Ребенок подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляющегося во время спектакля, ребенок легко усваивает новые поведенческие модели, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации. Театр может стать вашим другом в воспитательном процессе. Ожившие книжные герои приобретают "вес" в глазах малыша, ему проще отделить хорошее от плохого, так как к знакомому сюжету присоединяются живая речь с нужными оттенками голоса. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на напрасные объяснения и уговоры. Просмотр спектакля развивает речь малыша, насыщая ее эмоционально-выразительными оттенками, малыш легко запоминает новые слова и выражения, при этом в его сознании формируется грамматическая структура языка. Для ребенка просмотр театрального представления обязательно сочетается с огромной внутренней работой. Он учится чувствовать, улавливать чужие эмоции, переживать. Выражение "школа чувств", которое употребляют применительно к театру, - вовсе не абстракция. Театр сочетает в себе несколько искусств: риторику, музыку, пластику. Знакомство с театром - способ воздействия легкий и непринужденный, который порадует, удивит и очарует малыша.

"Театральный" возраст

В каком возрасте стоит предпринять первый поход в театр? Если крохе - два-три года, для начала следует выбрать кукольный театр, где большинство спектаклей основано на знакомых малышу сюжетах и участвуют уже знакомые по книгам персонажи: Колобок, Муха-Цокотуха, Айболит и т. п. Малышу будет проще вникнуть в смысл происходящего и интерес к действию не пропадет. В театре зверей также предусматриваются спектакли для самых маленьких. Лучше всего, если продолжительность спектакля будет не больше часа (40-50 минут). Для ребенка четырех-шести лет сюжетная основа спектаклей весьма расширяется: подросшего малыша можно отвести не только на спектакль со знакомым сюжетом, так как степень восприятия нового, реакция уже другие, появляется чувство юмора. Сюжетный диапазон спектаклей значительно шире: это не только сказки, но и постановки по более "взрослым" сюжетам: Приключения Незнайки, Старик-Хоттабыч, Снежная королева и т.п. Длительность спектакля уже не ограничивается какими-то рамками, но лучше, если он будет с антрактом.

Какой театр выбрать?

Существует несколько основных принципов при выборе театра: советы друзей и знакомых, просмотр сайтов с репертуаром, фотографиями и отзывами, анонс (в прессе, на телевидении, в Интернете), афиши. При выборе театра для детей-дошкольников лучше отдать предпочтение специализированному детскому театру, несмотря на то, что некоторые "взрослые" театры ставят спектакли для детей. В них времяпрепровождение до начала представления чаще всего продумано до мелочей: детей встречают у входа клоуны, сказочные персонажи, с ними играют, устраивают конкурсы и т. д... Малыш сразу попадает в волшебную атмосферу театрального мира. Желательно прийти в театр заранее, чтобы малыш смог привыкнуть к новой обстановке и шум, яркие наряды его не испугали... В таких театрах, как правило, несколько первых рядов предназначены только для детей и разделены на возрастные категории: первые два ряда - для детей до трех лет, дальше - постарше, а потом - для их родителей. В некоторых театрах места для взрослых вообще не предусмотрены (родители ждут в фойе). В последнем случае необходимо учесть, сможет ли малыш смотреть спектакль без вашего присутствия или предпочесть театр, где возможен просмотр с детьми. Большими возможностями обладает кукольный театр: куклы могут парить в воздухе, внезапно исчезать и появляться, лить ручьи слез (в прямом смысле), совершать различные превращения - именно этим такой театр и захватывает впечатлительную натуру ребенка, поражая детское воображение. Такой театр особенно близок малышам; они становятся свидетелями того, как их любимые плюшевые зайцы и мишки вдруг оживают и разговаривают. Разнообразие театральных кукол часто удивляет неискушенного зрителя: существуют маленькие и огромные куклы, перчаточные и марионетки, пальчиковые и тростевые Не меньший интерес для маленького театрала постарше представляют музыкальный театр, театр клоунады.

