Планирование целей и дел ©. Четыре главных этапа в планировании и достижении целей Проверка вертикальной логики

Я затрагивал вопросы, связанные с основными принципами самоменеджмента и теми изменениями, которые могут произойти в вашей жизни, если вы будете им следовать.

Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

Зависит от того, куда ты хочешь прийти, - ответил Кот.

Да мне почти всё равно, - начала Алиса.

Тогда всё равно, куда идти, - сказал Кот.

Льюис Кэрролл

Планирование является первым шагом к любому полноценному изменению в жизни: будь то борьба с вредной привычкой или работа над отношениями. Многие люди, к сожалению, не придают этому этапу должного значения и в итоге отказываются от своих амбициозных целей. Для того, чтобы пройти этот путь успешно, нужно в первую очередь понимать, что такое планирование и как его использовать.

Что такое планирование?

Планирование переносит будущее в настоящее и позволяет вам что-нибудь сделать с ним сейчас.

Алан Лакейн

В практике самоменеджмента планирование - это постановка целей и формирование путей для их достижения. Этот этап является ключевым. Если вы смогли спросить у себя, что же делать дальше, то вы положили начало изменениям.

Планирование помогает не просто выработать порядок действий по изменению себя, но и глубже понять, чего же мы хотим достигнуть на самом деле. Слишком часто оказывается так, что за простым желанием побороть вредную привычку лежит скрытая потребность в признании или понимании. Если её выявить, то можно упростить работу над собой.

В самоменеджменте планирование включает в себя четыре стадии:

  1. Миссия.
  2. Цель.
  3. Задачи.
  4. План.

Познакомившись с этой простой схемой, вы сегодня же начнёте движение к своим целям.

Миссия. Ради чего всё это?

Ты не туда идёшь! Огни в другой стороне!

Мне всё равно, я зажгу свои.

С просторов интернета

Очень часто первым этапом планирования называют целеполагание, что далеко не всегда является верным. Цель подразумевает конкретное выражение внутренних желаний, которые даже при её достижении могут быть не удовлетворены. Первым шагом к планированию изменений должна быть миссия.

Миссия является нашей внутренней целью, тем самым потаённым призывом, который мы не привыкли озвучивать, когда начинаем стремиться к чему-то.

Почему вы хотите бросить курить?

Я хочу перестать вредить самому себе.

Зачем вам это?

Я хочу укрепить своё здоровье и жить долго.

Я хочу увидеть, как растут мои дети.

За могут стоять большие внутренние желания, которые вы должны обнажить. Таким образом, самоцелью должно стать стремление именно к ним. Прелесть миссии, в отличие от цели, заключается в том, что она недостижима и всегда является стимулом при работе над собой. Так, даже после того, как человек бросит курить, он будет поддерживать здоровье, сможет начать активно заниматься спортом или перейти на более здоровую пищу.

Шаг 1. Какой бы ни была ваша цель на данный момент, потратьте пять минут на то, чтобы копнуть глубже. Найдите свою истинную миссию. Запиши её как можно проще и понятнее для себя. Пусть она всегда будет у вас перед глазами: поставьте её как заставку на телефон, запишите на стикере и приклейте на видном месте или зафиксируйте на титульной странице своего ежедневника.

Не забывайте постоянно напоминать себе, ради чего всё это.

Цель. Куда ведёт миссия?

Поставь цель, ресурсы найдутся.

Махатма Ганди

После определения миссии, которая будет являться вашим основным мотиватором на пути изменений, вы можете вернуться к своей первоначальной цели.

Самым эффективным инструментом при формулировке целей для меня являются SMART-критерии, в соответствии с которыми цель должна быть:

  • S - точной. В отличие от миссии, ваша цель должна быть выражена в конкретном результате, которого вы хотите достичь.
  • M - измеримой. Выразите свою цель в цифрах. Например, в прошлом году я решил . Моим желаемым результатом было 30 000 прочитанных за год страниц.
  • A - достижимой. Как понять, достижима ли ваша цель? К сожалению, именно этот пункт чаще всего пугает людей, потому что они боятся не оправдать своих высоких ожиданий. Вам стоит помнить, что ваша работа будет состоять из постоянных и последовательных небольших шагов, поэтому уже результат первого дня не даст вам пасть духом. Не огорчайтесь, если ваша цель будет реализована не на все 100%. Вы в любом случае будете рады тем усилиям, которые приложили для работы над собой (так, я к концу года прочитал только 22 074 страницы, но в этом году уже опережаю график на месяц).
  • R - значимой. Если ваша цель действительно соответствует миссии, не сомневайтесь, что она имеет для вас абсолютную значимость.
  • T - ограниченной во времени. Большой вопрос для людей заключается в том, на какие сроки ставить цель. Я планирую максимум на один-два года. Я так решил, потому что на данный момент реализация моих планов не требует больших сроков, а ограниченные сроки только стимулируют меня.

Шаг 2. Прямо сейчас под вашей миссией поставьте себе несколько целей на ближайший срок, который составит не более одного года. Лучше, чтобы целей было не больше трёх, иначе ваше внимание может начать рассеиваться. Периодически просматривайте их и не бойтесь вносить корректировки. Ваши цели не должны становиться догмами. Они являются ориентирами, на которые нужно опираться и которые всегда можно пересмотреть.

Задачи и планы. Когда начинать работать?

Если ты совершил действие, то обязательно получаешь результат, хочешь ты этого или нет.

Мистика какая-то.

Мистика - совершить действие и думать, что ничего не будет.

Владимир Серкин

Задачи являются прямым продолжением ваших целей, но они ограничены сроком исполнения. Он должен составлять один-два месяца. Такое дробление необходимо для того, чтобы вы всегда могли увидеть промежуточный результат работы над собой.

