Методическая копилка. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «В мире добра Занятие в старшей группе по познавательному

Используемая литература:

  1. Гризик Т.И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей
  2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду.
  3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа, учебно-методическое пособие.
  4. Авдеева Н.н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста

СЕНТЯБРЬ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: при помощи диагностики определить уровень экологической воспитанности дошкольников; обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, познакомить детей с историей появления и использования глобуса, географических карт; закрепить знания детей о летних явлениях природы:; уточнить представления детей о первом месяце осени, об овощах и фруктах, способах их использования, значения для здоровья людей; накапливать эмоционально чувственный опыт; продолжить формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру.

ОКТЯБРЬ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: обогащать знания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, ввести понятия знак, символ, знаковая система и объяснить их значение в нашей жизни; закрепить знания детей о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках; систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций, уточнить представления детей о комнатных растениях группы, упорядочить накопленную информацию и классифицировать ее на блоки; продолжить формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру.

Занятия Совместная деятельность
1. «3наки и символы вокруг нас». (Радуга, с. 118).
2. « Истории о необычных буквах». (Радуга, с. 118).
3.. «Октябрь пахнет капустой». (Князева, с. 69).
4. «Растения в нашем уголке природы». (Николаева, с. 116).
1. Прогулки по улице «О чем рассказывают знаки на улицах». (Радуга, с. 119)
2. Создание символа группы и личного символа каждого ребенка. (Радуга, с. 120).
3. Познавательные сообщения «Знаете ли вы... » (Радуга, с. 121).
4. Работа с политической картой мира. (Радуга, с. 121).
5. Встречи с интересными людьми. (Радуга, с. 122).
6. Познавательные сказки и рассказы природоведческого характера. (Радуга, с. 123).
7. Портрет октября (создание символа месяца). (Радуга, с. 123).
8. Подбор материалов о растениях и животных на тему «Мы их знаем». (Радуга, с. 123).
9. Наблюдение за хомячком. (Николаева, с. 115).
10. Беседа «Для чего животным хвосты?». (Николаева, с. 122).
11. Полочка умных книг. (Радуга, 114).

НОЯБРЬ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, вызвать интерес к понятию «время», познакомить с различными видами часов, вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по часам; познакомить с историей возникновения календаря, его разновидностей; уточнить и систематизировать представления детей об осени; поощрять стремление к дальнейшему накоплению информации; продолжать формировать у детей бережное, созидательное отношение к миру.

Занятия Совместная деятельность
1. «Кто и как считает часы». (Радуга, с. 126).
2. «Все о календарях». (Радуга, с. 125).
3. «Как природа готовится к зиме». (Николаева, с. 126).
4. «Уходит осень» (итоговое). (Николаева, с. 129., Радуга, с Л 27).
1. Изготовление календаря жизни группы. (Радуга, с. 129).
2. Беседа с детьми на тему «Мой любимый день». (Радуга, с. 130).
3. Работа с различными календарями. (Радуга, с. 131).
4. Познавательные сообщения «3наете ли вы... » (Радуга, с. 135).

6. Портрет ноября. (Радуга, с. 1 16).
7. Работа с «Полочкой умных книг». (Радуга, с. 114).
8. Беседа «Домашние животные». (Николаева, с. 128).
9. Экскурсия по экологической тропе «До свиданья, осень». (Радуга, с. 114).

ДЕКАБРЬ

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ: обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире; ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, упражнять детей в умении ориентироваться на карте мира; закрепить знания детей о характерных для декабря явлениях природы, народных обычаях, праздниках, приметах, пословицах, поговорках, дать детям представления о «зимней жизни леса»; систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций; продолжать формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру; учить отличать хорошие, добрые поступки от иных, воспитывать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других, желание по доброму относиться к людям.

