Развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста

Наталья Бобкова
Развитие творческих способностей у детей

Консультация для родителей.

«Развитие творческих способностей у детей » .

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так :

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной до солнца достать

И подарить его людям.

На протяжении многих лет люди размышляют о том, как воспитать творческую личность ? В чём секрет успеха? Что же такое творчество ?

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество - это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим , если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству , нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

Воображение - это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим - когда образ предмета создается по его описанию, и творческим - когда рождаются абсолютно новые образы.

Креативность - это способность к творчеству , готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схеммышления.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал , во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка . Поэтому формирование творческой личности , одна из наиболее важных задач воспитания.

Обычно родители акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображения . Конечно, никто не спорит, что все эти три пункта очень важны для ребенка, но полностью творчество исключать нельзя . Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности , то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей :

1–2 года : кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания - вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;

3–4 года : пик творческой активности малышей , и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия - напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности ;

5–6 лет : занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение , фантазию, таланты.

Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. За частую, многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью , но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. Нельзя вырастить творческую личность , не изменив собственный привычный уклад жизни. Живите ярко и насыщенно, постоянно развивайтесь и самосовершенствуйтесь. Такая атмосфера весьма плодотворно влияет на развитие творческой личности . А если родители обладают определенными творческими способностями , то это просто идеально - может получиться прекрасный семейный творческий тандем . Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек , то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду. Главное - иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса.

1. Окружающий мир

Совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;

Рассказы о животных и растениях;

Объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;

Ответы на все интересующие малыша вопросы : почему, как, зачем и откуда.

2. Развивающие игры

Покупайте детям настольные развивающие игры ;

У них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек ;

Они должны соответствовать их возрасту;

Мозаики и конструкторы - самый оптимальный вариант.

3. Рисование

Очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;

Не жалейте бумаги на это дело;

Никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду : возможно, это и есть тот самый творческий хаос ;

Сначала - изучите цвета, затем - познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.

Лепка развивает маленькие пальчики , творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;

Вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;

После этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;

Пластилин должен быть ярким и мягким.

Книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;

Старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений : сказками, рассказами, стихами;

Берите малышей с собой в библиотеку;

Книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности ;

Тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность : обычно этот метод нравится деткам любого возраста.

С младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;

Пойте ему колыбельные как можно дольше;

Это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию : обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят , что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве , так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.

Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.

Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.

  • Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, .
  • А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.

Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в .

Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?

Структура творческих способностей

Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.

Общий уровень творческих способностей

Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.

Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.

Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое , отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.

Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.

Творческое мышление – какое оно?

Изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.

  • Гибкость мышления, то есть не только способность быстро переключаться с одной проблемы на другую, но и умение отказываться от неэффективного решения, искать новые пути и подходы.
  • Смещение фокуса – умение человека взглянуть на объект, ситуацию или проблему с неожиданного ракурса, под другим углом зрения. Это дает возможность рассмотреть какие-то новые свойства, особенности, детали, незаметные при «прямом» взгляде.
  • Опора на образ. В отличие от стандартного логического и алгоритмического мышления, творческое носит образный характер. Новая оригинальная идея, замысел, проект рождаются как яркий объемный образ, лишь на этапе разработки обрастая словами, формулами и схемами. Недаром же центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за работу с образами.
  • Ассоциативность. Способность быстро устанавливать связи-ассоциации между поставленной задачей и информацией, хранящейся в памяти – это важная особенность умственной деятельности творческих людей. Мозг креатива напоминает мощный компьютер, все системы которого постоянно обмениваются импульсами, несущими информацию.

Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.

Творчество и интеллект

Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду . Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.

По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.

Специальные способности в творчестве

Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.

Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.

Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.

Как определить у себя наличие творческих способностей

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Как развивать творческие способности

Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.

Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.

Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.

Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.

Специально для развития креативности, мышления и разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.

Упражнение «Цепочка ассоциаций»

Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.