Собираемся в театр

Удачный выбор спектакля - половина успеха в "культурном просвещении" вашего малыша. Для первого посещения нежелательно покупать билеты на театральную постановку, сюжет которой вам неизвестен. Чтобы малыш не растерялся, неплохо бы его подготовить: почитать сказку, по мотивам которой поставлен спектакль, показать рисунки, комментируя их. Тем более, что театральные спектакли для малышей часто не отличаются от общеизвестных литературных сюжетов. Подберите спектакль, который будет подходить ребенку по возрасту. Детям до трех лет идеально подходят спектакли-сказки, также их интересуют спектакли, в которых участвуют животные.

Советы:

Постарайтесь избегать посещения театра в дни школьных каникул, а также в выходные дни. Большое скопление народа помешает малышу адаптироваться в новом месте. Нежелательно посещение театра во время осенних и зимних каникул (из-за повышенного риска подхватить вирусную инфекцию)

Билеты лучше приобрести заранее: перед спектаклем их может не оказаться, так как детские театры обычно маленькие и количество зрителей в них ограничено. Если нет возможности купить билеты на места, где ребенку будет все видно и слышно, лучше отказаться на этот раз от посещения. Малыш не сможет сосредоточиться на действии. Ему придется напрягать зрение и слух, а это приведет к быстрому утомлению и потере внимания. Многие родители считают, что самые лучшие билеты в первом ряду. К сожалению, они сильно ошибаются. Все театры устроены по-разному. При покупке билетов обратите внимание на то, каков зал, где сцена, высокие ли кресла. При первом посещении лучше купить билеты в середине (приблизительно в пятом ряду). Даже если действие спектакля внезапно переместится в зал, ребенку не будет страшно. Наоборот, чувствуя вашу поддержку, он проявит интерес к происходящему и захочет потрогать героев сказки.

Старайтесь выходить из дома заранее. Иначе страх опоздать будет главной эмоцией, связанной с вашим "культурным мероприятием". Лучше всего прийти на спектакль за 30-40 минут.

Если малыш переутомлен или плохо себя чувствует и нуждается в эмоциональном и физическом отдыхе, а плохое самочувствие и "театральный" день совпали, посещение театра лучше отложить.

Постарайтесь предварить поход в театр своими объяснениями. Расскажите о правилах поведения в театре. Предложите малышу помочь вам отнести вещи в гардероб и взять номерок.

Многие мамы, посещая с ребенком театр, стараются привести его сразу в буфет. Постарайтесь не делать этой ошибки. Во-первых, ребенок мал для "взрослых" угощений, которые предлагают театральные буфеты. К тому же лучше избегать длинных очередей и большого скопления людей. Возьмите с собой что-нибудь перекусить: яблоко, сок или печенье во время антракта порадуют ребенка. Не кормите малыша во время спектакля, это отвлекает его внимание от сцены, и будет мешать окружающим.

Было бы замечательно, если бы в гардеробе ребенка было специальное "театральное" платье или костюм.

Очень хорошо, если вы приучите ребенка переодевать сменную обувь. Ведь даже самое красивое платье не будет смотреться, если на ногах надеты теплые сапоги. К тому же, в театрах обычно хорошее отопление, и в легких ботиночках малышу будет более комфортно.

После театра, когда малыш отдохнет, поинтересуйтесь о его впечатлениях, напомните имена героев, если он их подзабыл, поясните, что было непонятно. Для многих детей посещение театра настолько огромное событие, что малыш не в состоянии сразу выразить свои чувства словами. Лучше всего, если вы посвятите некоторое время обсуждению спектакля, поощряя малыша своими вопросами высказать свое мнение. Вполне возможно, что его впечатления проявятся в самой неожиданной форме, например в игре. Ребенок будет представлять свои игрушки героями спектакля. И, возможно, следующего посещения театра он будет ждать с нетерпением.

Картотека театральных игр

Карточка № 1 «Угадай по звуку»

Цель: развивать слуховое внимание детей.

Ход игры:

Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.

Карточка № 2 «Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»

Карточка № 3 «Возьмем Мишку на прогулку»

Цель :

Оборудование:

Ход игры:

Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.

Я надену Мишке теплые...штанишки.