Например, если вашей целью было бросить курить за год, то задачей на текущий месяц будет снизить потребление сигарет на четыре штуки в день. Это звучит не так уж страшно, верно?

После этого вы можете взяться за составление плана, который является ключевым фактором для достижения успеха. Именно план помогает определить тот первый шаг, который приблизит вас к цели прямо сейчас. Он будет чек-листом того, что вы совершите уже сегодня.

Большинство из нас ставят грандиозные цели, но, пугаясь их масштаба и не зная, как к ним подступиться, бросают дело, даже не начав. Единственный способ достичь желаемого - прямо сейчас написать план того, что вы сделаете сегодня, чтобы приблизиться к вашей миссии.

План может включать всего одно действие. Например, сегодня вы посчитаете, и выкурите на одну меньше. Таков же будет план и на завтра, и на послезавтра, пока первая задача на неделю не будет выполнена. Согласитесь, человеку, который выкуривает пачку в день, проще отказаться от одной сигареты сегодня, чем крикнуть, выбрасывая всю пачку в мусор: «Никогда больше!». А на следующий день купить новую и вернуться к пагубному пристрастию.

Ваше первое действие - не просто победа одного дня. Это и есть реализация вашей миссии. В этом и заключается весь секрет. Так живут те, кто кажется нам и счастливыми людьми. Они не воспринимают свою жертву сегодня как часть большой цели. Их каждодневная работа над собой и есть та самая цель.

Шаг 3. Прямо сейчас возьмите листок бумаги и запишите себе план на сегодняшний день, то, что вы должны сделать, чтобы приблизиться к решению первых краткосрочных задач (только не забывайте про свою амбициозную миссию).

Резюме

  • Всегда ищите источник своего внутреннего стремления к изменениям, задавайте себе вопрос: «Ради чего я хочу измениться?».
  • Ставьте , но не делайте из них догм, работайте с ними и отмечайте свои победы.
  • Прямо сейчас составьте план того, что сделаете сегодня, чтобы начать наслаждаться реализацией вашей миссии.

Вы всё ещё сидите и читаете эту статью? Немедленно вставайте и идите реализовывать свой потенциал! Успехов вам!

Мы уже говорили, что без контроля нет эффективности. Но нет ее и без планирования! Кстати, есть интересная аббревиатура КПД. Это одна из главных составляющих эффективности. Но ее еще можно расшифровать по-другому:

КПД: Контроль, Планирование, Действие, (Делегирование)

Вначале надо научиться действовать, а потом делегировать большую часть действий. А самому сосредоточиться на главных действиях. Действия без плана и контроля – хаотичны. Они неорганизованны. И даже если они приведут к результату – будет сложно отследить сработавший алгоритм. Поэтому планирование – просто необходимо.

Планирование начинается с появления цели. Есть цель? Начинай создавать план ее достижения. План – это набор действий. Чем более он эффективный и точный – тем быстрее будет достигнута цель. Эффективный план = эффективные действия.

4 составляющих эффективного планирования

Это мой любимый инструмент. Все, чего я достиг, я достиг благодаря алгоритму достижения. Как происходит планирование?

  • Первая составляющая . Сначала – определяется, ставится цель. Я написал книгу – « », а также третья глава в книге « » посвящена постановке цели. Обязательно найди на моем сайте бесплатный фильм по постановке целей. Это видеотренинг для всех, кто хочет использовать мои системы развития. Без цели не бывает планирования. Когда цель определена – можно переходить ко второму пункту. Тут сделаем небольшую ремарку. Многие после постановки цели сразу начинают планировать. Не спеши! Сначала нужно найти того, кто уже достиг подобной цели.
  • Вторая составляющая. Найти того, кто уже достиг цели.
  • Третья составляющая. Узнать, как он это сделал. Изучить наиболее быстрые, легкие, работающие пути.
  • Четвертая составляющая. И только здесь начинается планирование! После сбора всей нужно информации. Как другие достигли этой цели. Когда в голове есть рецепты, работающие модели действия. Когда есть карта пути. Тогда ты можешь начать планировать. И креативно пройти свой путь. Используя, конечно, готовые рабочие схемы.

Я сам использую такой алгоритм достижения. И всем его рекомендую. Он позволяет находить самый короткий путь. План для достижения любой цели.

Дети умеют планировать будущее?

Ученые из Университета Оттавы (University of Ottawa), Канада, и Вашингтонского университета (Univeristy of Washington), США, выяснили, что способность совершать мысленные путешествия во времени развивается у детей так же, как и другие навыки.

Чтобы установить точный возраст, когда появляется умение планировать будущее, психологи Кристина Атанс (Cristina Atance) и Эндрю Мельтцофф (Andrew Meltzoff) протестировали дошкольников в возрасте трех, четырех и пяти лет. Результаты исследования были опубликованы в августовском выпуске журнала Current Directions in Psychological Science.

Специалисты попросили детей вообразить ситуацию в будущем, например, поход в горы, и предложили им назвать один из трех предметов, которые они взяли бы с собой. На выбор предлагались обед, расческа и чашка. Результаты опроса показали, что дети четырех и пяти лет чаще, чем трехлетние, выбирали наиболее необходимую в походе вещь – обед.

Исследователи также установили, что детям сложно вообразить себя в какой-нибудь ситуации в будущем, если они озабочены своим текущим физиологическим состоянием.

Так, Атанс и Мельтцофф разделили дошкольников на две группы и дали одной из них печенье, после поедания которого у детей должна была возникнуть жажда.