Занятия Совместная деятельность
1. «Гиганты прошлого». (Радуга, с. 132).
2. «Удивительное место на Земле». (Радуга, с. 133).
3. «Зимняя жизнь в лесу». (Николаева, с. 137).
4. «Здравствуй, зимушка-зима!» (Князева, с. 73).
1. Создание солнечных часов в группе. (Радуга, с. 134).
2. Создание макета «Уголок древнего мира». (Радуга, с. 134).
3. Работа с картами мира (физической и политической).
4. Беседа «Станем юными защитниками природы». (Николаева, с. 135).
5. Письма заболевшим детям. (Николаева, с. 132).
6. Изготовление кормушек для птиц. (Радуга, с. 135).
7. Портрет декабря (создание символа месяца).
8. Познавательные рассказы и сказки природоведческого хар-ра. Пополнение коллекции «Мы их знаем». (Радуга, с. 135).
9. Познавательные сообщения «Знаете ли вы... » (Радуга, с. 135).
10. Р-та с альбомом «Все работы хороши».
11. Продолжение р-ты с календарем жизни группы. Итоговая беседа на тему «Чем запомнился нам этот месяц, год».

ЯНВАРЬ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: продолжать обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире: познакомить и закрепить представления детей о строении Солнечной системы, показать зависимость наступления различных частей суток от положения Земли по отношению к Солнцу; закрепить знания детей о январе: пословицах, поговорках, праздниках этого месяца; создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, развивать логическое мышление, умение видеть простейшие взаимосвязи, строить «пищевые цепочки», Знакомить детей с основами прикл. - декоративного искусства - Городецкой росписью; воспитывать уважительное и бережное отношение к окружающему миру.

Занятия Совместная деятельность
1. «Солнечная система». (Радуга, с. 13 6).
2. «День - ночь». (Радуга, с. 137).
3. «Лес - это дом для многих жильцов». (Николаева, с. 142).
4. «Хороший город - Городец». (Князева, с. 76, 77).
1. «С Новым годом, со всем родом» - беседа о традициях празднования Нового года. (Князева, с. 75).
2. Встречи с интересными людьми. (Радуга, с. 139).
3. Познавательные сообщения «Знаете ли вы... » (Радуга, с. 139).
4. Работа с телескопом. (Радуга, с. 139).
5. Работа с альбомом «Все работы хороши».
6. Работа с полочкой умных книг. (Радуга, с 114).
7. Подкормка птиц. Беседы о зимующих птицах. (Николаева, с. 139).
8. Ведение календаря жизни группы. Итоговая беседа на тему «Чем запомнился нам этот месяц»
9. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. (Николаева, с. 13 8-140
10. Акция «Зеленая елочка - живая иголочка». (Николаева, с. 139).

ФЕВРАЛЬ

ПРОГРАММНЫ ЗАДАЧИ: продолжать обогащать сознание детей новым содержанием: закрепить и упорядочить информацию о конкретных местах на земном шаре; упорядочить и закрепить знания о России, ввести понятие «Родина», формировать у детей чувство любви к России, уважение к старшим, их труду; ввести понятие «неживая природа», познакомить с минералами; уточнить и закрепить знания детей о феврале и зиме в целом как о сезоне, наиболее неблагоприятном для раст. и животн. мира.

Занятия Совместная деятельность
1.»Удивительное место на Земле». (Радуга, с. 140).
2. «Моя Родина - Россия». (Радуга, с. 140).
3. «Прошла зима холодная» (итоговое). (Николаева, с. 151., Радуга, с. 141).
4. «Ой, ты, Масленица!» (Князева, с. 79).
1. Наблюдение за птицами в клетке. (Николаева, с. 143).
2. Наблюдение «Выращиваем лук». (Николаева, с. 144).
3. Беседа «Как люди помогают лесным обитателям». (Николаева, с. 145). 4. «Праздник В. Бианки». (Николаева, с. 147).
5. Ведение календаря жизни группы. Итоговая беседа «Чем запомнился нам этот месяц».
6. Групповой праздник «Наши славные мужчины». (Радуга, с. 143)
7. Создание коллекции «Удивительные камни». (Радуга, с. 142).
8. Ежедневная подкормка птиц.
9. Работа с познавательной литературой «Полочка умных книг».
10. Встречи с интересными людьми. (Радуга, с. 142).
11. Познавательные сообщения «Знаете ли вы... » (Радуга, с. 142).
12. Ведение календаря жизни группы. Итоговая беседа «Чем запомнился нам этот месяц».
13. Экскурсия по экологической тропе «Прощай, зима!»

МАРТ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: продолжать обогащать сознание детей новым содержанием; подвести детей к понятию «живая природа», «фауна», обосновать классификацию животных на «диких» и «домашних»; закрепить знания детей о марте, развивать у детей наблюдательность, умение замечать изменения в природных явлениях, погоде; уточнить представления детей о человеческом теле, функциях его отдельных частей и органов, учить уходу и заботе о нем; воспитывать у детей доброе отношение к людям, животным и растениям.