  1. Возьмите лист бумаги и ручку.
  2. Выберите какое-то слово. Выбор должен быть произвольный, можно просто открыть словарь на первой попавшейся странице.
  3. Как только вы прочитали слово, сразу же «поймайте» в голове первую ассоциацию на него и запишите ее.
  4. Далее в столбик запишите следующую ассоциацию, но уже на записанное слово и так далее.

Следите за тем, чтобы ассоциации были последовательными, на каждое новое слово, а не на предыдущее или самое первое. Когда их в столбике наберется 15-20, остановитесь и внимательно прочитайте, что у вас получилось. Обращайте внимание на то, к какой сфере, области действительности относятся эти ассоциации. Это одна сфера или их несколько? Например, к слову «шляпа» могут быть ассоциации: голова – волосы – прическа – расческа – красота и т. д. В данном случае все ассоциации находятся в одном смысловом поле, вы не смогли выйти из узкого круга, перескочить через стереотипное мышление.

А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.

Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным. В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.

Упражнение «Предмет-универсал»

Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.

  1. Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
  2. Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.

Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?

Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.

Это только примеры упражнений на . Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.

В современном обществе очень высоко цениться творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. Но неизвестно, по какой причине, к сожалению, многие родители

Не считают важным составляющим в процессе воспитания развивать творческие способности детей . Обычно они акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображения. Конечно, никто не спорит, что все эти три пункта очень важны для ребенка, но полностью творчество исключать нельзя. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. Естественно у каждого ребенка творчество проявляется по-разному: у кого-то в меньшей степени, у кого-то и в большей. Все это будет зависеть от природных задатков. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.

Что такое творческие способности?

Сегодня творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих:
-умение познавать все новое;
-стремление к познанию;
-активность и живость ума;
-умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;
-стремление к постоянным открытиям;
-умение применять на практике полученные опыт и знания;
-свобода воображения;
-интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.

Когда необходимо развивать творческие способности детей?

Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течении последующей жизни просто совершенствуются и реализуются. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно и быть раннее детство. Очень часто родители несерьезно воспринимают «небылицы» своих маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе взрослые даже их пресекают. Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного возраста. И не стоит ни в коем случае мешать этому процессу. Просто сделайте вид, что верите в доброго Волшебника и в то, что непременно сегодня побываете на Луне и т.п. Именно в таких «воображалках» и зарождается творческий потенциал. Взрослые должны знать и помнить о том, что пик творчество у детей наступает в 3-4 года. В этом возрасте малыши могут насочинять такое,что мы, взрослые просто диву даемся – каким образом это вообще можно придумать.

С чего начать развитие творческих способностей у детей?

А начать, прежде всего, стоит с себя! Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. За частую многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. А если родители обладают определенными творческими способностями, то это просто идеально - может получиться прекрасный семейный творческий тандем. Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек, то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду. Главное - иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса.
Не воспринимайте совсем невинные фантазии маленького выдумщика как что-то примитивное, помните, что любая фантазия ребенка это скрытое зерно творчество. А также и не стоит смеяться над детскими небылицами. Так как творческий ребенок видит обычные вещи в другом ракурсе. Не огорчайтесь и не пытаетесь ругать и наказывать малыша за то, если он говорит, что на картинке изображена, допустим рыбка, а не как самом деле - чайник, не стол, а - осьминог и так далее. Естественно, маленький воображало прекрасно знает, как выглядят стол и чайник, и что именно они изображены на картинке, просто ему, скорее всего, захотелось пофантазировать. Не забывайте, что малышу в этом возрасте не хочется воспринимать общепринятое понимание вещей, а наоборот хочется дать волю воображению и творчеству.
Чрезмерная серьезность, скованность и консервативность родителей не совсем подходящие помощники для того, чтобы развивать творческие способности детей . Взрослым в обязательном порядке стоит научиться играть в детские игры . Веселитесь, шалите и не бойтесь на определенное время стать детьми. Нарушайте иногда существующие правила поведения взрослых, ведь все это во имя ваших же детей. И это не только сблизит вас с ребенком и будет способствовать , но и станет своего образа хорошей «здоровой» психотерапией, позволяющей отвлечься, отдохнуть и если хотите, даже снять напряжение или стресс. В обязательно порядке сочиняйте с ребенком сказки, стихи, придумывайте несуществующих растений и животных, т.е. поддерживайте всячески творческую инициативу малыша.