Второй группе испытуемых печенье не предлагалось. Затем обеим группам были предложены на выбор печенье и вода. Группа сытых детей чаще выбирала питье, в то время как “голодная” группа отдавала предпочтение печенью.

Дошкольников из двух других групп (одна из которых тоже поела печенья, а вторая нет) психологи попросили назвать, что они предпочтут на “завтра” – печенье или воду.

Выяснилось, что дети, поевшие печенья и испытывающие жажду, не желают выбирать на будущее кондитерские изделия, хотя другая группа спокойно выбирала печенье.

По словам исследователей, эти открытия могут пролить свет на развитие у детей способности мысленных путешествий во времени и позволят понять, как на это умение влияет окружающая обстановка.

Результаты работы психологов окажутся полезными как для родителей, так и для учителей, поскольку поможет им лучше разбираться в ежедневном поведении детей.

Кстати, в начале июля специалисты Университета Эмори (Emory University) в Атланте доказали, что здоровая еда в младенчестве влияет на интеллектуальные способности взрослых.

На начальном этапе исследования детей разделили на две группы. Одна из них получала атоле, жидкую горячую кашу из кукурузного крахмала, высокоэнергетическую и богатую протеинами.

Вторая – холодный напиток с фруктовым вкусом, подслащенный сахаром. В 2002-2004 годах, когда оставшихся на тот момент в живых 1448 участникам было в среднем по 32 года, специалисты протестировали их на интеллектуальные способности.

Выяснилось, что те, кого кормили атоле с рождения и до двух лет, имеют гораздо лучшее восприятие и познавательные навыки, чем те, кто не получал каши или получал ее в другом возрасте.

Мифы о планировании жизни

  • Распланированная жизнь скучна. Не правда ни разу. Распланированная жизнь позволяет вместить в себя гораздо большее количество событий и приключений. Представьте себе, что вы, собираясь на отдых, покидали вещи в чемодан кое-как: в него влезет мало. А если вы сложили вещи аккуратно, освободившиеся места заняли маленькими вещами – в чемодан влезло больше. Так же и в жизнь.
  • План – ограничивает развитие. Это если план маленький, простой и не вдохновляет. А если вы написали Максимум жизни и вдруг поняли, что времени сильно мало, а дел сильно много – развиваться вы будете с утроенной скоростью!
  • План – не дает свободу творчества. И это не правда. Никто не мешает вам пересматривать и дорабатывать свой план каждый день, месяц, год, три года, чтобы можно было скорректировать уже написанное и внести что-то новое.
  • Распланированная жизнь не дает наслаждаться настоящим. Глупости – как раз дает, и еще с запасом, особенно если это вы запланируете. А если вы не умеете планировать, будете наслаждаться настоящим только урывками и в ущерб себе же.
  • Упражнение: Начни планировать свой день с вечера. Купи книгу-тренинг “ПОЛНЫЙ КОНТРОЛЬ”- управление жизнью и временем. Там есть лучшая система планирования в мире. Проживи день без плана. Просто плыви по течению и записывай все, что происходит. Запланируй для себя множество действий на 1 день и все их сделай. Сравни ощущения от жизни по плану или реактивную жизнь. Плыть по течению – это реагировать на планы других людей. ЦИТАТЫ

Никогда не начинайте день, если он еще не распланирован на бумаге. Джим Рон

Мечты – это планы, реализовавшиеся в срок. Наталья Грейс , бизнес-тренер

Провалился план – планируй провал! Хиллари Клинтон

План – ничто. Планирование – все. Дуайт Эйзенхауэр , экс-президент США

АНЕКДОТЫ

На случай, если что-то пойдет не так, у каждой сильной и независимой женщины есть гениальный запасной план: сесть и зарыдать.

Планировать отпуск очень легко. Начальник говорит вам – когда, жена говорит – где.

Вы часто испытываете радость от побед? Если не слишком часто, то можно предположить, что вы не так часто достигаете нужных для себя результатов. Но все-таки я уверен, что вы желаете повысить число достигнутых целей, достигнутых результатов. Давайте же разберемся, что нужно для того, чтобы достигнуть этих самых результатов.

1. Цель

Первоначально нужна цель. Цель должна зажигать огонь внутри вас. Вы должны желать ее достижения. Если все происходит именно так, то вы непременно будете «на коне». Если же цель не зажигает, не мотивирует вас, то подумайте, действительно ли она ваша? Не навязана ли она вам извне? Родственниками, друзьями, близкими? Задумайтесь над этим. Иногда такие вещи бывают не совсем очевидны.

Допустим, что вы нашли цель, ради которой вы готовы прыгать с кровати по утрам. Она ваша и вы сильно желаете ее достичь. Что делать дальше?

2. Видение результата

Как только ваша цель определена, настоятельно рекомендую сесть и подумать, какой результат вы желаете получить. Подумать об этом – это минимум, который вы должны сделать. Будет лучше, если вы нарисуете свой результат или хотя бы пропишите его. С наглядным работать куда легче. Запомните, что когда у вас на руках есть «образ» результата, цель будет достигнута гораздо быстрее.

Итак, вы знаете свой результат. Далее вы можете его визуализировать. Например, если вы желаете заполучить новенький iPad 3 и копите на него деньги, считая каждую копейку, то можете, допустим, повесить картинку этого устройства на рабочий стол компьютера. Для чего это делается? Все просто. Во-первых, вы будете наглядно видеть, ради чего прилагаете такие большие усилия. Во-вторых, видя эту картинку, вы будете визуализировать момент, когда вы будете держать его в руках, когда будете исследовать все его возможности и т.д. И этим моментом визуализации пренебрегать не стоит. Хоть это и кажется, на первый взгляд, абсурдом, но эта техника выстреливает очень даже неплохо. Стоит также отметить, что картинки должны быть как можно реалистичнее.