Занятия Совместная деятельность
1. «Нет милее дружка, чем родная матушка». (К. с. 79).
2. «Домашние животные». (Р. С. 145).
3. «Дикие животные». (Р. с. 146).
4. «Как люди заботятся о своем здоровье». (Н. с. 157).
1. Встречи с интересными людьми. (Р. С. 149).
2. Беседы «Наши славные женщины». (Р. с. 149).
3. Беседы «Удивительное о животных». (Р. с. 148).
4. Ведение календаря группы. Итоговая беседа на тему «Чем запомнился нам этот месяц»?
5. Создание альбома «Наши любимцы». (Р. с. 149).
6. Создание панно «Дикие и домашние животные». (Р. с. 150).
7. Беседа «Весна, весна, поди сюда». (К. с. 80, 81).
8. Наблюдение и беседа об аквариумных рыбках. (Н. с. 157, 160).
9. Наблюдение за ростом и развитием растений. «Огород на подоконнике».
10. Познавательные сообщения «Знаете ли вы?» (Р. с. 149).
11. Ознакомление детей с правилами личной безопасности при общении с животными.

АПРЕЛЬ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: обогащать сознание детей новым содержанием; подвести детей к понятию «флора», ввести и обосновать классификацию «культурные» и «дикие» растения; воспитывать бережное отношение и любовь к природе, активную жизненную позицию (эмоциональную сопричастность + реальные действия и поступки); продолжать знакомить с историей России, воспитывать гордость за нее; закрепить знания детей об апреле, о весенних заботах людей и животных; вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними.

Занятия Совместная деятельность
1. «Культурные растения».
2. «Дикие растения».
3. «Все о дереве и деревянном». (Н., с. 168, 176).
4. «Апрель ленивого не любит, проворного приголубит». (К., с. 84).
1. Ведение календаря группы. Итоговая беседа на тему: «Чем запомнился нам этот месяц?»
2. Беседа «Люди мечтают» (Р., с. 151).
3. Тематическая подборка ко Дню Космонавтики.
4. Познавательные сообщения «Знаете ли вы?»
5. Беседы, наблюдения, выращивание рассады.
6. Правила личной безопасности при встрече с представителями растительного мира. (Р., с. 155).
7. Познавательные сказки и рассказы природоведческого характера.
8. «Красная горка» - Пасхальная неделя. (К., с. 84).
9. «Праздник юных любителей природы». (Н., с. 171-175).
10. Беседа с наблюдением «Эти удивительные насекомые». (Н., с. 175). 11. Беседа в избе «Шутку шутить - людей смешить». (К., с. 82).
12. Размещение в группе новых растений, принесенных или выращенных детьми. (Р., с. 156).
13. Наблюдение за мать-и-мачехой. (Н., с. 163).

Программные задачи: обогащать сознание детей новым содержанием; вызывать интерес к конкретным историческим фактам, воспитывать любовь к Родине и гордость за нее; закрепить правила поведения в природе; систематизировать знания о мае и весне в целом; создать условия для развития самостоятельной познавательной активности; продолжать формировать первичный, элементарный образ мира и глобальное отношение к нему; продолжить формировать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Цель: Познакомить детей с растениями, которые служат нам источником питания.

Задачи:

Закрепить знания о том, где растения растут, и кто их сажает.

Какие блюда можно приготовить из растений.

Рассказать о происхождении некоторых названий растений.

Развивать внимание, расширить и активизировать словарь по теме.

Предварительная работа: Рассмотреть строение растения на примере цветка. Беседа о том, какие растения мы знаем? Что мы называем растением?

Материалы. Иллюстрации разных растений. Пакетики с крупами на каждого ребенка.

Ход занятия.

1 часть.

Воспитатель:

Ребята назовите мне, пожалуйста, что вы сегодня ели на завтрак? А что вы кушали вчера в детском саду? А дома? Ответы детей.

То есть мы с вами принимаем пищу несколько раз в день: завтракаем, обедаем, полдничаем, ужинаем. А знаете ли вы, откуда берутся продукты для нашего стола? Ответы детей.