Теплые... штанишки я надену Мишке.

Валенки-малышки я надену... Мишке.

Так, так и вот так -валенки-малышки.

Я надену... Мишке валенки-малышки,

Я надену... Мишке красное... пальтишко,

Красное... пальтишко я надену... Мишке.

А когда иду гулять, надо шапку надевать.

Мишку мы возьмем...гулять,

Будем в саночках... катать!

Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.

Карточка № 4 «Пришел Мишка с прогулки»

Цель : развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:

Мишенька ходил гулять,

Он устал и хочет спать.

Дети с Мишенькой гуляли,

Мишку в саночках катали.

Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик.

Мишка наш ходил... гулять,

Шапку с Мишки надо... снять.

А теперь пальтишко

Я снимаю с... Мишки.

Так, так и вот так -

Я снимаю с... Мишки.

Мишка наш ходил... гулять,

Валеночки надо... снять.

Теплые... штанишки

Я снимаю с... Мишки.

Так, так и вот так -

я снимаю с... Мишки.

Мишка наш ходил... гулять,

Он устал и хочет... спать.

Вот его кроватка,

Будет спать он... сладко.

Баю-бай! Баю-бай!

Спи, Мишутка,... баю-бай!

Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.

Карточка № 5 «Прятки»

Цель: развивать навык звукоподражания.

Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.

Ход игры:

Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.

Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?

Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.

Вдруг мишка прячется за домик.

Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!

Где ты? Где ты? Отзовись!

Мишка, Мишка-шалунишка!

Где ты? Где ты? Покажись!

В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.

Карточка № 6 «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:

«Где вы были, мальчики и девочки?

Что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,

а что делали - покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

Карточка № 7 «Игра с пальчиками»

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

Оборудование: куклы пальчикового театра.

Ход игры:

Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик - дедка,

Этот пальчик - бабка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

Этот - наш малыш,

Зовут его... (называет имя ребенка).

Карточка № 9 «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле - и соответственно изменять свое поведение.

Карточка № 8 «ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры.

Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I группа - задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа - задание «идти». Возможные

варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III группа - задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV группа - задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

V группа - задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

а) кошку;

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

Самообразование по теме:
«Развитие творчества детей дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Зеренкова Ирина Андреевна
г. Кемерово МАДОУ №219
"Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по - настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.
К.С.Станиславский

Актуальность.
На всех этапах становления педагогики, проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности. Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить. Театр радует детей, развлекает и развивает их, им нравится общаться, они учатся творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в ином мире.
Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театральная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребёнка в сложный социальный мир.
Предлагаемая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста. У детей 5-6 лет жизни уже сформированы основные речевые, поведенческие, музыкальные, двигательные навыки. В этом возрасте ребёнок может легко оказаться от сиюминутного желания и подчиниться требованию выполнения взятой на себя роли.

Цель - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:
Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
Развитие любознательности инициативности, способности к творческому самовыражению.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Этапы работы:
1. Изучить книгу «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханева.
2. Изучить журнал «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта.
3. Изучить статьи в интернете по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте».
4. Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.
5. Составить перспективный план работы.

Ожидаемый результат:
- в процессе театрализованной игры пополнятся знания детей об окружающем мире;
- разовьются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
-совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставит детям радость, вызовет активный интерес, увлечет их.

Формы работы с детьми:
игра
импровизация
инсценировки и драматизация
объяснение
рассказ детей
чтение воспитателя
беседы
просмотр видеофильмов
разучивание произведений устного народного творчества
обсуждение
наблюдения
словесные, настольные и подвижные игры.
пантомимические этюды и упражнения.
Оборудование:
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- конусный
- теневой
- фланелеграф
- магнитный
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюмы

Используемая литература при работе над данной темой:
1. Выготский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте»
2. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.
3. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
4. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр –Творчество –Дети». Москва 2002.
5. И.П. Посашкова «Оганизация творческой деятельности детей 3-7 лет». Волгоград 2009
6. 1. Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова, - М.: Просвещение. 2005
7. 2. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. / М.Д. Маханева, - М.: Посвещение. 2005
8. 3. Щеткин, А.В. Театрализовання деятельность в детском саду. / А.В. Щеткин, - М.: Просвещение 2007.
9. М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».
Журнал «Воспитатель в ДОУ»:
«Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
«Играем с детьми раннего возраста» (№3/2013г.)
«Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
«Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)
«Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.)
«Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)
«Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)
«Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)
Статьи в интернете:
«Театрализованные игры в ДОУ» О.В.Акулова. (portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php)
Проект «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (ozreksosh.ru).
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (Зернова Е.Н., Чурина О.И.) - «Театрализованные игры в детском саду». (nashideto4ki.ru›…teatralizovannye…v_detskom_sadu…)

Месяц Тема, занятие Методические рекомендации Цели и задачи
Сентябрь Мир театра. Презентация «История возникновения театра» Развивать у детей интерес к театральному искусству.
Познакомить детей с различными видами театра.
Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
«За кулисами» Знакомство с театральными профессиями и их важностью.
Театральные игры Сюжетно-ролевая игра «Театр».
Разнообразный мир театра Показ разнообразия театров (теневой, настольный, кукольный и т. д)
Октябрь Мимика Жесты Упражнения: «Изобрази эмоцию» («Радость»; «Огорчение»; «Гнев»)
«Позови движением»
«Приглашение на танец» Познакомить с основами актёрского мастерства.
Учить изображать эмоциональное состояние персонажа.
Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.).
Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение.
Воспитывать интерес к театральной деятельности.
Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;
развиваем сценическую раскрепощённость.
Развитие слуха и чувства ритма у детей.
Сила голоса и речевое дыхание Игры и упражнения на опору дыхания: «Птичий двор», «Эхо»
Дыхательная гимнастика:
«Маятник»; «Задуть свечу»;
Пантомима
игра «Вьюга»;
упражнения на развитие сенсомоторики;
Слух и чувство ритма. игра «Лиса и волк»;
игра «Ловим комариков»;
игра «Волшебный стул»;
Ноябрь Сценическая пластика
игра «Не ошибись»;
игра «Если гости постучали»;
пальчиковые игры «Бельчата»; Развиваем умение передавать через движения тела характер животных. Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. Знакомство с миром чувств и эмоций;
Развиваем умение передавать через движения тела характер животных.
Знакомство с миром чувств и эмоций;
развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими.
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас
Расслабление мышц
этюд на расслабление мышц «Штанга»;
игра «Волк и овцы»;
Чувства, эмоции этюд «Отряхнем руки»;
этюд «любимая игрушка»;
этюд «Кривое зеркало»
Культура и техника речи Игры ««Фраза по кругу», «Фантазии о...»
Декабрь Инсценировка шуток-малюток Артикуляционная гимнастика;
Игра «Птицелов»;
пальчиковые игры
Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением.
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);
Развиваем воображение; расширяем словарный запас.
Игры и упражнения на создание игровой мотивации.
Знакомство с русскими народными костюмами.
Ай-да ребята! Изготовление настольного театра, с использованием игрушек из киндер-сюрприза
«Чудесное перевоплощение» Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. Отгадывание загадок.
«Пойми меня» Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. Загадки, игры
Январь «Ну-ка встанем все в кружок….» игры-импровизации Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.
Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.
Учить связно и логично передавать мысли.