Результат вы свой определили, записали, нарисовали. Что будем делать дальше

3. План действий

После того, как цель поставлена и результат известен, самое время подумать, как достигать этого результата, этой цели. Без хорошего и структурированного плана тут не обойтись. Поэтому, следующим вашим действием, должно быть именно составление подобного плана.

Рекомендую писать все максимально подробно. Допустит, хотите вы тот же самый iPad. Чтобы на него заработать вам нужна какая-то стратегия или план. Вам нужно заработать денег. Возможно, вы желаете купить его подешевле где-нибудь в зарубежном интернет-магазине. Вы можете составить подробный план, начиная с того где и как вы будете зарабатывать определенную сумму денег, которую стоит сразу определить, и заканчивая, местом приобретения этого планшетника. Расписывая все по шагам, вы будете видеть, где находитесь, что предстоит сделать, а что уже сделано (самое любимое, пожалуй). Поэтому не ленитесь потратить 15-20 минут на составления плана. Впоследствии он сэкономит вам времени куда больше. Думаю, вы не станете это отрицать.

Что же мы делаем после составления плана?

4. Выбираем активный шаг

После того, как вы составили план, вы должны выбрать активный шаг для первых пунктов. Активны шагом будет считаться такой шаг, который потребует от вас определенных физических или умственных действий (на то он и активный:)).

Допустим, вы прописали в плане заработать денег путем продажи (или перепродажи) автомобиля. Если вы присмотритесь, то это не является активным шагом. Ведь определенных действий данный пункт не предполагает. Как же выбрать это активное действие. Вам необходимо подумать, что нужно сделать для того, чтобы осуществить продажу. Наверное, активными шагами в этом пункте будут одни из этих:

1) Написать продающее объявление

2) Отремонтировать тормоза на машине

3) Оценить автомобиль и установить цену на него и т.д.

Вот это уже более конкретно, не так ли? Поэтому каждый раз, когда пишите план, после этого прописывайте активный шаг. Так вы будете знать, что вам делать и куда двигаться.

Вот так! Используя этот алгоритм, ваши цели будут достигаться гораздо эффективнее. А вы будете чувствовать радость от побед гораздо чаще, чем раньше. Помните это и обязательно используйте!

Что такое планирование целей и дел, из каких этапов оно состоит, что такое план и каких типов он бывает, какие есть методы планирования, как планировать самореализацию и какие есть результаты планирования

Основным процессом при самореализации является поочередное достижение множества целей. И его можно выполнять 2-мя способами.

Можно спонтанно двигаться от одной цели к другой, от одного дела к следующему в зависимости от условий и ресурсов. Т.е. заниматься тем, чем хочется сейчас больше всего. Это хаотичный вариант . При его использовании процесс достижения целей может быть наиболее приятным и эффективным.

Но главным недостатком такого способа является то, что достигаемые цели могут приносить мало пользы для самореализации. А получаемые результаты могут оказаться незначительными, не приближающими к цели жизни. Т.е. в этом способе велика вероятность того, что человек сильно отклонится от оптимального пути самореализации.

Чтобы этого избежать и двигаться по правильному пути, можно применить другой способ – упорядоченный или последовательный . В этом случае каждый шаг выбирается на основе детального анализа, оценки его полезности для самореализации, наличия наилучших условий и ресурсов для его завершения. Это помогает двигаться к цели жизни успешнее и эффективнее.

Конечно, и у этого способа есть недостаток – требуется делать дополнительные усилия для определения следующих, правильных действий и порядка их выполнения. То есть тратить ресурсы только на определение пути достижения целей, а не на фактическое выполнение действий.

Главным средством для последовательного определения наиболее полезных целей и их достижения является планирование.

Определение стратегии

На этом этапе нужно определить все необходимые действия, которые гарантированно приведут к цели, и их последовательность – стратегию.

Основной задачей стратегии является эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения успеха . Но так как обычно ресурсов недостаточно, то любая стратегия содержит тактические цели . Они определяют, какие фактические действия нужно выполнить, и какие имеющиеся ресурсы потратить, чтобы получить промежуточные результаты, дающие недостающие ресурсы для достижения главной, стратегической цели.

Результатом определения стратегии может быть линейный список действий или граф , в котором показано, какие действия выполняются последовательно друг за другом, какие можно выполнять параллельно, и какие результаты они будут давать.

В стратегии также можно описать, в каком состоянии нужно находиться на каждом этапе достижения цели, т.е. какие значения у показателей должны быть в определенный период. Это позволит определять отклонения от плана и делать своевременные корректировки.

Именно стратегия позволяет определить оптимальный путь к цели . Именно этому шагу нужно уделить особое внимание и составить наилучшую стратегию на основе текущего личного опыта и корректировать ее при получении нового.

Определение потребностей

В плане обязательно нужно описать потребности – ресурсы, требуемые для успешного выполнения всех запланированных действий, но отсутствующие в данный момент.

Для их удовлетворения нужно описать, из каких источников их можно получить, поставить тактические цели и добавить их в стратегию и сценарий. Если есть ненужные ресурсы, то можно описать, где и как их можно обменять на требуемые.

Источниками могут быть люди, с которыми установлены доверительные отношения (родственники, друзья, коллеги, партнеры…). Можно найти спонсоров, инвесторов. Или это могут быть банковские кредиты и т.п.

Определение показателей

Чтобы контролировать процесс достижения цели, определять, приближается ли человек к ней или отдаляется, нужно описать ее качественные и количественные показатели. То есть нужно описать те признаки , которые необходимо изменять в себе или окружающей среде, определить их текущее значение и установить желаемое.