Воспитатель:

Наша главная кормилица- это земля-матушка. Она нам и хлеб дает, и овощи, и фрукты. Земля и животных кормит травой и сеном, а животные дают нам мясо, молоко, шерсть и другие продукты. Овощи и фрукты, трав - что это? Правильно это растения, растения, которые нас кормят. Многие растения, такие как овощи и фрукты вы знаете, но сегодня я познакомлю вас с интересными растениями, которые тоже являются нашими кормильцами. Отгадайте загадки?

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Подкопай немножко:

Под кустом …(картошка).

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счету одежек,

И все без застежек. (капуста)

3. Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят. (Колос)

4. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Что это такое? Верно это хлеб! Кто назовет, каким бывает хлеб?

Хлеб бывает разным: пшеничный и ржаной. Из пшенично муки хлеб получается белый, а из ржаной - черный. А вот пшеничную муку получают из зерна пшеницы, а ржаную - из зерна ржи.

Физкультминутка.

Зерно в землю упадет

Движения рук вправо-влево перед собой

И росточком прорастет.

Из приседа поднимаемся, ладони рук сложить перед грудью.

Солнце будет его жарить,

Поднимают руки вверх, разводят в стороны, смотрят вверх на ладошки.

Дождь сто раз его польет.

Приседая, волнообразные движения кистями рук сверху вниз.

А потом под снегом мерзнуть

Обхватить себя руками и переступать с ноги на ногу.

И под ветром устоять

Поднимают руки вверх. Наклоны влево-вправо,
отрывая ноги от пола.

Очень трудно хлеб дается

Погрозить ук.пальцем левой, правой руки.

Должен ты об этом знать.

Дотрагиваются рукой головы.

Воспитатель: Оба этих растения - пшеница и рожь известны людям с давних времен. Всем хороша пшеница: мука из зерен получается белая, хлеб вкусный. Одно плохо: боится вредных насекомых, сильных морозов и засухи. Пшеница любит, когда за ней ухаживают, не жалея сил.

А вот рожь долгое время считалась сорняком. Рожь незваным гостем появилась на пшеничном поле и жила там, среди колосьев пшеницы, стремясь их оттуда выжить. Бывало стукнет мороз, погубит всю пшеницу, а рожь вырастет на славу. Жми ее, коси ее, молоти, да пеки из ржаной муки вкусный хлеб.


Пальчиковая гимнастика.

Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,

Летом цвел и колосился , поднятыми вверх.

А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился . Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»

Из зерна - в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.

В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам - хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

Вот еще одно растение - кормилица кукуруза.


Точно никому неизвестно, откуда у кукурузы такое чудное имя. По - румынски кукуруза значит еловая шишка. Уж очень похож початок на шишку. Во многих странах кукурузу ещё называют маисом. Каша из кукурузной муки получается вкусная, лепешки и того лучше. Кукурузы отличный корм для скота и птицы. Из зерен выжимают масло, а из кочерыжек делают мыло, пластмассу и даже лекарство - пенициллин.


А вот еще один продукт: гречневая каша. Варят её из гречки. А гречка откуда? Может быть из Греции? Нет, не совсем так. Точно известно только то, что это растение родилось где-то в южных краях, а про все южное в прежние времена говорили «греческое». Ведь Греция страна южная, вот и пошло отсюда название растения - гречиха.

Вот это растение называется сахарная свекла, из неё варят сахар. Не подумайте, что это та самая свёкла, про которую говорится в загадке: «Вверху зелено, внузу красно, в землю вросло». Нет, это другая свёкла, не красная, а белая и очень сладкая. Сахарная свёкла в поле растет. Комбайн её из земли выбирает, кучками складывает. Грузовик отвозит свеклу на сахарный завод, где из неё сварят сахар.

2 часть.

О растениях кормилицах можно говорить бесконечно, поэтому я предлагаю всем рассмотреть выставку иллюстраций, на которых изображены знакомые и незнакомые растения: просо, фасоль, горох, чай, картофель, капуста и т.п.


3 часть.

У детей пакетики с крупами, дети определяют из какого растения получилась крупа.

Итог занятия.

Домашнее задание: Предложить детям узнать у родителей, что можно приготовить из того или иного растения, с которым они познакомились на занятии.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

« Необычное путешествие к самому себе »

Разработала Шмер Марина

Воспитатель дошкольной группы

МБОУ « Озеркинская СОШ»

РМЭ, Горномарийский район.

