Подготовка ребенка к школе консультация для педагогов. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе

Консультация для воспитателей

« Работа детского сада по подготовке ребёнка к обучению в школе»

Выполнила: воспитатель 1 кв. категории Аганина Е.В.

МАДОУ ”Детский сад №136 комбинированного вида”

Вахитовского района г. Казани Республики Татарстан

Подготовить старших дошкольников к обучению в школе- одна из главных задач воспитателей. Однако объём знаний в тех программах, по которым готовят к школе в детских садах, зачастую превышает то, что требуется в первом классе школы. Занятия с педагогами дополни тельного образования, посещении е подготовительных классов при гимназиях и лицеях, различных групп подготовки к школе в развивающих центрах, а также наличие в свободной продаже огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступают в школу, так сказать « интеллектуально подготовленными». Этого багажа знаний вполне достаточно, чтобы пройти собеседовании е при зачислении в первый класс (хотя по правилам это вовсе не обязательно: ребёнка должны принять в школе без всяких проверок и собеседований), а вот уже в школе начинаются проблемы.

Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе- это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их коренятся в дошкольном детстве.

Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. Даже если ребёнок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, предназначенными для детей 8-9 лет, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти (что само по себе прекрасно облегчит ему обучение, точнее, усвоение новых знаний.

Подготовка в детском саду предполагает развитие не только

интеллектуальной, но и эмоционально- личностной сферы, а также достижения определённого уровня физической зрелости. Однако в области социального, эмоционально- личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия, успеха достичь не возможно. В результате в школу при ходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношени ях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловые и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться учителя или соседа по парте.

Таким детям непросто найти своё место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно- познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью. Данный опросы будущих школьников показывают, что от школы они ждут в первую очередь «не спать днём», «надеть красивый рюкзачок», «понравиться учительнице», «гулять, когда ребята в садике ещё не вышли». Детям нравятся «занавески в классе», «вкусные булочки», «перемены, где бегают». Эти ответы свидетельствуют о том, что восприятие школы детьми 6,6- 7 лет далеко от того, что от них ожидают взрослые, и по сути своей они ещё дошколята.

Что же нужно делать? Воспитатель ещё в старшей группе дожжен объяснить детям, зачем ходят в школу. Лучше делать это в форме игры («Угадайте, что такое особенное делают в школе?») или в доверительной беседе. Родители тоже должны быт подготовлены к разговору с ребёнком на эту тему. В родительском уголке можно вывесить спи сок тем для бесед с малышом, сценарии игры в «школу» (с игрушками и с детьми- партнёрами), картинки из школьной жизни для обсуждения.

Можно разложить на отдельном столике в группе книги или учебники для первого класса и написать: «эти интересные книжки мы прочитаем в школе». Можно придумать вопросы, которые наверняка заинтересуют детей (в каждой группе интересы могут быть свои, и знают о них лишь педагог и родители): «Почему звёздочки светят? Откуда взялись динозавры? Какие бывают бабочки? И. т.д., всё это вы узнаете в школе.

Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить своё школьное будущее.

Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе тоже недостаточно, необходима психологическая готовность.

Простейшую проверку психологической готовности могут провести

психологи детского сада, а так же воспитатели и сами родители.

Выясните, умеет ли будущий школьник

    заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течении 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;

    правильно понимать с первого раза простейшие задания, например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);

    действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);

    действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку по диктовку взрослого: « кружок- квадрат, кружок- квадрат», а потом самостоятельно, но стой же скоростью);

    хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

    ориентироваться в понятиях больше- меньше, раньше- позже, сначала- потом, одинаковое- разное;

    запоминать короткое стихотворение.

Социальная и эмоциональная зрелость ребёнка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально- компетентный ребёнок способен наладить отношения с людьми, договориться с ни ми без конфликтов, добиться своего, никого не обижая. Уметь уступить в чём- то собеседнику и партнёру.

Эмоционально зрелый ребёнок не обидчив, не агрессивен, пони мает чувства друг их людей и способен учитывать их в своём поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их при чину (например: «Мне грустно, потому, что все ушли домой, а я не люблю быть один»).