Например, если цель – похудеть, то показателями могут быть – вес, доля жира в теле, мышечная масса, суточная норма белков, жиров и углеводов и т.п. А если цель – построить дом, то показателями могут быть – площадь земли, площадь и глубина фундамента, высота дома, количество этажей, количество комнат и т.п.

В процессе достижения цели можно следить за этими показателями, определять их текущее значение и сравнивать его с запланированным. Это позволит своевременно определять отклонения от оптимального пути к цели, быстро реагировать на это и выполнять действия для возврата к нему.

Например, цель - похудеть с 60 до 50 кг. При выполнении плана через некоторое время вес стал, например, 55кг. А позже он может стать 56кг. Тогда нужно скорректировать план, например, поменять диету или физические упражнения.

Материализация результатов

Результаты всех предыдущих этапов нужно материализовать – записать на внешнем носителе, бумаге, компьютере… Это позволяет видеть всю «карту» сверху, отмечать текущее состояние и быстро определять следующие шаги.

При этом лучше использовать графические способы записи, а не просто текст, т.к. человек достаточно медленно восстанавливает из текста исходный образ в сознании. А картинки, схемы, ментальные карты воспринимаются гораздо быстрее, что позволяет эффективнее использовать графический план.


В результате выполнения этих этапов появляется ясная картина того, куда, а главное, как нужно двигаться, чтобы легче и быстрее получить желаемое. И главным помощником в этом будет план.

2. Затем нужно определить глобальную цель жизни , достижение которой позволит создать самые важные ценности, и значительно улучшить наш мир. Метод определения цели жизни описан в продукте Книга "Личное развитие как система. Часть вторая. Осознание" .

Каждый день нужно начинать с выполнения самых важных дел, чтобы как можно быстрее реализовать тактические и стратегические планы, а в конечном итоге – реализовать миссию, достичь цели жизни, самореализоваться, и жить в полной гармонии с собой и миром.

Сетевое планирование или метод критического пути

Это базовый метод из класса сетевых методов планирования. Они основаны на построении графа , состоящего из вершин и дуг.

Этот метод позволяет получить визуальное представление последовательности действий плана, и рассчитать их основные параметры: продолжительность, дату начала, завершения и т.п.

Этот метод дает некую карту , по которой можно двигаться с полной уверенностью в правильности каждого шага и знания, зачем нужно его делать.

Для построения графа нужно использовать следующие принципы .

В нем может быть только одна начальная и конечная вершина, обозначающие, соответственно, момент начала выполнения плана и достижения цели. А количество промежуточных вершин и дуг, обозначающих дела плана и связи между ними, может быть произвольным.

У каждого дела в графе описываются атрибуты :

продолжительность – количество времени на его выполнение. Этот атрибут задается при начальном построении графа на основе экспертной оценки дела; остальные атрибуты рассчитываются;
раннее время начала – минимальное время, в которое его можно начать выполнять, но не раньше. Рассчитывается на основе продолжительности всех предшествующих дел;
позднее время начала – максимальное время, в которое его можно начать, но не позже. Рассчитывается на основе раннего времени начала и продолжительности всех последующих дел;
резерв – разница между поздним и ранним временем начала. Обозначает время, в течение которого можно начать выполнять дело после предыдущего, но не позднее. Если резерв есть, то вместо этого дела, можно выполнять более важные дела, пока резерв не закончится.

Для правильного построения графа важно применять следующие правила :

Каждая дуга должна обязательно соединять две вершины;
в сети не должно быть ни одной промежуточной вершины, из которой не выходит или не входит ни одна дуга;
можно использовать фиктивные вершины или дуги, обозначающие связь работ, но имеющие нулевую продолжительность;
в графе не должно быть замкнутых контуров.

Таким образом, вершины обозначают события начала выполнения дела или его завершение и одновременное начало следующего дела. А дуги обозначают фактическое выполнение дел. В вершинах записывается номер события, ранее время начала, позднее время и резерв, а на дугах – продолжительность дел.

Изначально строится граф, на вершинах которого обозначается только номер события, а на дугах – продолжительность дела. Также добавляются фиктивные дуги, обозначающие связь между событиями, но имеющие нулевую продолжительность. Они обозначаются пунктирной стрелкой.


Затем последовательно от начальной вершины по дугам делается расчет раннего времени начала каждого дела. Оно равно максимальной из сумм раннего времени начала всех предыдущих вершин с продолжительностью дела. У начального события раннее время равно нулю. Результат записывается в левый сектор вершины.

Например, для события 7 оно будет равно максимальной из суммы раннего времени начала событий 5 и 6 и продолжительности их дел, т.е. max (21+3, 11+6) = 24.


Далее от конечной вершины делается расчет позднего времени начала дел. Оно равно минимальной из разницы позднего времени всех последующих вершин и продолжительности дел. У конечной вершины оно совпадает с ранним временем начала. Результат записывается в правый сектор вершины.

Например, для события 9 оно будет равно минимальной из разницы позднего времени начала событий 11 и 10 и продолжительности их дел, т.е. min (30-1, 29-2) = 27.


И в конце делается расчет резерва времени каждого дела, равного разнице между поздним и ранним временем начала. Результат записывается в нижний сектор вершины.


В результате получается граф с описанием дел, связей между ними, их продолжительностью, минимальным и максимальным временем, в которое ее можно начать выполнять, и резервом, который можно использовать для выполнения наиболее важных дел.

По этому графу можно определить критический путь – у событий в этом пути, резерв будет нулевым.