Программное содержание :

Повышать уровень познавательной активности и интеллекта детей,

обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.

Развивать разговорную речь , используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения”, осязания, расширять кругозор.

Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.

Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать. Воспитывать интерес к себе и окружающим , бережное и уважительное отношение к окружающим людям.

Методы и приёмы.

Беседа, самонаблюдение , экспериментирование, игра, логические рассуждения, триз -“хорошо, плохо”.

Оборудование к занятию : Плакат «Части тела человека» ; мнемотаблицы (орган зрения, орган слуха,орган обоняния, орган вкуса, орган осязания) ;Аудиозапись «Звуки леса» ; баночки с продуктами для определения запаха (чеснок, апельсин, шоколад, цветы; овощи и фрукты не шпажках для определения вкуса продуктов; содержание рюкзачка для осязания –вата, камень, шишка, ракушка, квадрат, круг, треугольник (из дерева и пластмассы) , клубочек, кубик, конфета, параллон

Настрой на занятие .

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

Здравствуйте, дорогие друзья, вы любите путешествовать ?

Я хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие в страну наших чувств

И мы с вами попадем в Институт Здоровья Человека.

Путь не близкий на чем, как вы думаете,мы сможем туда попасть, какой транспорт выберем. (ответы детей) .

Хорошо ребята, с транспортом вы определились, но есть важное условие :мы должны попасть и в институт все одновременно.

Закрываем глазки и мысленно отправляемся в путь

Ход занятия.

1. Лаборатория «Мое тело»

Этот Институт не совсем обычный и лаборатории в нем тоже. Сейчас мы с вами попали в лабораторию «Мое тело»

Я предлагаю вам поиграть в такую же игру.

(дети повторяют текст и показывают то, о чем говорят)

Головушка-соловушка (гладят голову)

Глазки-подсказки (смотрят по сторонам)

Реснички-сестрички (моргают глазками)

Носик - курносик (закрывают глаза и попадают пальчиком в кончик своего носа)

Щечки – комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками)

Губки-трубочки (вытягивают губы трубочкой)

Зубочки-дубочки (стучат зубами)

Ушки- подслушки (трут тихонько пальчиками ушки)

Плечики –кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз)

Ручки-хватушки (хватают вокруг себя)

Пальчики-мальчики (сжимают-разжимают пальцы)

Спинка- тростинка (вытягивают спинку)

Пузик-арбузик (гладят живот)

Коленочки- поленочки (поочередно сгибают ноги в коленях)

Ножки- сапожки (топают ногами)

Мы с вами поиграли, а теперь вам предстоит выполнить первое задание в нашем институте.

Нужно правильно назвать и показать все части тела человека, я даже не сомневаюсь, что вы справитесь.(выходите по очереди. Начинаем называть части тела снизу вверх)

2. Поселок «Зоркий»

Какие молодцы, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, которая находится в поселке «Зоркий» , а что изучают в этой лаборатории вы узнаете, когда отгадаете загадку

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются . (Глаза)

Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.) Мнемотаблица (орган зрения)

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. И я сейчас проверю как вы бережете свои глазки. Будьте внимательны! Начинаем!

1. Глаза грязными руками тереть можно.

2. Чтобы лучше видеть нужно близко смотреть телевизор.

3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4. Если вдруг глаз зачесался- можно почесать и карандашом.

5. Глаза тренировать не нужно, мышцы глаз и так крепкие.

6. Нужно гулять на свежем воздухе.

Ребята, вы были внимательны и знаете как беречь свое зрение.

Дети, ваши глазки, наверное, устали, давайте выполним гимнастику для глаз. А проведет гимнастику Слава

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала :

Ну-ка, дятел, посмотри -

(Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи : раз, два, три! -

Пообедал дятел с белкой

(Помигать глазами)

И пошел играть в горелки.

(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

3. Поляна Слухачей (включается тихая музыка)

Дорогие мои, а сейчас мы попали на необычную поляну . Дети, что вы слышите (Ответы детей) . Я вижу у вас у всех хороший слух, молодцы. Вы услышали много разных звуков и правильно определили их. Так вот ребята здесь находится лаборатория,в которой изучают как вы уже догадались,что (Органы слуха) . Ребята, а что относится к органам слуха- Уши (мнемотаблица)

Молодцы и о слухе вы многое знаете.