При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача в каком- то деле надолго приводят к ощущению своей неполноценности, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего резко снижается. Поглощённые своими переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическому мышлению. Иногда ребёнок может показаться глупым, неспособным. Особенно в стрессовой ситуации: на вступительном собеседовании, экзамене, тестировании, а в дальнейшем при ответе у доски.

Дети с органическими и функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами постоянно должны находиться под наблюдением медиков, педагогов, психологов как в детском саду, так и в школе. Для них недопустимо раннее начало обучении, работа по программам повышенной сложности.

Если же малыша, ещё не готового психологически к обучению в школе, родители всё- таки отдают в гимназию, лицё, то необходимо сделать всё возможное дл обеспечения щадящего режима (малочисленный класс, индивидуальный подход, полноценный отдых).

В целом же, независимо о уровня умственного, физического и эмоционального развития ребёнка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.

Период младенчества уже позади, дошкольное детство пролетело и совсем скоро Ваш ребёнок отправится в школу.

Поступление ребенка в школу - переломный момент в жизни каждого дошкольника. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений.

Теперь ребёнок должен систематически и напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.

О готовности к школе написано много научных статей, где педагоги и психологи приводят основные критерии школьной зрелости ребёнка.

Многие родители полагают, что для развития и подготовки дошкольника к школе , достаточно научить его основам математики, чтения и письма. Хотя на самом деле, чтобы ребёнок правильно понимал и усваивал эти основы, сначала ему необходимо развивать мышление, память, внимание, воображение, восприятие и речь.

Подготовка к школе в подготовительной группе детского сада имеет большое значение.

В течение всего времени пребывания в детском саду педагоги развивают воображение, память, логическое мышление ребят, обогащают их словарный запас, учат сравнивать и расширяют представления об окружающем мире.

Дети учатся лепить и рисовать, танцевать и петь, узнают множество новых сказок, стихов, рассказов, учат считать в пределах двух десятков, узнают буквы русского алфавита.

Развитием познавательной сферы ребёнка нужно начинать заниматься как можно раньше. И причина здесь совсем не в том, что очень скоро он станет учеником. Знания, как говорится, всегда пригодятся. Если с детства мы будем воспитывать эрудированного, творческого человека, то в будущем, вероятнее всего, он таким и станет. А творческий человек полнее раскрывает себя во всём, чтобы он ни делал, он всегда интересен миру, а мир ему, и, наконец, он чувствует себя в жизни более уверенно.

Стремление ребёнка к познанию и творчеству не может пройти само по себе, его необходимо пробудить. Взрослый должен научиться смотреть на мир глазами ребёнка. Больше доверяйте, советуйтесь с малышом, объясняйте спокойно, старайтесь не выдавать при этом своего волнения, ведь ребёнок интуитивно это почувствует. Побольше бодрости и оптимизма! Малыш всегда видит, насколько приятно и интересно взрослому общаться с ним. А ощутив безразличие, он перестанет проявлять какую-либо активность.

Говорите ребёнку, что у него всё получится, но для этого надо приложить старания. А вы всегда будете рядом. И даже если у него что-то будет выходить не так, то обязательно получится потом.

Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребёнка - с развитием малыша всё будет в порядке. Самое главное понять, что подготовка к школе - это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша своя схема развития.

И здесь Вы можете дать волю своей фантазии, выполнять задания, предложенные педагогами или придумывать свои - в любом случае ребёнок будет взрослеть, набираться жизненного опыта и уверенности в своих силах.

Успехов Вам, дорогие родители, в воспитании и Пусть период дошкольного детства пройдёт у ребёнка без лишних стрессов и разочарований. Любите наших замечательных дошколят, которые совсем скоро пойдут по лесенке знаний. Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к маленькому ученику - и у него всё получится.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Основными задачами при подготовке детей к школе являются:

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).