К этому пути нужно относиться с особым контролем , т.к. увеличение срока какого-либо из дел, входящего в этот путь, приводит к увеличению срока выполнения всего плана. И если продолжительность плана не устраивает, то нужно сокращать продолжительность дел именно в критическом пути.

При реализации плана может измениться продолжительность некоторых дел и состав этого пути, а, следовательно, изменится и срок плана. Важно внимательно следить за критическим путем, вовремя решать проблемы и стремиться его сократить, чтобы как можно раньше достичь цели.

Разработана американским инженером Генри Гантом в 1910 году для проектов по постройке кораблей во время Первой мировой войны. В дальнейшем этот метод применялся в таких крупных проектах, как постройка дамбы Гувера и строительство скоростных шоссе в Америке.


Метод относится к классу сетевых детерминированных методов и позволяет получить визуальное представление плана на временной оси.

В методе используются гистограммы, расположенные на оси времени и показывающие порядок, время начала и продолжительность дел плана.

Для применения этого метода нужно выполнить следующие шаги.

1. Нарисовать две оси: горизонтальная – время, вертикальная – дела плана.

2. Составить список всех дел плана. Расположить их вдоль вертикальной оси в порядке их выполнения.

3. Нарисовать на диаграмме отрезки напротив каждого дела. Начало отрезка – это дата начала выполнения, а длина отрезка – его продолжительность.

4. Расположить отрезки в той последовательности, в которой должны выполняться дела. Если одно дело должно выполняться только после завершения другого дела, то его дата начала должна совпадать с датой завершения предыдущего дела. Некоторые дела могут выполняться параллельно, в зависимости от количества исполнителей. Связи между зависимыми делами можно обозначить стрелками.

5. Некоторые дела можно привязывать к одной дате начала или завершения. Это позволяет синхронизировать исполнителей, например, чтобы к одному сроку завершить дела с разной продолжительностью.

6. Определить критический путь. Для этого нужно найти наиболее продолжительную последовательность дел, которые приводят к завершению плана. Этот путь позволит найти дела, которые больше всего влияют на общий срок реализации плана. Если этот срок не устраивает, то можно подумать, как сжать этот путь, чтобы сократить общий срок.


В результате применения этого метода можно визуализировать план , а главное – увидеть точную последовательность выполнения дел и их сроки.

Но на этой диаграмме не отображается значимость и ресурсоемкость работ, что усложняет определение оптимальной последовательности дел.

Еще одной категорией методов планирования являются иерархические методы . Они основаны на построении древовидной структуры дел, приводящих к достижению цели. Это позволяет детализировать и систематизировать план, определить связи между делами, последовательность их выполнения и получаемые результаты.


Основным процессом при построении дерева дел, является их детализация . Т.е. у цели определяются основные дела для ее достижения, для каждого дела определяются более простые дела (поддела) и так далее.

Главным преимуществом этого метода является то, что при глубокой детализации дел можно более точно определить, что конкретно необходимо сделать для достижения цели, т.е. минимизировать неопределенность . Это, в свою очередь, повысит эффективность, позволит определить более точные сроки и необходимые ресурсы, и увеличит вероятность успеха.

Применение метода достаточно простое:

1. Нужно записать главную цель – корень дерева.

2. Под ней записать основные дела, которые необходимы для ее достижения, и провести линии к цели – ствол.

3. Затем каждое дело нужно детализировать и под ним записать более простые дела для его завершения – ветви и листья.

4. Выполнять детализацию можно до тех пор, пока не появится ясное представление, что конкретно нужно сделать для достижения цели.


В результате появится наглядное иерархическое дерево дел, которое можно использовать для принятия решений.

Для достижения цели нужно выполнить все дела снизу вверх – от листьев к корню. Дополнительно можно определить приоритеты всех дел в рамках одной ветви и выполнять в первую очередь наиболее приоритетные из них.

Такое дерево особенно хорошо подходит для оперативных планов, т.к. в них достаточно понятна структура дел. А еще полезнее этот метод для тактических и стратегических планов, т.к. позволяет их детализировать и минимизировать их высокую неопределенность.

Это еще один древовидный метод построения, детализации и визуализации планов. Его главной особенностью является соответствие естественному системному мышлению человека, его ассоциативности и иерархичности.

Тут кроме обычного текста используются ассоциативные образы : изображения, фотографии, рисунки и т.п. Это позволяет лучше запомнить план и быстро восстановить его в сознании при просмотре карты, т.к. обычный текст воспринимается более медленно, а ассоциативные образы – очень быстро.

Для построения ментальной карты плана нужно выполнить следующие шаги:

1. В центре записать цель и добавить ассоциативную картинку. Это может быть изображение главного результата, который требуется получить.

2. В разные стороны от цели нарисовать радиальные линии и записать вдоль них основные дела, необходимые для достижения цели. Рядом с ними также нужно добавить ассоциативные изображения.

3. От этих дел нарисовать аналогичные линии и записать более простые дела, т.е. детализировать их.

4. Простые дела можно еще разделить на поддела и так далее.

5. Продолжать детализацию до тех пор, пока не появится ясное представление плана. При этом, чем больше дел ассоциировано с изображением, тем больше определенность плана и его легче запомнить.


В результате можно получить наиболее ясный и детализированный план достижения цели, каждый элемент которого очень легко понять с помощью ассоциативного образа. Это является существенным преимуществом при реализации плана несколькими исполнителями, т.к. образы будут создавать одинаковую ассоциацию, и каждый исполнитель будет понимать, что нужно делать.

Также на карте можно обозначить важность дел, сделав их линии более толстыми, чем у остальных в той же ветке.

Для достижения цели нужно выполнять дела от внешних границ к центру. И начинать лучше с наиболее важных.


Применение всех этих методов позволяет минимизировать риски и неопределенность процесса достижения целей, что особенно критично для стратегических и тактических целей.

В начале внедрения этих методов в свою деятельность они могут показаться сложными, трудоемкими и скучными. Но их частое применение на практике даст опыт и навыки планирования. Тогда составление плана станет таким же обычным и легким, как постановка целей и фактическое выполнение дел.

А используя компьютерные программы и сервисы, планирование станет максимально удобным, простым, наглядным и увлекательным процессом.

Можно попробовать применить каждый из описанных методов, выбрать наиболее понравившиеся и регулярно их использовать в своей деятельности.

Но нужно учитывать, что каждый из этих методов имеет разную эффективность в зависимости от сложности и определенности поставленной цели. Поэтому для каждой цели лучше подбирать наиболее подходящий именно для нее метод планирования.

Чтобы сделать план самореализации наиболее подробным, четким и понятным, можно комбинировать описанные ранее методы в следующий метод планирования самореализации.

2. Составить список главных, конкретных результатов , которые будут получены при самореализации.

3. Для цели жизни и результатов нужно определить показатели , по которым можно будет понять, что они достигнуты. Определить их текущие значения и установить желаемые. А в процессе самореализации следить за этими главными показателями и отмечать их изменения.

5. Для стратегических и тактических целей составить список возможных дел, которые позволят их достичь. Определить их приоритет, примерную продолжительность и последовательность. То есть создать стратегию .

6. Для оперативных целей составить список необходимых дел , определить их приоритеты и связи между ними, например, с помощью сетевого графика или диаграммы Ганта.

7. Определить критический путь каждого плана. Провести исследования и найти способы минимизации этого пути, например, делегировать дела, исключить самые бесполезные, внедрить новые технологии для минимизации продолжительности дел и т.п.

8. Учитывая оперативные планы и их альтернативы, каждый день нужно составлять суточный план и реализовывать его.

9. Несколько раз в день нужно актуализировать суточные планы, несколько раз в неделю - оперативные, в месяц – тактические, и в год – стратегические планы, главные результаты и цель жизни.


На первое составление плана самореализации может потребоваться достаточно много личного времени , возможно, даже несколько дней. На актуализацию всей информации будет уходить немало, но гораздо меньше времени. Но все эти затраты компенсируются минимизацией неопределенности процесса самореализации. Следовательно, станет меньше стресса и страхов , путь к цели жизни станет наиболее ясным, понятным и комфортным. А достижение всех целей станет более успешным, эффективным и приятным.

Чтобы минимизировать трудоемкость всех этих шагов, можно использовать компьютерные программы и сервисы. Но, к сожалению, полноценного средства для составления плана самореализации в одном месте пока нет.

Одним из подходящих вариантов является онлайн-сервис Личные цели . В нем полностью реализованы возможности для составления списков целей и дел, установки напоминаний для срочных дел, формирования иерархии целей, составления планов и контроля их реализации.

Результаты планирования

Чтобы минимизировать неопределенность и риски самореализации, нужно использовать упорядоченный подход. Для его применения нужно планировать свою деятельность.

Результатом планирования является план с описанием возможных действий, связями между ними, их иерархии, последовательностью их выполнения, возможными альтернативами и необходимыми ресурсами. План материализуется в удобном и понятном формате, детализируется и систематизируется, чтобы его можно было легко использовать для выполнения дел, актуализировать и искать необходимую информацию в нем.

Составление плана само по себе минимизирует неопределенность достижения цели, т.к. в сознании создается образ возможных путей их достижения, и выбирается наиболее подходящий из них.

Главным результатом планирования является полная ясность того, что необходимо сделать для достижения успеха. Это позволяет «бить точно в цель» и минимизировать затраты. А создавая новые или внедряя существующие технологии в деятельность, можно значительно экономить достаточно ограниченные личные ресурсы. Это дает преимущество перед конкурентами и позволяет получить дополнительные ресурсы для личных целей.

Также важным результатом планирования является повышение мотивации . Получая четкий образ того, что нужно сделать для достижения цели, появляется гораздо больше энергии для движения к ней. А, следовательно, повышается эффективность и качество деятельности. Тогда цели гарантированно достигаются и дают все ожидаемые результаты.

Применяя планирование повседневно и повсеместно в деятельности, жизнь становится более равномерной, спокойной и комфортной. В ней будет меньше страхов, стресса и негативных эмоций. Конечно, это не дает полную страховку от непредсказуемых ситуаций, несчастных случаев, форс-мажоров и т.п. Но, по крайней мере, у жизни будет четкое, правильное направление и понимание, зачем нужно двигаться вперед, а главное - как.

Планируйте достижение личных целей и дел
с помощью сервиса

Сегодня бум на постановку и достижение целей. Хорошо это или плохо? Нужно ли к чему-то стремиться или лучше плыть по течению жизни, получая удовольствие от возможности не напрягаться? Спорить бесполезно. Постановка целей и планирование жизни инструменты , которые помогают сделать процесс жизнетворчества осознанным и управляемым. Использовать этот инструмент, или нет – наш личный выбор.

Цели задают направление движения. Но для того, чтобы следование цели не подменяло истинные ценности и желания, цель должна корнями прорастать из . Это значит, что постановка цели должна согласовываться с тем, чего вы ждете от себя и своей жизни в долгосрочной перспективе. Тогда не нужно будет искать мотивацию, волю и характер, .

И движение к цели, и даже тот результат, который вы получаете, когда цель уже достигнута – это не главный смысл. Цель – это инструмент , который при правильном использовании делает ожидания от жизни , которые есть у каждого из нас, реальностью .