Методы развития творческих способностей детей

На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды детской деятельности, которым достаточное внимание уделяется в детском саду, но если ваш малыш не посещает это учреждение, то это тоже не беда. Вы самостоятельно можете с ним заниматься и дома. И это совсем не сложно, а даже наоборот весьма увлекательно и интересно.
И так, методы развития творческих способностей детей :

1. Окружающий мир

На прогулке, транспорте, дома - в общем везде где вы находитесь вместе со своим ребенком обсуждайте что именно вас окружает и что происходит вокруг вас. Такое общение архиважное не только для воображения малыша, но для всего развития в целом. Ваши рассказы о животных, явлениях природы, растениях и других вещах окружающего мира, ваш речь – это самый первый и очень важный урок для ребенка. Таким образом, переданные вами знания и понятия будут хорошим стартом для последующего обучения ребенка, и в том числе и творческих.

2. Развивающие игрушки и игры

Желательно родителям по возможности следить за тем, чтобы в арсенале непоседы было как можно больше полезных игрушек (или все). В обязательном порядке должны присутствовать конструкторы и мозаики, но естественно все должно соответствовать возрасту ребенка.
А перед тем как дать в руки малыша очередную игрушку - ознакомьтесь с ней сами и решите, принесет ли она какую-нибудь пользы ему. Можно воспользоваться следующими играми, влияющими и стимулирующими развитие творческих способностей у детей :

-«Превращение»

Нарисуйте 4 круга ребенку, и дайте ему возможность пофантазировать: пускай он их во что-нибудь превратит (дорисует). К примеру, в цветок, солнце, снеговик, воздушный шарик и т.п. Кстати тоже самое можно и проделать с остальными геометрическими фигурами;

- «Что там такое?»

Необходимо положить какой-нибудь предмет в шкатулку или коробочку и пусть ваш любимый выдумщик угадает, что же там находится, но при этом он может задавать вам сопутствующие вопросы и строить свои догадки;

-«Хорошо-плохо»

Взрослые называют предмет, а малыш должен сказать, как он считает, что в нем плохо и что - хорошо.Например, утюг: хорошо, что можно погладить белье, плохо, что можно обжечься. Ветер: хорошо - не жарко в солнечных день, плохо- можно простудиться и заболеть и так далее.;

-«Игры со словами»

Если стоите в очереди в магазине или поликлинике, идете с детского сада играйте с малышом в слова: вы называете определенное слово, а он пусть учиться подбирать к нему противоположное слово по значению (антоним): добрый- злой, сухой- мокрый, черный -белый; синоним (близкое по значению): красивый- прекрасный, работать –трудиться и т.д.;

-«Нестандартные задачки»

Необходимо чтобы ребенок пытался найти предметам необычный способ использования. К примеру, ложкой можно не только кушать, но и переливать жидкость из одной емкости в другую и т.п. Постарайтесь придумать необычный способ использования мяча, зеркала, кружки и других предметов. И самое важное: не бойтесь сами придумывать различные задачки для «всезнающего» детского ума. Одним из вариантом может быть и это: в город приехал цирк, но по каким-то причинам в городе закончился весь клей и афиши расклеить нечем. А как тогда сделать так,чтобы все жители узнали про цирк? Или: вся семья пошла в лес и взяли собой хлеб, консервы, компот, а нож забыли. И как теперь открыть банку?;

- «Что будет, если…»

Предоставьте возможность малышу пофантазировать: что будет если вдруг все станут великанами или кошки начнут говорить человеческим языком так далее.