3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

4. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

ПУТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРИЕМАМИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В умственном развитии детей выделяют две стороны: приобретение знаний и выработку приемов умственной деятельности. Овладение приемами умственной деятельности осуществляется практически и теоретически. Практический путь представляет собой усвоение приемов в результате многократного повторения одних и тех же ситуациях. В этом случае остается в тени собственная умственная деятельность, внимание отражается лишь на содержание умственных действий. Теоретический путь овладения приемами умственной деятельности состоит в обучении этим приемам, когда обучающийся управляет своей интеллектуальной деятельностью.

В любом задании внимание дошкольников направлено на конечную цель, на результат деятельности, меньше - на способы её выполнения. Это объясняется, с одной стороны, возрастными особенностями психики детей, с другой – несформированностью учебной деятельности. Для возникновения мыслительной деятельности ребенка и формирования понятий необходимо подвести их к осознанию способов выполнения какого-либо задания. Это возможно при условии последовательного формирования учебной деятельности детей. Переориентировка сознания ребенка с конечного результата деятельности на способы её выполнения приведет к осознанию им своих действий.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ - КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Большое значение в умственном и всестороннем развитии детей имеют занимательные развивающие игры, задачи, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Именно развивающие игры способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению. Начинать играть с такими играми можно с самого раннего возраста. Задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

Развивающие игры разнообразны по содержанию; они как все игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР

1. Игры, направленные на развитие сенсорики

Цветоощущение: «Самолеты», «Цветные фоны», и т.д.

Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм и размера: «Чудесный мешочек», «Рамки Монтессори»

Восприятие сложных форм: «Силуэты», «Угадай, что...», «Путаница»

2. Игры, способствующие развитию мелкой моторики:

«Рамки Монтессори», «Сложи узор», «Танграм»; игры, связанные с зарисовкой (или обведением по трафарету) отдельных фигур и узоров.

3. Игры, направленные на развитие памяти, внимания и наблюдательности:

Различные модификации игры «Что изменилось?» (на предметах, картинках, позах играющих детей), «Внимание» и т.п.

4. Игры на развитие мышления:

Способность к анализу, синтезу, развитие пространственного воображения и логического мышления:

«Сложи узор», «Сложи квадрат», «Палочки», «Уникуб», «Кубики для всех», «Кукольная комната», «План и карта», «Кирпичики», «Чего не хватает - Начальные математические представления: "Точечки", "Дроби"

Игры на классификацию и обобщение: игры с мячом, «Что чем было», «Что лишнее»

Развитие абстрактного мышления: серия игр, связанных с чтением и придумыванием разнообразных символов «Погода», «Человечки», «Вывески»

5. Игры, направленные на развитие фантазии:

«Мешок гнома», «Цветные подарки», «Дорисуй фигурку», «Кляксы», «Танграм», «Монгольская игра».

6. Развитие речи, пересказ и сочинение сказок:

«Антонимы», «Опиши предмет», «Составь рассказ», «Что было и что будет?», и т.д.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ РАБОТЕ С РАЗВИВАЮЩИМИ ИГРАМИ

Чтобы вовлечь детей в игры я использовала различные игровые приемы:

1. К детям приходят их знакомые герои сказок: Колобок, Зайка, Мишка, Кукла, Петрушка, Обезьянка и т.д.

Они просят показать им любимые игры детей, научить в них играть, помочь выбраться из какой-то ситуации.

2. Нравятся детям и путешествия в «страну сказок»

3. Игры-соревнования:

Кто быстрее разложит по цвету?

Кто быстрее сложит или зарисует узор?

Кто быстрее соберет квадрат из отдельных частей, сложит круг и т.д.

Кто больше обведет разных или одинаковых фигур; кто больше на одинаковых по формату листах расположит геометрических фигур и т.п.

4. Игры с двумя подгруппами (по 3- человека). Каждая подгруппа получает свое задание, а потом они меняются местами.

Разделить детей на две команды можно, используя разные приемы: по цвету с помощью геометрических фигур, карточек с цифрами и точками и т.д.

5. «А в какую игру ты сегодня хочешь поиграть?»

Индивидуальные задания.