4. Долина запахов

Наше путешествие продолжается и я вас приглашаю в долину запахов, а что здесь изучают вы узнаете отгадав загадку :

Вот гора, а у горы две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей.) Рассказы по таблице.

Молодцы, а к каким органам чувств относится нос (Обоняние) . Правильно ребята. В этой лаборатории вам предстоит выполнить сложное задание и поэтому чтобы ваши носы хорошо дышали я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Ну что, все готовы к прохождению испытания. (Да)

Тогда начинаем.

"Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон :)

(Будем работать в парах)

Молодцы все справились с заданием.

А мы продолжаем с вами путешествие в страну наших органов чувств.

5. Лаборатория «Море вкусов»

Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

А что нам помогает определить вкус продукта - язык. Правильно, мы с вами попали в лабораторию, где изучают какие органы, подскажите мне- органы вкуса. Правильно. А что вы можете рассказать об этом органе чувств. Мнемотаблица.

Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)

Ребят, за время нашего путешествия вы наверное проголодались. И я вас предлагаю поиграть «во вкусную игру.»

"Определи на вкус"

Дети определяют на вкус разные продукты на шпажках : яблоко, банан, морковь и т. д. и рассказывают о своих вкусовых ощущениях.

Ну, что, ребята подкрепились? Продолжим наше путешествие ?

6. «Волшебство осязания»

Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь я вас познакомлю с органами чувств , которые отвечают за осязание. Это ребята – Кожа. Мнемотаблица.

Ребята давайте немного отдохнем и потренируем наши пальцы.

(мебель…..будем пальчики сжимать)

Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможете ли вы используя пальцы ваших рук узнать, что находится у Хрюши в рюкзачке (дети по 6 человек просовывают руки в коробку берут ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают.

Проводится игра : «Что нашел-назови» .

Молодцы вы помогли Хрюше узнать, что-же он носит в своем рюкзачке.

Ребята, наше путешествие по Институту Здоровья подошло к концу и мне хотелось бы узнать вам понравилось путешествовать ? А что именно понравилось? (Ответы детей)

Спасибо вам, что вы пришли и показали свои знания и теперь вы знаете, что у человека есть 5 органов чувств- глаза, язык, уши, нос и кожа.

(На схеме выставляются органы чувств)

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланья :

Передают друг другу мягкую игрушку с пожеланиями (здоровья и т. п.)

А теперь пора нам возвращаться в свой детский сад.

Сюрпризный момент : Посылка от ученых.

(В ней фрукты) с загадкой

Купили для вас мы на рынке

То, что сейчас в посылке

Полезные людям продукты

Оранжевые витамины

Эти фрукты…………..(мандарины)

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебные стёклышки», в ходе которого дети познакомятся со строением микроскопа. Микроскоп и увеличительные стёкла, наряду с другим , вызывают большой интерес у детей. Важно научить детей правильному и безопасному обращению с такими приборами.

Занятие по познавательному развитию в старшей группе

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Программное содержание: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскоп, лупа, бинокль, объяснить, для чего они нужны человеку; познакомить со строением микроскопа, обогащать словарь детей: окуляр, объектив, зеркало и т.д. пополнить словарь детей глаголами, обозначающими звучание разных предметов.

Материал и оборудование: ребус «Лупа», лупы, микроскопы, листья деревьев, цветной песок, насекомое, вода чистая, вода грязная, листы для зарисовок наблюдений, цветные карандаши, салфетки, пипетка,

Ход образовательной деятельности

Приветствие:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро, гости, здравствуйте!
Ребята, сегодня нам пришло приглашение, но оно необычное. Здесь загадки и ребусы, попробуем отгадать, (ребус лупа).
Два близнеца, два братца
На нос верхом садятся, (очки).

Лупа, очки. Странное приглашение? Может нас ждут в лаборатории.Что такое лаборатория? Это место, где ученые изучают свойства разных предметов, воздуха и воды.

Мы с вами ни раз были в лаборатории, изучали, какая бывает вода. Какие свойства воды вы помните? Прозрачная, не имеет вкуса, запаха, растворяет в воде вещества, замерзает, не имеет формы. А еще мы в лаборатории слушали разные звуки. Каждый предмет звучит по разному, как он может звучать: стучит, шумит, шуршит, скрипит, звенит и т.д.

А сегодня в лаборатории мы познакомимся с волшебными стеклышками. Для чего нужны лупа и очки? Правильно, что бы рассмотреть лучше что-то маленькое. Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе, лучше чем видно глазом и люди придумали увеличительные стекла. Сначала появилась лупа. С её помощью ученые смогли рассмотреть строение цветка, усики и глазки насекомых.

Потом появились другие вещи: очки, бинокли, подзорная труба, телескоп, монокль и т.д. Сейчас во всех лабораториях, больницах, школах есть микроскопы. Они нужны для того, чтоб увидеть очень маленькие частички, которые нельзя увидеть глазом: пыль, микробы, которые вызывают болезни. Это нужно, чтоб люди не болели. Ученые могут посмотреть в микроскоп и придумать лекарство. А что ещё нужно, чтобы люди не болели? Правильно питаться, делать зарядку и хорошо умываться.

Физминутка:

Кто зубы не чистит, не моется с мылом.
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули
У них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд.
И вообще никогда не растут!

Слова сопровождаются соответствующими движениями.
Посмотрите, у нас на столе есть микроскопы. Даже маленький микроб знает все про микроскоп.
Давайте и мы посмотрим из каких частей состоит микроскоп.

  • Окуляр — место, в которое нужно смотреть. Как правильно смотреть? Один глаз надо закрыть, а другой плотно прижать к окуляру.
  • Лупа объектива — увеличивает изображение.
  • Зажим — закрепляет слайды.
  • Зеркало — отражатель нужно, чтоб поймать луч света.

Если ученому нужно рассмотреть каплю воды, он берет стеклышко-слайд, капает на него воду, кладет на подставку-зажим, ловит свет и смотрит.
Я предлагаю вам пройти в лабораторию для опытов. Мы будем рассматривать знакомые предметы в увеличительные стекла и микроскоп.

У каждого на дощечке лежит или листик, или цветной песок, лепесток, кора дерева, у нас в коробочке паучок. И все это можно рассмотреть внимательно в лупу. А в микроскоп мы рассмотрим каплю воды и частички пыли. Насекомое: можно хорошо рассмотреть туловище, лапки.

Ребята, я предлагаю нарисовать книгу. Каждый на своем листе зарисует то, что увидел, потом мы сможем её перевязать ленточкой и покажем мамам и папам, что мы видели в волшебное стеклышко.

При рассматривании листа обратить внимание; хорошо видны прожилки, по которым течет влага и наполняет лист жизнью. В коре дерева видны трещинки, в которые маленькие насекомые прячутся зимой. Цветной песок; песчинки круглые, разноцветные. Частички пыли разной формы: продолговатые, круглые и т.д. В воде микробы разной формы.

Какая полезная книга у нас получилась. Теперь мы можем взять лупы и бинокли на улицу и там рассматривать все, что захотим.

Занятие по познавательному развитию может проходить в рамках , а книга пополнит экспериментальный уголок.

Возможно Вас заинтересует календарное планирование в подготовительной группе —

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Как все живое растет»

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ "Детский сад№4",гогода Лиски Воронежской области.
Описание. Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности "Как все живое растет". Этот материал направлен на знакомство детей с эпапами роста и развития живых организмов с помощью опыта. Данный конспект будет очень полезен педагогам работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Надеюсь, что занятие понравится многим педагогам и поможет познакомить детей с развитием всего живого.
Интеграция: Познавательно - исследовательская деятельность, речевое развитие, коммуникативное развитие.
Цель: Знакомство детей с этапами роста человека, животных и растений путем экспериментирования.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к окружающему через эксперимент.
2. Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов.
3. Подвести детей к выводу о том, что для роста живых объектов требуется одно и тоже: вода, свет, воздух, питание, забота и любовь окружающих.
4. Воспитывать интерес к окружающей действительности.
Технологии, методы и приемы: использование схемы - модели, психогимнастика, создание проблемно - поисковых ситуаций, игровая, наглядная, практическая деятельность, вопросы к детям
Материалы и оборудование: фото с изображением детей, схемы - картинки, фасоль в банке, ящик с землей.

Ход совместной деятельности

Дети рассматривают фотографии, на которых изображены маленькие дети.
Воспитатель. Ребята, скажите, кого вы видите на фотографии?
Дети. Мы видим маленьких детей похожих на нас, когда мы били маленькими.
Воспитатель. А сейчас вы похожи на них?
Дети: Похожи, но не совсем.
Воспитатель. Как вы изменились?
Дети: Мы выросли, стали здоровее, красивее.
Воспитатель. Что изменилось в вас?
Дети: Стали выше ростом, волосы отросли, глаза изменились.

Воспитатель. А какими вы были, когда были маленькими?
Дети: Забавные, смешные, неуклюжие.
Воспитатель. Какие чувства у вас вызывают эти малыши?
Дети: Их хочется погладить, поиграть с ними, подержать на руках, поцеловать.
Воспитатель. Скажите, кто о вас заботится? Что вам нужно было, чтобы вы выросли?
Дети: О нас заботятся родители, бабушки и дедушки. Они нас кормят, гуляют с нами, купают, летом загораем вместе, лечат болезни, жалеют, целуют, говорят ласковые слова.
Воспитатель. Да, вам нужно было питание, вода, воздух, тепло, любовь ваших близких. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как растет человек.
Посмотрите на схему, где показано, какими вы были, какие есть, какими будете.

-
Грудной ребенок - ребенок дошкольник - подросток - дядя, тетя
Воспитатель. У кого из вас дома живет кошка или собачка? Что нужно, для того, чтобы котенок вырос в большую красивую кошку?
Дети: Нужно правильно кормить, давать мясо, рыбу, молоко. Гулять на свежем воздухе, ухаживать, играть.
Воспитатель. Посмотрите на схему:


Слепой котенок - котенок играет - взрослая кошка
А теперь отгадайте загадку:
Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок, кто же это? (Петушок)

А вы видели, кем был петушок до того, как стал взрослым петухом? Правильно - цыпленком. Давайте выложим схему:


Цыпленок в скарлупе - цыпленок подросток - взрослый петух

А что нужно было цыпленку, чтобы стать петухом?
Дети: Зернышки, солнышко, чтобы мама курица оберегала его, любила.
(Проводится игра «Курица и цыплята»)
Воспитатель. У меня в волшебной баночке что - то находится. Определите на звук, что это? (Дети высказывают свои соображения)
- Давайте определим на ощупь, закройте глаза, я дам это каждому в руку, а вы скажите, что это.
Дети: Оно гладкое, твердое, маленькое, овальное.
Воспитатель. Посмотрите, что у вас в руке. Да, это фасоль. Что надо сделать, чтобы зернышко стало живым?
Дети: Нужно много света, тепла, влаги, нужен дождь, сырость.
Воспитатель. И что с ним станет?
Дети: Зерно прорастет, набухнет, оживет.
Психогимнастика «Зернышко»
Представь себе, что ты маленькое зернышко. Ты лежишь глубоко в земле и тебе очень одиноко. Вот ты почувствовал, что земля стала теплой, и тебе захотелось посмотреть, откуда идет свет и тепло. Ты потянулся вверх, и вдруг земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Теплые лучи коснулись твоего тонкого и еще очень слабого стебелька, ветерок качнул тебя, то в одну сторону, то в другую, тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки.
Солнышко нежно подхватило тебя за листики и потянуло вверх. Ты стал расти. Становишься крепче, сильнее, выше. Вдруг пошел дождь и теплые, крупные капли дождя стали стекать по твоим листочкам, стебельку, бутону. Ты стал пить дождевую воду и расти, расти, расти.
Влага напоила твой бутон, и он стал раскрываться, превращаясь в прекрасный цветок. Ты понял, что ты растешь, живешь, ты счастлив, что вдыхаешь свежий воздух, пьешь чистую дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца…
- Ну, что ребята, понравилось вам быть зернышком? А что помогло вам пробиться сквозь землю и превратиться в прекрасное растение?
Дети: Это дождь, тепло, солнце, влага.
Воспитатель. У нас в баночке зернышки фасоли, давайте посадим их в землю и будем за ними ухаживать. (Дети сажают семена).
Подводится итог.
- Мы посадили зернышки - фасолинки, а когда появятся ростки, мы будем наблюдать за их ростом и развитием.
(Дети рассматривают схему развития фасоли)


Зерно - росток - с листьями - с цветами - со стрючком.