3. Рисование

Дайте своему малышу в руки фломастеры, кисточки, краски, карандаши. Запаситесь бумагой и конечно … терпением. Да, безусловно, вам придется, потом стирать перепачканные штанишки и рубашки и следить за тем, чтобы маленький художник не изрисовал весь дом, а ограничился только лишь бумагой. Ничего страшного в этом нет, все через это проходят! Вдруг у вас растет маленький «Репин» или «Пикассо»! Лучше заняться рисованием вместе с малышом и научить его правильно держать кисточку и пользоваться красками. В начале лучше всего изучить все цвета, а затем приступайте к рисованию. Начинайте с рисования простых геометрических фигур. Но при этом стоит непременно обсуждать весь процесс, а особенно первые «шедевры» ребенка. И когда он уже научиться многому, то дайте волю его самостоятельности.

4. Лепка

По каким - то причинам далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И очень зря! Ведь именно лепка очень полезна для ребенка, она развивает пальчики, и к тому же пробуждает творческие способности детей и позволяет малышу проявить всю его фантазию. На первых началах вы будите лепить шарики, колбаски, колечки, а затем постепенно малышу самому захочется расширить свой спектр умений и он начнет лепить что-то уже более сложное. Родители обратите внимание на то, чтобы пластилин был мягкий и яркий!

5. Чтение

Читать детям требуется не только на ночь, но и в любое другое время. Это должны быть подобранные по возрасту и желательно интересу ребенка сказки, рассказы, стихи, литературные произведения. Некоторые специалисты утверждают, что чтению для ребенка необходимо уделять не менее 30 минут в день. А если вы будите вместе с ним посещать библиотеку, то увидите, когда он подрастет и пойдет в школу - он сам будет захаживать частенько в библиотеку. Книга, как ничто другое дает определенный полет фантазии и огромную возможность для воображения, а значит и способствует развитию творческого потенциала.

6. Музыка

Детские песенки и классическую музыку ребенок должен слушать с раннего детства. Это положительно влияет на развитие памяти и образного мышления. И постепенно вы вместе с ним будете петь сами песенки. В случае, если вас каким-то образом обошли музыкальные способности, то по желанию малыша можно отдать его и в танцевальный кружок или кружок по обучению игре на конкретном музыкальном инструменте.

7. Аппликация

Не бойтесь давать в руки ребенка ножницы. Пускай сначала под вашим присмотром он вырежет определенный предмет, а вы в свою очередь объясните ему все необходимые правила соблюдения техники безопасности и памятку по пользованию ножниц. Начните с простой аппликации из геометрических фигур. Можно, к примеру, нарисовать на цветной бумаге фигуры, а затем пусть малыш вырежет и сам составит аппликацию по своему замыслу. Очень удобно также использовать уже готовые комплекты для аппликаций.

Прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, помните о самых простых истинах:

Развивайте творческое воображения малыша везде и всегда, а не только в специально отведенное для этого время и место;
- окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;
- у малыша должен быть необходимый «арсенал» инструментов и материалов для детского творчества: пластилин, краски, цветная бумага и многое другое;
- поощряйте и хвалите только безопасные творческие детские инициативы;
- не превращайте занятия с малышом в скучные уроки и всегда поддерживайте его инициативы;
- не давайте слишком много информации детскому мозгу. Не стоит забывать,что ваша задача - развитие способностей;
- процесс развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер;
- обучение и развитие малыша дошкольного возраста должно происходить только через игровые задания, упражнения и саму игру.

Когда-то очень мудрый восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Вот этой мудростью и руководствуйтесь при воспитании своего маленького творца. У каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одних детей будет, например, максимальным нарисовать радугу, а для других -целую картину вокруг нее. Помните об этом!

Сегодня всем хорошо известно, что высоких профессиональных результатов достигают люди творческие – те, кто с детства имел собственную точку зрения, не боялся высказывать её, демонстрируя новый, нестандартный подход к ситуации. Чем раньше мы начнём формировать у ребёнка творческий подход ко всему – тем успешнее он будет в жизни. С чего начать - расскажет наша статья.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результативность. Другими словами, творческие способности заключаются в умении находить .