Игры по выбору самого ребенка.

Развивая у детей логическое мышление, я использовала приемы наглядного словесного и практического методов.

Формы работы: подгрупповые (по 6-8 детей) и индивидуальные для большего контакта воспитателя с ребенком. Продолжительность занятия 15-20 минут.

Вывод: Однако работа над изучаемой темой не ограничивается одним лишь занятием, а включает в контекст всех других видов деятельности.

В результате систематической работы с детьми младшего дошкольного возраста задачи, поставленные в начале работы, в основном выполнены.

Был вызван интерес к играм математического характера.

Сенсорное развитие детей сформировано соответственно возрасту. Все дети умеют выделять в предметах основные части. Речь детей более развита, но недостаточно, поэтому на будущее следует это учесть и включать больше словесных игр в последующую работу. Все дети владеют практическими видами поисковых проб. Мыслительными видами поисковых проб овладела большая часть детей. Все дети владеют обследовательскими действиями, и умело применяют их на практике. Развитие творческого воображения соответствует возрасту. Но дети еще не владеют действиями замещения и моделирования.

Итоги работы с детьми дали предпосылки для продолжения работы по формированию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников». Санкт-Петербург. «Акцидент». 2000 г.
  2. Никитин Н.П. «Развивающие игры для детей». Справочник М. «Гомо». 2001 г.
  3. Столярова А.А. «Давайте, поиграем». Москва. 1991г.
  4. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи детей». Москва. 1988 г.
  5. Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольников». Санкт-Петербург. «Акцидент». 1997 г.

Консультация для родителей. Как нужно готовить ребенка к школе.

О роли подготовки детей дошкольного возраста к школе.

Консультация для родителей. Тема беседы «Как нужно готовить ребенка к школе»