Когда ожидания от жизни и реальность совпадают, мы счастливы . В то время как бесцельное проживание каждого последующего дня не только превращает жизнь в рутину, но и увеличивает разрыв между нашими скрытыми и явными желаниями и реальными жизненными достижениями, рождая зависть, злобу, внутреннее несчастье .

Чтобы осознать это мне понадобились годы. Я шла самым обычным путем: сначала культивируя мысль о несовершенстве среды и собственного окружения, то пытаясь что-то менять, то впадая в отчаяние от безысходности. Я училась технично ставить цели и достигать их. Это были очень «мелкие» победы над собой, но они явно формировали в моем сознании прямую зависимость между целеполаганием и результатом. Потребность в глобальных изменениях пришла ко мне вместе с рождением второго сына. Не знаю точно, что тогда стало пусковым механизмом, запустившим стремление к планомерным управляемым переменам, но я благодарна тому непростому периоду моей жизни, задавшему новый вектор развития. С тех пор постановка целей и планирование стали обязательной и неотъемлемой частью моей осознанной жизни.

С планом проще двигаться вперед. Я очень часто сравниваю планы с картами местности, потому что план, как и карта, помогает не сбиться с намеченного пути.

Без плана автоматически срабатывает «повтор» уже известных апробированных моделей поведения, и тогда ни каких новых результатах не может быть речи из-за постоянной трансляции старых действий.

Простой пример. Позади месяц занятий в спортзале и месяц здорового питания. Но результатов нет. Пока нет! Нет и плана работы на год, где правильно спрогнозировано снижение веса.

Что в этом случае делает большинство из нас?

Планирует новую программу достижения результата?

Нет! Большинство бросает это (на первый и скорый взгляд) безрезультатное занятие и возвращается к старой уже известной модели поведения. Хотя очевидно, что действуя по-старому, точно не достичь новых желаемых результатов: вернешься к сидяче-лежачему образу жизни и плюшкам – не видать хорошей фигуры! И также очевидно, что новые цели, проецирующие другой результат, и новые планы, задающие порядок новых действий, работая вместе, способны привести к желаемому!

Также как и цель, планирование является инструментом, программирующим движение к намеченным результатам .

Как сделать свой план развития?

Планирование начинается с осознания жизненных ожиданий в . Опять сначала понимание собственных , а уж потом цели и планы. Иначе есть риск потерять интерес к результатам, так их не достигнув или, достигнув, разочароваться.

Поэтому перед началом планирования первый шаг – понимание результатов, на достижение которых будут направлены главные силы.

Если речь идет о плане саморазвития, запишите, чего вы хотите от жизни через 25 лет. К каким из этих достижений вы придете уже через 10, 5 лет?

Эта работа, кажущаяся простой на первый взгляд, помогает понять, что на самом деле важно и чего (каких свершений) мы от себя ожидаем.

Второй шаг – осознание, что любые результаты – итог регулярной работы на их достижение. Этот процесс подробно описан .

Третий шаг – стратегия достижения результата. Это обобщенный план движения от текущих (сегодняшних) личных результатов к желаемым. Чтобы лучше понять суть вопроса, есть специальный материал « », для отработки практического умения проект « ».

Четвертый шаг – план саморазвития на год, месяц, неделю. План работы для последующих промежутков времени является частью предыдущих. Например, план работы на год – часть пятилетнего плана, план работы на месяц – часть годового, на неделю – месячного. В этих планах, привязанных ко времени (неделя, месяц, год) отражаются конкретные дела (действия), которые в совокупности приведут к желаемому результату. Для лучшего понимания и практического развития умения в проекте « » материал « ».

Чтобы планирование стало , а не одноразовыми набросками, важно, чтобы ежедневные дела были подчинены достижению больших желаемых жизненных результатов. Для этого в соответствии с приоритетами, строится стратегический долгосрочный план, отражающий крупные этапы движения к целям, согласно нашим жизненным ожиданиям. Он конкретизируется тактикой ежедневных дел, которые в совокупности шаг за шагом последовательно приведут к глобальным результатам.

Все вышесказанное можно проиллюстрировать понятным примером.

Вы мечтаете построить собственный дом. Пока это мечта, на основе которой вы ставите цель, что через четыре года на дачном участке возведете двухэтажный дом по готовому проекту.

  • первый год – внешние коммуникации и фундамент;
  • второй год – стены и крыша;
  • третий год – окна, двери, внутренние коммуникации;
  • четвертый год – внутренняя отделка.

Каждый крупный период (год) в стратегическом плане – только направление работы. А дальше в оперативном плане (на год, месяц, неделю) ближайшее направление детализируется через реальные действия. К примеру, планируя в первый год залить фундамент, нужно: разметить расположение фундамента на участке, выкопать котлован, поэтапно залить фундамент. Таким образом, направление сделать фундамент обрастает реальными делами, выполняя их друг за другом, вы в итоге получите результат первого года работы – фундамент под дом. Результаты каждого этапа на протяжении четырех лет сложатся в решение цели – готовый дом на дачном участке.

План саморазвития подобен плану вашей новой стройки – строительству самого себя. Ничего не берется из ниоткуда. Для любых изменений нужны время и работа над собой, воля и характер. А цели и планы помогут выкристаллизовать вектор движения и облегчить, подобно карте, путь в незнакомой местности.

Елена Ветштейн.

P.S. Для тех, кому хочется более глубокого погружения в тему планирования и управления жизненными результатами созданы авторские программы и материалы. Здесь вы сможете выбрать подходящую вам обучающую модель по управлению собой и своими жизненными результатами.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