Творческие способности детей дошкольного возраста

2. Создавайте с ребёнком «шедевры» из разнообразных материалов!
Этим вы будете способствовать развитию творческого мышления и мелкой моторики. Например, создайте зимний ночной пейзаж с помощью клея и соли. Нарисуйте произвольный рисунок клеем на чёрном листе бумаги, а после посыпьте бумагу солью - получится «снег». Стряхните лишнее и увидите, что зимний пейзаж готов. Если же использовать различные крупы – вы сможете создавать разноцветные творения, что принесёт большое удовольствие от подобной игры и вам, и малышу! Получившийся «шедевр» станет приятным подарком родственникам или важным элементом семейной галереи.

3. Чаще общайтесь с природой!
В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев. Известно, что таким способом пользовался Леонардо да Винчи при поиске идей. В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев. Известно, что таким способом пользовался Леонардо да Винчи при поиске идей. Развитию творческого взгляда ребёнка на мир способствует изготовление поделок из природных материалов: листьев, семян, шишек, каштанов, ракушек, морских камешков, песка. Такой способ очень быстро даст положительные результаты, которые будут выражаться в стремлении ребёнка к познанию, развитии креативного и логического мышления.

4. Не забывайте о развитии речи!
Для того чтобы ребёнок научился выражать свои идеи словесно, важно развивать и его речь. Придумывайте вместе с малышом , создавайте новых героев, сочиняйте продолжения существующих сказок, переселяйте героев из одних сказок в другие. Давайте ребёнку слова с просьбой найти к ним рифму, сочиняйте стихи и песни. Полезно играть в разные ассоциативные игры, где малышу будет предложено отыскать связь между двумя ничем не связанными предметами, словами, и составить с ними рассказ, который можно снабдить иллюстрациями! Хорошим продолжением этой увлекательной истории может быть игра на этой основе, где героев будут ждать удивительные приключения.

Развитие творческих способностей через игру

Как основной способ деятельности дошкольников влияет на формирование личности, в том числе и творческого начала. Развивайте малыша, играя с ним. В арсенале у ребёнка должны быть развивающие игры, игрушки, конструкторы, мозаики, раскраски, аппликации.


Займитесь с малышом и этими увлекательными играми-занятиями:
1. «Весёлые картинки»
Изобразите на бумаге геометрические фигуры и предложите ребёнку «превратить» их во что-то новое. Это может быть всё, что угодно: солнышко, цветок, кукла и т.д.
2. «Угадай!»
Поместите любой предмет какой-нибудь предмет в коробку с крышкой и предложите малышу угадать, что там. Пусть ребёнок размышляет: задаёт вопросы, фантазирует, выстраивает логическую цепочку.
3. «Хорошо и плохо»
Родители называют предмет либо явление, а ребёнок должен размышляет о его положительных и отрицательных качествах. К примеру, снег: хорошо, что можно кататься на санках, плохо, что можно простудиться. Печь: хорошо, что можно приготовить пищу, плохо то, что обжечься.
4. «Слова»
Едете в транспорте, стоите в очереди с малышом, гуляете – не теряйте время попусту, играйте в «Слова»! Скажите любое слово и предложите маленькому выдумщику подобрать к нему антонимы (противоположные по значению слова): холодный - горячий, весёлый - грустный; синонимы (близкие по значению): хороший - отличный, обманывать - врать и т. д.
5. «Необычное использование предмета»
Предложите ребёнку находить необычные способы использование самых обычных предметов. Здесь приветствуется безграничная фантазия! Например, в кувшин можно не только наливать компот, но и ставить туда цветы и т. д. Пусть он придумает необычный способ использования ложки, стула, гвоздя и других предметов! Не ленитесь, придумывайте различные логические задачки! Кстати, это прекрасный повод развить и ваше логическое мышление. Пополняйте запасы своих головоломок из специальной литературы или всемирной паутины.
6. «А вдруг?»
Предложите малышу развить какую-либо тему: а что бы было, если бы вдруг, например, все стали лилипутами или животные начали бы разговаривать по-человечески?

Домашний кукольный театр. Развитию творческого начала будут способствовать и представления домашнего кукольного театра, которые можно устраивать во время уикендов и семейных праздников. Пальчиковые куклы и «петрушки», вручную сшитые игрушки для театра, оригинальные декорации создадут непринуждённую атмосферу, позитивно влияющую на полёт фантазии вашего ребёнка! А одобрение присутствующих на представлении членов семьи и гостей продемонстрируют малышу, как замечательно творчески проявлять себя, фантазировать!


Рисование. Первые опыты по изобразительному искусству можно начинать, когда малышу едва исполнится 6 месяцев. В этом возрасте вместо кисти малыши используют свои ладошки - это называется «пальчиковое рисование», которое относится к методикам раннего развития. Сегодня оно очень популярно. Усадите малыша на высокий стульчик со столиком, повяжите фартук, положите лист бумаги и разрешите окунать пальчики в краски! Увидите, какие необычные картины получатся! Это не только доставит удовольствие вам и вашему ребёнку, но поможет больше узнать ему о цветах, фактурах и свойствах предметов. А работа пальчиками будет стимулировать деятельность головного мозга маленького художника! Когда малыш подрастёт, снабдите его всеми средствами для рисования: альбомами, фломастерами, карандашами, акварельными красками и гуашью, кисточками. Покажите малышу, как верно держать карандаш и кисточку, использовать разные краски. В процессе рисования малыш выучит цвета, запомнит геометрические фигуры и формы предметов, а через время порадует пейзажами и портретами!

«Это интересно! Выдающийся педагог Василий Сухомлинский писал, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев, имея ввиду, что там расположены нервные окончания, отвечающие за работу головного мозга. Следовательно, пальчиковое рисование и лепка будут стимулировать развитие мозга вашего малыша!»

Лепка. Лепить очень полезно, ведь это стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, развивает мелкую моторику ребёнка, творческое мышление и воображение. Приобретите качественный нетоксичный пластилин, специальную массу или глину для лепки – и пусть малыш катает шарики, колбаски и колечки! Не ограничивайте фантазию – в технике лепки можно научиться делать даже картины или сказочных героев!
Аппликация. Научите малыша вырезать фигуры. Предварительно объяснив правила работы, дайте ребёнку ножницы: пусть с вашей помощью он вырежет по контуру рисунок, а потом наклеит его на картон. Можно начать с несложной из геометрических фигур или использовать готовый комплект для аппликаций.
Чтение. Читайте ребёнку ежедневно, никак не меньше 30 минут в день. Стихи, сказки, рассказы, загадки и поговорки - всё это принесёт малышу радость, благотворно повлияет на развитие памяти. Когда ребёнок подрастёт - обязательно запишитесь в детскую библиотеку. Хорошая книга развивает фантазию, воображение, позитивно влияет на развитие речи.


Музыка. Разнообразную музыку (детские песенки, классику для детей) нужно включать ребёнку с самого раннего детства. Музыка чудесно развивает слух, память, образное мышление, помогая стать творческой личностью. Пойте песни вместе с малышом, поощряйте его первые танцевальные движения. Если вы заметите, как ребёнок легко запоминает и воспроизводит мелодию - можете смело отдавать в музыкальную школу.

Видео, раскрывающее секрет регулярных успешных творческих занятий с ребёнком

Радуйтесь творческим успехам!

«Совет. Радуйтесь вместе с ребёнком его творческим начинаниям! Малышу важно одобрение творчества, ведь это закрепляет его веру в собственные силы».

Увидев, как взрослые с улыбкой поощряют художественные опыты маленького творца, малыш будет стремиться к созиданию снова и снова. В сознании ребёнка закрепится положительный образ того, что делать что-то своими руками, придумывать, создавать – это хорошо. Малыш будет активным, инициативным, находчивым, будет стремиться учиться новому и совершенствовать приобретённые навыки.
Не ругайте ребёнка, если он испачкался или испортил что-то. Застелите рабочее пространство ребёнка газетами или полиэтиленом, наденьте малышу фартук. По окончанию работы или игры - сделайте уборку вместе с ребёнком: – тоже важный момент!
Именно из творческих личностей получаются настоящие профессионалы, хорошие руководители, харизматичные лидеры. Способность нестандартно рассматривать проблему, иметь несколько вариантов её решения формируется в детстве, и чем раньше родители поймут значимость творческого развития малыша – тем более успешной личностью он будет!

Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля.

В философском понимании (Бердяев Н.А., Юнг К., Овчинников В.Ф. и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития. Психологи (Богоявленская Д.Е., Леонтьев А.Н., Пономарев Я.А. и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности.

Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое. Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего по замыслу и материальному воплощению. Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д. .

В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (Андреев В.И., Козырева Ю.Л., Кудюткин Ю.Н. и др.). Исследователи (Веретенникова Л.К., Глухова С.Г., Кравчук П.Ф. и др.) рассматривают сущность творчества, как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место.

Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б. Гутчин пишет: «Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности» .

Таким образом, творчество - это деятельность, которая порождает качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, имеющее социальное значение.

Как отмечают исследователи (Веретенникова Л.К., Глухова С.Г., Кравчук П.Ф. и др.), творчество есть результат деятельности воображения, направленной на воссоздание и трансформирование прошлого опыта, его дополнение за счет продолжения сюжета, развития эпизодов, введения новых персонажей и пр.

В психолого-педагогической литературе понятие креативность рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности.

Дж. Рензулли определяет креативность как творческий потенциал и способности индивида, которые проявляются в ментальных актах, чувственно-эмоциональных процессах, в его коммуникации с другими индивидами, а также в различных видах деятельности, активно связанных с созданием тех или иных предметов или продуктов деятельности .

Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды .

Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода .

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В данной работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, независимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода .

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризует следующие основные особенности:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид .

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей к совершенствованию первоначального замысла[ 42, с. 48].

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция .

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек сформирует о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей - это основное свойство воображения, которое обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления.

3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях .

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого можно определить основные направления в развитии творческих способностей дошкольников:

1. Развитие воображения.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным .

Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Также существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.

Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречие и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность - это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Л.С. Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении.

2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия.

3. Формирование умения разрешать противоречия.

И еще одно качество, формирующее творческое мышление, - это системность.

Системность - это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающуюся во времени.

2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого .

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличии от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л.С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л.С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» .

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Отличительные возрастные особенности дошкольников выражаются в следующем:

1. Интенсивность протекания процессов физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга.

2. Быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные условия для воспитания и обучения.

3. Это наиболее сензитивный период для развития речи, воображения (пик развития воображения 4-5 лет), восприятия, различных форм мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное); и что для нашего исследования самое главное, развития художественных способностей.

4. Склонность детей к повторению, что способствует приобретению и закреплению навыков, но повторение должно сочетаться с постепенным нарастанием и усложнением материала.

5. Легкое запоминание услышанного, часто механическое, без осмысления и переработки мысли. Именно поэтому необходимо выяснять, понимает ли ребенок материал, кроме того, выяснение степени понимания детьми своих высказываний способствует развитию у них логического мышления.

6. Эмоциональность и впечатлительность. От этого зависит во многом развитие ряда психических свойств личности .

Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Как показывают исследования Л.С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Отсюда автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…» . Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды («стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды»). Детское воображение имеет образный характер, его функционирование - это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами.

В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Автор отмечает, что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями. Так, О.М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит:

1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других .

Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития художественно-творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Таким образом, проведенный в данном параграфе анализ взглядов различных исследователей на проблему развития творческих способностей в дошкольном возрасте позволил нам выяснить, что креативность - это способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся. Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л.С. Выготского, мы можем утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.

Для нашей опытно-экспериментальной работы важно выделить компоненты творчества. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволили нам выделить следующие основные компоненты:

1. Реализм воображения.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

4. Экспериментирование.

Исходя из компонентов, были выделены основные направления в развитии творческих способностей дошкольников.

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Для нашего исследования важно не только остановиться на характеристике творчества, но также рассмотреть, как развивается способности к творчеству на этапе дошкольного детства в студии раннего развития.