Автор: Фролова Наталия Александровна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 42 "Теремок" г. Серпухов.
Описание : консультация будет интересна родителям детей 6-7 летнего возраста, воспитателям старших и подготовительных групп.
Цель : рекомендации родителям будущих первоклассников о том, как нужно готовить ребёнка к школе.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к школе. Школа - это совершенно новая жизнь для него.
Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически и психологически готов к систематическому обучению в школе, выполнению многообразных требований, которые предъявляет школа. Психологическая готовность рассматривается не с объективной, а с субъективной стороны.
Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего объективно, т.е. к этому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Его отличают любознательность, яркость воображения. Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво, он имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его организации. Память дошкольника также достаточно развита. Уже не только с помощью взрослых, но самостоятельно ребенок может ставить перед собой задачу - запомнить что-либо;
Легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Он уже знает из опыта: чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это,т.е. овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Хорошо развита у семилетнего ребенка наглядно-образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно логической памяти.
Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематическое и планомерно обучать.
Речь в известной степени, грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию. Дошкольник уже может в довольно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли. Словарь ребенка 7 лет также довольно обширен, причем в нем заметное место занимают отвлеченные понятия. Ребенок этого возраста способен к элементарным умственным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению.
Сформированы и элементарные личностные проявления - дети ко времени поступления в школу уже могут проявлять известную настойчивость, ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их(хотя чаще не доводят дело до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости. Детям свойственны первые проявления чувства дома и ответственности. Семилетний ребенок уже имеет небольшой опыт управления своими мыслями, чувствами; опыт самооценки отдельных действий и поступков («Я плохо поступил», « Это я не так сделал», «Вот теперь у меня получилось лучше»). Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. Подвижные игры у ребёнка развивают координацию движений, важную при ориентировке в пространстве. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит будущему первокласснику справиться с физическими нагрузками, уровень развития семилетнего ребенка есть тот уровень психического развития, который является необходимой предпосылкой начала систематического, планомерного и целенаправленного обучения. Однако в пределах этого уровня наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия, определяемые состоянием здоровья ребенка, индивидуальными условиями их жизни и деятельности, в частности тем, как часто и много занимались с ними, готовили их специально к будущему обучению в школе. Следует также подчеркнуть и другую сторону – субъективную психологическую готовность. Семилетнему ребенку, как правило, свойственно желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Сомнений нет в том, что нужно ли учиться, у него нет Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия.
Непродуманными угрозами и предупреждениями старших («Вот погоди - пойдешь в школу, там за тебя возьмутся »; Там ты еще наплачешься !»)
Немалое значение имеет и «передача опыта» от более старших, к младшим
(как известно, первоклассники и второклассники иногда любят произвести впечатление на младших братьев и сестер, рассказывая им о трудностях школьной жизни ), а также некоторые наглядные впечатления (например, когда родители буквально оттаскивают школьника от телевизора, компьютера и усаживают его ревущего, делать уроки).
Отрицательное отношение к предстоящему школьному обучению, которое сложилось до школы, крайне затрудняет включение семилетнего ребенка в учебно-воспитательный процесс, препятствует формированию у него положительных мотивов учения.
Такие дети должны быть предметом особого внимания со стороны педагога, который настойчиво и тактично сумеет раскрыть перед ними привлекательные стороны учения, рассеять тревоги и опасения.
Обучение детей в школе опирается на имеющиеся у детей представления о Родине, о труде людей, о животных, растениях, и др.
Кроме определенного запаса знаний ребенок должен интересоваться окружающим, любить книги.
Учебная деятельность потребует от ребенка волевых и умственных усилий: он должен будет уметь отвлекаться от всего постороннего и сосредотачиваться на заданном, уметь усваивать новые знания.
Умственное воспитание неотделимо от нравственного, физического и эстетического. В играх дети узнают свойства вещей, учатся общению со сверстниками, развиваются физически. Труд готовит детей к школе, работе и жизни в коллективе, обогащает знаниями, способствует правильному физическому воспитанию. Знакомство с художественной литературой, посещение выставочного зала, театра, кино, просмотр телевизионных передач, прогулки, экскурсии – оказывают влияние на всестороннее развитие детей.
Если ребенок физически плохо развит, уму трудно добиться результата в труде; если у дошкольника нет навыка трудолюбия, ему трудно выполнить задания по продуктивной деятельности: лепке, рисованию, аппликации;
Вот например ООД по подготовке к обучению грамоте. Прежде всего надо помочь ребенку научиться проводить звуковой анализ слова. Дать понятие о слове и предложении.
Ребенку можно назвать несколько окружающих предметов: стена, стол, кукла- подчеркнуть, что все вещи мы можем назвать словами. А вот предложение передает законченную мысль. «Что я сделала?» Да, взяла книгу.
А теперь? Да, зажгла лампу».
Предложение состоит из нескольких слов, а может состоять и из одного слова. После того как ребенок научиться правильно определять количество слов в предложении. Можно попросить его самостоятельно придумать предложение из 2, 3 и более слов. Хорошо использовать схему предложений.
Когда ребенок научится выделять слова в предложении. Можно приступить к выделению слогов в слове. Пусть ребенок поставит руку так, чтобы тыльная сторона ладони почти касалась подбородка, и скажет какое-либо слово. Сколько раз подбородок коснется руки при этом, столько и слогов в слове. Лучше брать слова состоящие из двух слогов (ма-ма, па-па, ка-ша и др.)
Затем можно перейти к анализу звукового состава слова. Все слова состоят из звуков. Назовите ребенку знакомые слова (молоко, Маша, мама и др.) выделяя в слове первый звук.
« Какой первый звук в твоем имени? А теперь давай найдем последний звук, послушай, как он звучит.» Можно поиграть в игру « Угадай,сколько звуков »
После того, как ребенок научится правильно называть звуки в словах, можно купить азбуку на кубиках. Букварь покупать не стоит- школа и все связанное с ней должно быть в глазах ребенка новым, необычным. После того как ребенок усвоит несколько гласных и согласных букв, можно показать слоги. Для этого хорошо использовать азбуку на кубиках
Важно не просто передать знания дошкольнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Главное для дошкольника игра. Именно в игре у ребёнка формируются все важнейшие качества личности, которые помогают ему в дальнейшем справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться в коллективе. Особенно важны сюжетно – ролевые игры, являющиеся своеобразной тренировкой различных взаимоотношений между людьми.
Современные мамы стремятся покупать детям развивающие игры, конструкторы, «умные» компьютерные игры, не заботясь о том, что во всех этих занятиях ребёнок пребывает в одиночестве. Вспомните старые добрые настольные игры, которые объединяли несколько человек. Здесь было главное – общение. Домино, фантики, лото – в эти игры можно играть дома, на даче. Как приятно собраться на веранде вместе с соседями – взрослыми и детьми – и наслаждаться увлекательной игрой и разговорами друг с другом. Эти игры передаются от одного поколения другому. Они помогают воспитать в детях душевность и теплоту человеческих взаимоотношений, справедливость, внимательность, умение переживать чужую неприятность, прощать ошибки, сочувствовать в проигрыше, радоваться за друзей, добиваться цели честными способами и т.д. Для ребёнка такое время препровождение является отличным уроком жизни. Не жалейте времени на совместные развлечения, придумывайте разные ролевые игры, увлекайте ими ребят - не только своего малыша, но и соседских детей.
Но хотелось бы заметить, какие бы не были созданы условия в школе, самое главное - это желание ребёнка учиться. Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются о школе, и образованных людях, говорят о том, зачем нужно быть умным, то будущий первоклассник будет понимать, зачем он идёт в школу и для чего ему нужны знания. Учебная деятельность тогда станет для него более значимой и важной.
Давайте будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное!
И тогда они непрерывно порадуют нас своими успехами в будущем.

«Роль воспитателя детского сада в подготовке детей

к школе» (советы психолога).

Работа воспитателя - это постоянный контакт с детьми. Поэтому необходимо устанавливатьс детьми такие отношения, какие у них установлены с близкими людьми, чтобы дети начали так же доверять воспитателю, как и доверяютблизким людям. Как приятно, когда дети охотно идут в группу. При встречеулыбаются, чем - то радуют, что - то интересное рассказывают, чем - то делятся. Каждый ребёнок развивается по - своему, а значит, и подход к каждому ребёнку должен быть - индивидуальный. Очень важно, знакомство с родителями. Необходимознать, в какой семье, и в каких условиях, живёт каждый ребёнок. Это помогает создавать в группе уютную, спокойную, доверительную атмосферу, понять каждого ребёнка. Стиль поведения воспитателя к детям должен быть таким: не позволять детям делать всё, что им заблагорассудиться, но и не запрещать в не которых случаях, чётко определять для детей, что им можно и что нельзя,своим поведением показать ребёнку пример, когда необходимо сдерживать эмоции, а когда не сдерживать. Во время видеть когда ребёнку нужно уделить внимание, чтобы не чувствовал себя забытым и никому не нужным. Все, мы, знаем, что школа ждёт не столько образованных детей, сколько психологически подготовленныхк учебному труду. Это значит, что дети должны обладать нравственно-волевыми качествами, такими как, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованности и самое главное дисциплинированность. Дети должны уметь общаться, уметь слушать собеседника, не перебивая его, избегать грубости, вульгаризмов. Если все эти качества будут наблюдатьсяу детей, тогда учиться они будут с удовольствием, учёба не превратиться для них в тяжкое бремя. В настоящее время многие родители стараются детей отдавать в школу с семи лет. Это правильный подход к детям, готовность ребёнка к обучению опирается на достаточное развитие мозга. В это время дети начинают подчиняться своему поведению, у них возрастает уровень самооценки собственных поступков. Осуществляя подготовку к школе, необходимоучитывать особенности детей, отличающиеся уровнем развития: (детей с высоким, среднем и низким уровнем развития).

Дети с высоким уровнем развития отличаются выраженным познавательным отношением к окружающему миру. Они активны на организованной образовательной деятельности, быстро и точно выполняют задания, сохраняют высокую работоспособность. Эти дети любят новые дела и творческие задания, обладают широким кругом умений. Они активно проявляют интерес к школе и неплохо читают. Казалось бы, такие дети, не нуждаются в каком - то особом педагогическом воздействии, но это не совсем так. Для таких детей, необходимо создавать такие условия, которые будут способствовать дальнейшему интеллектуальному развитию. Таким детям необходимо давать наиболее сложные задания, повышать требования к качеству их выполнения, стимулировать самостоятельность мышления и творчество.

Дети среднего уровня неплохо справляются с заданиями на организованной образовательной деятельности, и с другими видами деятельности при наличии образца и объяснений воспитателя. Дети с удовольствием участвуют в знакомых делах, в привычных условиях чувствуют себя уверенно и достигают хороших результатов. Опыт показывает, что затруднительными для данных детей являются новые ситуации непривычные условия деятельности, где необходимость проявить самостоятельность и творчество в решении проблемы. В таких случаях дети бывают, скованны, нерешительны, так как бояться сделать неверный ход. Они очень чувствительны к отрицательным оценкам воспитателя. Даже небольшая неудача выбивает детей из колеи и снижает активность. Характерно, что эти дети не нуждаются в большой помощи воспитателя достаточно лишь нескольких указаний, подтверждающих правильность их усилий, и они успешно справляются с заданием.

Дети с низким уровнем развития отстают от сверстников в развитии и в овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям воспитателя, не могут долго сосредотачиватьсяна заданиях. В своей работе они учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками воспитателя. Знания об окружающем у них поверхностны, познавательные интересы неустойчивы и часто снижены. На дети не самостоятельны, они нуждаются в постоянном контроле и помощи воспитателя. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к занятиям. Успех в преодолении недостатков развития детей низкого уровня можно достичь при условии совместных действий воспитателя и родителей. Родителям, необходимо давать конкретные рекомендации, касающиеся организации занятий с детьми дома, развития их кругозора и речевой активности. Объяснять, как правильно оценивать действия ребёнка: поощрять усилия детей, подбадривать, доброжелательно и терпеливо разбирать с ребёнком его ошибки, неточности и стимулировать к получению более высокого результата. Совместно с родителями обучая, развивая и поддерживая детей, необходимо способствовать преодолению пассивности, скованности, неумелости дошкольников. Важно помнить, что потом, в школе дети будут спокойны, сосредоточены, аккуратны и прилежны, если в семье родители систематически будут заниматься с детьми еще в дошкольном возрасте.

Наверное, каждому воспитателю, работающему в выпускной группе детского сада, приходилось много раз отвечать на вопрос родителей: «как ведёт себя мой ребёнок на организованной образовательной деятельности?». Как он справляется с заданием? Не отстаёт ли от других?. Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок? А вот дети подготовительной группы часто играют, любят играть в дидактические игры с правилами. Поэтому использование дидактических игр с правилами естественно и закономерно введут ребёнка в учебную деятельность. При этом задача воспитателя состоит в том, чтобы научить ребёнка, выслушать инструкцию, освоить её правила, овладеть учебно - игровыми действиями, проконтролировать действия оценить результат. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция - важнейшие черты свободной игровой деятельности,они выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника. В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общение с взрослыми и сверстниками. Дети, стоящие у порога школы, непременно должны обладать элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут их «помощниками» в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умение передавать труд, учёбу, игру, отдых.

Любая деятельность - игра, труд, организованная образовательная деятельность - требуют определённой подготовки. Поэтому педагогам необходимо воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, отслеживать, чтобы дошкольники любое дело выполняли старательно и не бросали его на полпути. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место. До школы дети должны усвоить определённую систему знаний, умений и навыков, также у них должны быть сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Организованная образовательная деятельность дошкольников должна быть организована педагогами так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять различные задания. И главное, чтобы дошкольники учились совместно обсуждать, а их обсуждения были направлены на коллективный поиск правильного ответа, чтобы каждый ребёнок проявлял, как можно больше активности, рассуждал, высказывал своё мнение, не боялся при этом ошибиться.

«Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». В этом то и есть предназначение нас, педагогов!

Источники: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac82.htm

https://infourok.ru/