Одну простую сказку хотим мы…. Рассказываем про любимые игры и сказки
«Волк и семеро козлят» «Волк и семеро козлят» чтение, пересказ.
Февраль «А представьте себе…» Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, костёр…Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза…Взять со стола нитку, как будто это –змея, горячая картошка, пирожное; Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.
Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса;
Развивать правильное речевое дыхание;
Воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.
Драматизация Показ сказки «Волк и семеро козлят» для младшей группы.
Рисуем театр Совместная деятельность детей и родителей (конкурс рисунков «В театре»)
«Вечер с бабушкой Загадушкой » Отгадывание загадок. Заучивание скороговорок.
Март Самостоятельная театральная деятельность, Драматизация сказок, настольный и кукольный театр. Развивать воображение, фантазию детей, дать возможность детям проявить себя наедине с куклой и совместно с друзьями.
Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.
Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.
Закреплять в речи детей понятие «пантомима»
Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Театральные игры «Что изменилось?»
«Поймай хлопок»
«Тень»
«Веселые обезьянки»
«Супер пальчики» «Ладушки, ладушки», «Пальчики гуляют», и т.д
Сочиняем сказку сами. Демонстрация театра на фланели.
Апрель Подготовительный Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди» Учить связно и логично передавать мысли.
Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.
Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Подготовительный Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов
Репетиция Подготовка к спектаклю. Заключительная репетиция.
Постановка театра Спектакль «Гуси-лебеди». Показ для родителей.
Май Театрализованные игры Театрализованные игры «Веселые обезьянки», «Поварята», «И я тоже!», «Угадай, что я делаю?». Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.
Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.

«Зазеркалье» Передать эмоциональное состояние другого человека
У страха глаза велики Чтение, пересказ сказки.
Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять Придумывание рифмы к словам.

Дата публикации: 11.09.17

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Ф.И.О. педагога _Маслова Надежда Геннадьевна

Образование _высшее

Специальность _воспитатель

Стаж педагогической работы _12лет

Курсы повышения квалификации ________________________________________________________________________

Тема: Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

Дата начала работы над темой 2017г.

Предполагаемая дата окончания работы 2018г .

Цель: создание условий для успешногоразвития речи детей через театрализованную деятельность.

_______________________________________________________________________________________________________

Задачи:

выявить пути и охарактеризовать условия развития связной речи дошкольников в театрализованных играх

- развитие свободного общения со взрослыми;

Совершенствовать диалогическую форму речи;

Развивать монологическую форму речи;

Повысить собственный уровень знаний

Пояснительная записка

Дошкольное образовательное учреждение первое исамое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источникразвития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Формы работы

Пополнение предметно-пространственной среды

Изучение методической литературы по теме СО

с педагогами

с родителями

сентябрь

Провести диагностику детей по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести:

Дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»);

Дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);

Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

- Осенний театрализованный праздник.

- Настольный театр «Лиса и кувшин».

Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей»

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей.

сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»);

Сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Заяц», «Собака», «Девочка и кукла», «На море»).

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной л

Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.

«Пушок» Г.Скребицкого.

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи через театрализованную деятельность»

Консультация для родителей:

- «Каждый ребенок - индивидуальность!»

Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика «Я читаю»;

- сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»);

Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам из художественной литературы.

- «Охрана зрения и слуха».

- дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;

- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

Работа с загадками. Составление загадок.

Консультация для педагогов.Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

- Загадки-складки о профессиях;

- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «чашечка», «язычок», «бегемотик», «хоботок», «иголочка», «вкусное варенье».

Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.

Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

Консультация для воспитателей "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Консультации для родителей:

- «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье ребенка».

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;

Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.

Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Квартальный отчет в виде презентации

Консультации для родителей:

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»;

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.

Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Консультации для родителей:

Призентация для родителей на тему «Книга сказок». Обучение сочинению сказок.

- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);

Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.

Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

- Инсценировка по сказке С.Я. Маршака «Кто колечко найдет».

Отчет о проделанной работе по самообразованию-презентация

- «Детские игры – дело серьезное».

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;

- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003.

Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

Были использованы следующие формы и методы работы с детьми и родителями:

- занятия;

- экскурсии;

- беседы;

- игры – инсценировки;

- досуговые игры;

- подвижные игры;

- музыкально-хороводные игры;

- наглядно – информационный метод;

- анкетирование родителей;

- проведение родительских собраний;

- оформление уголка «Для Вас, родители»;

- участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений.

Практические выходы :

1. Просмотр непосредственно образовательной деятельности.

Тема: Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

2. Оформление папки-передвижки. Тема:

- «Развитие речевого дыхания».

- «Связная речь».

- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».

- «Как избежать школьных неудач» .

Оформить центр речевого развития детей.

3. Выставка работ. Тема: _ Конкурс чтецов.

4. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Мы и родители

5. Проект. Тема: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир театра»

6. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Выход:Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей.