Календарный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (подготовительная группа). Тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию Тематическое планирование духовно нравственное воспитание подростков

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» является составной частью программы «Духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников».

За основу программы взята программа «Азбука нравственности» Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.

Цель программы: создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи :

    Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

    Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.

    Вырабатывать навыки самоанализа.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Программа «Уроки нравственности» предназначена для работы с 7 до 10 лет. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Программа включает в себя 34 занятия по 35 – 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю в группе до 15 человек.

В основе программы «Уроки нравственности» лежат три подхода:

    Аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)

    Системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)

    Развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)

При этом используются следующие методы и формы проведения занятий.

Методы обучения:

    Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)

    Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)

    Практические (упражнения)

Формы занятий:

    Беседа

    Деловая игра

    Ролевая игра

    Практические занятия

    Дискуссия

    Работа творческой группы

    Обсуждение литературных произведений

    КВН

    Литературный конкурс

    Конкурс сочинений

    Конкурс стихотворений

    Конкурс рисунков

Применение педагогических технологий, интерактивных форм занятий позволяет сохранять активность учащихся и интерес к занятиям в течение всего периода.

Для реализации программы созданы условия:

    В кабинете имеется телевизионная панель.

    Рабочее место учителя оснащено компьютером.

    Есть выход в интернет, имеется медиотека.

    Разработана рабочая программа.

    Составлено методическое пособие «Уроки нравственности».

Реализация программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

    Личностные универсальные учебные действия:

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Ученик получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    Регулятивные универсальные учебные действия:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

    Познавательные универсальные учебные действия:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Дата по плану

Дата по факту

Раздел №1

Культура общения

9

Культура общения в современной семье.

+

Устное и письменное приглашение на день рождения.

+

Культура спора.

+

Как дарить подарки.

+

Этикетные ситуации.

+

В мире мудрых мыслей.

+

Что значит быть вежливым?

+

Разговор по телефону.

+

Поведение в гостях.

+

Раздел №2

Самовоспитание

7

«Познай самого себя».

+

О хороших и дурных привычках.

+

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

+

Мои достоинства и недостатки.

+

О терпении.

+

Конец каждого дела обдумай перед началом.

+

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

+

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

Об источниках наших нравственных знаний.

+

Совесть - основа нравственности.

+

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

+

«Досадно мне, что слово честь забыто».

+

Заветы предков.

+

Россияне о любви к Родине.

+

Твоя малая родина.

+

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

+

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

+

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

+

Раздел №4.

Искусство и нравственность

8

Нравственное содержание древних мифов.

+

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

+

Положительные герои в былинах и сказках.

+

Отрицательные герои в литературных произведениях.

+

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

+

Искусство и нравственность.

+

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

+

Обзор курса этикета.

Организация духовно – нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения.

Актуальность темы вызвана резким падением духовности во всем мире. Это и диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей духовно-нравственного сознания и культуры.

Духовно-нравственное развитие личности дошкольника - целенаправленный процесс развития и становления личности ребёнка под влиянием воспитания, обучения и социальной сферы, направленной на развитие духовно-нравственной личности, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина своей Родины.

Особенности развития наших детей, снижение у них эмоционально-чувствительного восприятия не дают возможности своевременно усвоить знания, представления о духовности и патриотизме. Наши дети с трудом понимают объяснения взрослых, если это проходит в обычной традиционной форме: беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдения. Появилось необходимость выбора наиболее эффективных методов организации воспитательно-образовательного и коррекционного процесса.

Цель

Создание организационно–педагогических условий формирования у детей духовно–нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому и семье, родной земле и родному краю.

Задачи

  1. Социализация детей;
  2. Воспитание толерантности;
  3. Формирование этических норм поведения, таких как выдержка, уважение к старшим, терпимое отношение к младшим сверстникам;
  4. Расширение и углубление знаний детей о городе, его истории, достопримечательностях, о людях-героях родного города;
  5. Формирование у детей чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
  6. Развитие у детей речи, мышления, воображения, умения анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
  7. Вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.

Календарно-тематическое планирование на первую декаду учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь).

I Блок: Осень

Сентябрь - Первый месяц осени. Усиливается поток холодного воздуха. По утрам густые туманы, ранние сумерки, хмурое небо. Народ прозвал этот месяц «хмурень». Ночи становятся темнее и длиннее. В первой половине сентября на юг улетают ласточки, а в конце месяца – жаворонки, журавли, скворцы. Лес становится – золотым. Сентябрь- время сбора запасов на зиму у ежей, белок, бобров, барсуков и других зимующих животных. В воздухе летают паутинки - первый признак осени. Сентябрь славен урожаем семян, плодов, овощей – свеклы, картофеля, моркови, репы, редьки и т.д.

Октябрь – середина осени, период листопада. День убавился на два часа. Средняя температура +7. Улетают последние птицы: скворцы и грачи. Октябрь последний месяц сбора урожая, подготовка растений к зиме. Белка стала голубо- белая, посветлели зайцы- беляки. Золотая осень царствует в роще у речки. На березе еще на прошлой неделе весели зеленые листья, а сегодня она вся в золотой одежде. В природе это время года всё изменяется. Только красавец дуб пока стоит в летней зеленой шубе. Какое обилие красок.

Ноябрь - последний месяц осени. Средняя месячная температура ниже нуля. День убавился на 2 часа. Погода часто пасмурная, низко повисают облака, часто идет дождь, холодно. Во дворе появляется много воробьев, галки. Деревья стоят голые и только на дубе кое-где висят засохшие листья. Для земледельцев наступает отдых. У домашних животных обрастает шерсть к зиме.

месяц

Тема недели

Сентябрь -1неделя

Диагностика знаний “Расскажем друг другу о лете…”

Цель: создать эмоциональный настрой, развитие связного высказывания.

Занятие «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

Выставки фотографий

“Скоро в школу” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество.

Беседы: «Мои летние впечатления”, “Где мы были, что видели”, “Летние месяцы”. Развитие продуктивной деятельности: рисование, аппликация тема: «Где мы были, что видели”.Развивающие игры: “Школа”, “Детский сад”, “Семья”.

Чтение В. Драгунский “Денискины рассказы”, Н. Носова “Мишкина каша”.

Наблюдения за изменениями в природе (лето-осень), поведением птиц.

2неделя

“Город чудный, город древний…”

Цель: расширять знания о Москве, воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, её истории. Знакомство с достопримечательностями города. Закрепить знания о ПДД.

Образовательная деятельность:

“Москва-город в котором мы живём.” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Игры путешествия:“Театр”, “Музей”.

Беседы “Улицы Москвы”, “Чем замечательна Москва?” Чтение: Глинка “Москва”, С.Дрожжин “Привет”.

Презентация “Дорогая моя столица – дорогая моя Москва”.

Игры: “ В путешествие по Москве”.

“Ты сегодня-пешеход”-ПДД. безопасность, познание, социализация, коммуникация. Коллаж: “Движение в городе”.

Развитие продуктивной деятельности: тема «Улицы города” рисование, лепка, конструирование. Коллаж. Проигрывание социальных педагогических ситуаций: “Автомобиль и пешеход”, “Где должны играть дети”

Чтение стихотворения С. Михалкова “Шагая осторожно”.

3неделя

“Листопад, листопад листья жёлтые летят…”

Цель: расширение знаний об осени, о временах года, последовательности месяцев в году.

Образовательная деятельность:

Рассказывание по картине И.Левитана “Золотая осень”.

“12 МЕСЯЦЕВ” - художественное творчество, познание, коммуникация.

Заучивание наизусть стихотворений об осени. И.Демьянов "Летят дождинки".К.Бальмонт “Осень”. Чтение: Н.Сладков “Осень на пороге”, рассказ К.Ушинского “Четыре желания”. А.Плещеев “Осень”.

Развитие продуктивной деятельности: тема “Я – художник и рисую осень” рисование, лепка.

Беседы: “Прогулки в осеннем лесу”, “Периоды осени”, сбор листьев для гербария. Игры – путешествие: “В гостях у Лесовичка”, “Угадай по листику”.

Работа с родителями.

1. Родительское собрание – общее, по группам, решение групповых вопросов. 2.Консультация на тему « Ребенок мой родной». 3. Анкета с родителями « Ценности семьи».

4неделя

1.“Урожай собирай и на зиму запасай…”

Цель: расширение и представление знаний об урожае. Закрепление знаний о сельскохозяйственных профессиях и о профессиях в детском саду.

2. “День дошкольного работника”

Цель: расширение и представление знаний о профессиях в детском саду.

Образовательная деятельность:

“Путешествие к бабушке Агафье”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Заготовки на зиму”- объёмное рисование, аппликация. Коллаж. Чтение художественной литературы. Н. Носов “Огурцы”, “Огородники” - чтение и обсуждение. Пересказ текста по И.Соколову-Микитову. Беседа: “Труд взрослых в садах”, “Труд взрослых на полях и в огородах”. Игры: “ Магазин”, “Овощи-фрукты”.

27 сентября – День дошкольного работника. Тема: “Профессии в детском саду"- познание, коммуникация, социализация. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Наш любимый детский сад” – рисование.

Беседа: “Кто о нас заботиться в детском саду”.

Наблюдение за работой повара, воспитателя, помощника воспитателя, логопеда-дефектолога, медицинской сестры детского сада – обсуждение.

Октябрь- 1неделя

“Лесные дары осеннего леса”.

Цель: расширение и закрепление о дарах осени, о съедобных и несъедобных грибах, о ягодах.

Образовательная деятельность:

“В гостях у Гриба-Боровика”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Гостинцы для лесных зверят”, “Съедобное - несъедобное» - рисование, лепка, конструирование. Коллаж тема: “Угощение Гриба-Боровика”. Чтение стихов Е. Благининой, Н. Саконской, Е.Серовой, А.Прокофьевой, В.Степанова, В.Орлова.

4 октября -“День животных”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность. Развитие продуктивной деятельности.

Беседа: “Правила поведения в природе”, “Какой гриб и с каким деревом дружит”, “Что мы приготовим из ягод”.

Игры: “Грибная поляна”, “Угадай по листику”, “Ягоды лесные и садовые”.

2неделя

“ Лес, точно терем расписной…”

Цель: з акрепление названий деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам.

«Посиделки на Покров»

Цель:

Познакомить детей с историей возникновения и разновидностями рукотворной игрушки.

Закрепить знания фольклорной тематики

Образовательная деятельность:

“Путешествие муравья через лес ” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Где был муравей, что видел”- рисование, ""части дерева”- аппликация, оригами. Беседа: “О деревьях. Какие деревья растут у нас в саду”. “Какие изменения в природе с наступлением осени”, “Строение дерева”. Чтение художественной литературы: рассказ о берёзке. Загадки про деревья. Для чего нужны деревья, польза от деревьев . Игры: “Собери картинку”, “С какого дерева лист”.

Образовательная деятельность:

“Зимним холодом пахнуло на поля и на леса»- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Распиши барышню ”- рисование, ""Синие узоры”- аппликация, оригами. Беседа: “Русские народные традиции ”. Чтение художественной литературы. Досуг «Покровская ярмарка»

3неделя

“Животные леса”

Цель: закрепить представления об особенностях жизнедеятельности диких животных в осенний период.

Образовательная деятельность:

“В осеннем сказочном лесу”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Загадывание загадок. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Лесные жители” рисование, аппликация, конструирование: “Терем-теремок”. Совместная работа родителей и детей: выставка поделок из природного материала “Животные леса”.

“Подготовка животных к зиме”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы. Чтение русских народных сказок о животных

Познавательные игры: “Кто, как зимует”, “Зайка беленький сидит”, "У медведя во бору". Беседа: “ Повадки животных в осенний период”. Чтение художественной литературы: М.Пришвин “Ёж”, Е.Чарушин “Волчишко”.

4неделя

“Стаи птиц улетают, прочь за синие море…”

Цель: расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах, о частях тела и образе жизни птиц Познакомить детей с понятиями: «лететь клином», «лететь цепочкой, стайкой».

Образовательная деятельность:

“Улетают птицы в дальние края... ”, “Части тела птиц”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.

Развитие продуктивной деятельности: тема: “Соловушка”- оригами из бумаги, рисование, лепка. Наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах. Стихи: А.Плещеев “Скучная картина, тучи без конца…” Е.Благинина “ Стрижи”. М-Сибиряк “Серая Шейка”.

Игры: “Кто у кого?”, ”Кто лишний”, ” Кто с кем улетает осенью на юг”. Беседа: “Почему улетают птицы”, “Что происходит с насекомыми”, ” Как улетают птицы”.

Ноябрь- 1неделя

“Моя Родина – Россия. Москва - столица”.

Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважение к своей Родине. Закрепление знаний о флаге, гербе и Гимне России. Воспитание уважения к людям разных национальностей.

Образовательная деятельность:

“Наши богатыри”, “Памятник Минину и Пожарскому”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей.

Презентация, посвящённая ко дню народного единства.

Развитие продуктивной деятельности: тема: “Когда мы едины, мы не победимы”, “Наши богатыри” - оригами из бумаги, рисование “Флаг России” коллаж, аппликация, конструирование т. “Старинная крепость”.

Чтение “Илья Муромец и Соловей-разбойник”, пословицы, поговорки. К. Ушинский: “Наше Отечество” (отрывок), М. Исаковский: “Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: “Родина”. Обсуждение, рассматривание картины Васнецова “Богатыри” сравнение их с описанием в былинах. Беседа на тему: “Мой дом, моя семья, моя Родина”, “Широка страна моя родная”,

“Наша страна и ее соседи”.

Досуг: “Прощание с Осенью”, разучивание песни: “Я люблю по Москве погулять…”

Игры: “Защитники”, “Путешествие в Москву”.

2неделя

“Нам в деревню хочется погостить…”

Цель: закрепление представления о домашних животных, уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

Образовательная деятельность:

“В гости к дедушке и к бабушке”, “В мире животных”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных на ферме. Составление описательных рассказов по картине, наблюдение за домашними животными. Развитие продуктивной деятельности: тема: “Кто мурлычет под рукой…” -рисование, лепка. Чтение художественной литературы, сказки. В.Г.Сутеев: “Кто сказал Мяу?”, Б.Житков “Рассказы о животных”. Беседа на тему о роли домашних животных в жизни человека. Игры: “Кто спрятался?”, “Чудесное животное”, “Пастушки”.

Чтение повести-сказки: “Карлсон, который живёт на крыше”. Беседа о прочитанном произведении.

3неделя

“На птичьем дворе…”

Цель: расширение и закрепление знаний о домашних птицах и птенцах.

«О здоровье всерьез!»

Цель: сформировать у детей понятие «здоровый образ жизни»

Образовательная деятельность:

“Возле птичника забор, за забором птичий двор…”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных на ферме. Составление описательных рассказов по картине, наблюдение за домашними птицами. Развитие продуктивной деятельности: тема: “Это кто пищит пи-пи, из яичной скорлупы…” - рисование, лепка. Чтение художественной литературы, сказки о домашних птицах, загадки, стихи: “Петушок”, “Курица и цыплёнок”, Г.Х.Андерсена: “Гадкий утёнок”, Беседа на тему о роли домашних птиц, какую пользу они приносят человеку. Объяснение значений выражений: “клевать носом”, “как с гуся вода”, “как курица лапой”. Подвижные игры: ”Гуси-гуси”.

Беседа «Почему люди болеют»

Продуктивная деятельность – лепка «Подарок для заболевшего друга».

Рисование «Поддержу больного друга»

Аппликация «Украсим носовой платок».

Игра «раз, два, три свой платочек сбереги»

Рассматривание иллюстраций и чтение стихотворений Б. Сулимова «Про носы»

4неделя

“Мамин праздник”

Цели: формирование осознанного понимания значимости мамы в жизни детей, семьи, общества. Воспитывать уважение и заботливое отношение к маме.

Образовательная деятельность:

“Мамочка любимая моя”, “Профессия моей мамы”- познание,

коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Развитие продуктивной деятельности: тема: “Портрет мамы”, “Подарок маме”- рисование, аппликация. Беседа: ”Помощь маме”, “Кем работает моя мама”, анализ бытовых ситуаций: "Почему мама расстраивается, огорчается", "Как сказать маме о плохом поступке", "Чем я порадовал маму". Чтение пословиц о маме. Чтение стихов Е. Благинина. ”Посидим в тишине”, Г. Виеру. “Мамин день”, Я. Аким. “Мама”, Е. Благинина. “Вот какая мама”и др.)

Игры: ”Ласковые фанты”, игра-путешествие на работу к маме.

II Блок: Зима

Декабрь - начальный месяц зимы. В эту пору холода всё больше и больше усиливаются, а 25декабря начинается время сильнейших морозов. Деревья стоят без единого листочка, а у многих животных началась спячка.

Январь - середина зимы и начало нового года. В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы. Но за последние годы его становится мало, климат меняется. Продолжительность дня увеличивается почти на 3 часа. В начале месяца подготавливают для зимних посадок овощей. В середине месяца можно посадить зелень.

Февраль- 15 февраля Сретенье. День первой встречи весны. У дня больше света, у ночи меньше стужи. Зима с весной встретились.

Декабрь- 1неделя

День воинской славы России.

Цель: познакомить с очередным днем воинской славы России (5 декабря 1941 года) битвой под Москвой и подвигом наших земляков-героев И.В.Панфилова и В. Г. Клочкова. Формирование эмоционально-положительного отношения к защитникам Отчизны.

Образовательная деятельность:

5декабря-День воинской славы России “ Дни воинской славы. Битва за Москву и о подвиге 28 героев-панфиловцев ”.

“Защитники”,- познание, коммуникация, чтение художественной литературы А. Платонов “Маленький солдат” , социализация. Беседа к иллюстрации по теме “Великая Отечественная война”, “Защитники Отечества” , “Москва военная”, “Танковая атака”.Развитие продуктивной деятельности тема: “военная техника” рисование, лепка.

6декабря-День защитника Руси Александра Невского. Победа армии русского полководца Александра Ярославича над шведскими войсками на реке Неве, за что его стали величать Невским. Презентация.

2неделя

“Путешествие в ателье, в обувную мастерскую”

Цель: Познакомить детей с национальной одеждой, с видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов, провести связь одежды с временами года.

“Откуда берется одежда, кто их шьет?”

Цель: Познакомить детей с трудом швеи, сапожника, вязальщицы, ознакомить с инструментами, используемыми при шитье. Расширять знание детей об этих профессиях и ее значимости.

Образовательная деятельность:

“ Одежда народов мира”, “Как заботиться о своей одежде” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы. Чтение сказки К.И.Чуковского “Мойдодыр”, Ш. Галиев “Пляшут наши сапожки”, рассматривание журналов мод. Развитие продуктивной деятельности тема: “Одежды для кукол”, коллективная работа (стирка кукольной одежды) . Оригами “Рубашка. Свитер”, рисование “Мы рисуем праздничный наряд”

Беседа “”Подводим порядок в шкафу для одежды”. “Где надо покупать обувь?” “Почему мы одеваем чешки на зарядку и на физ. занятия?”, “Почему нужна спортивная форма. Чем она отличается от других одежд?” - Рассматривание иллюстраций к сказке “Золушка”.

Дидактическая игры “Классификация одежды и обуви”,”Зимняя или летняя”, “Что носят мальчики и девочки”,“Из чего сделано?”. Спортивная эстафета “Сапоги- скороходы”.Сюжетная игры “Магазин одежды”, “Подбери пуговицу к одежде”. “Зашнуруем ботинки”.

Домашнее задание для родителей «Шьем вещи для куклы»

3неделя

“Зимующие птицы в нашем городе”

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о зимующих птицах нашего города. Познакомить детей с умением определять погоду по поведению птиц. Продолжить экологическое воспитание- забота о птицах в зимнее время года.

Образовательная деятельность

“Здравствуй, милый зимний гость! “ познание, коммуникация, чтение художественной литературы Е.Благинина “Морозы”С. Городетский “Первый снег” ,загадки, стихи. социализация.

Развитие продуктивной деятельности тема: “кормушка для птиц”аппликация, рисование тема: ”Сел на ветку снегирёк”, конструирование “Сложи птичку”.

Беседа тема: “Покормите птиц зимой”.

Игра “Скворушки”, “Что перепутал художник”,”Каких птиц много на дереве?”

4неделя

“Новогодние традиции”

Цель: Формирование эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно учавствовать в его подготовке.

“Новогодний праздник у детей” - в гости пришел дед мороз, зима, снегурочка, и звери. Они показывают свои концертные номера.

Детское творчество: “Украшение елки игрушками”. Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения “ Морозные узоры”. Конструирование игрушек из объемных геометрических фигур. Декоративно-оформительская деятельность “Новогодние игрушки”.

Лепка из солёного теста “ Ёлкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки”.

Основы праздничной культуры, участие детей в подготовке к новогоднему празднику и его проведению. Беседы: “История празднования нового года в России традиции, сложившиеся в народе при его праздновании”, “История обычая украшения ёлки; новогодняя символика”, “Обычаи встречи нового года у разных народов мира”, “Соблюдение мер предосторожности при обращении с атрибутами новогодних развлечений”.

Январь- 1неделя,2неделя

“Поёт зима – аукает”

Рождество

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

Промежуточная диагностика знаний. Конкурс чтецов стихотворений ко дню 14 января – старый новый год. Происхождение и назначение древних русских праздников - рождества, святок; святочная неделя (после нового года и рождеством) и связанные с ней три народных обычая: гадание, ряжение, калядование.

Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество».

Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления

3неделя

Рождественские калядки

Музыкально- дидактические хороводные игры.

  1. « Как на тоненький ледок»
  2. «К нам приходит новый год» хоровод, муз. В. Герчик, сл. З.Петровой.
  3. Игра « Ищи» - закрепить умение детей выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

4неделя

Цель: С помощью современных технологий расширять знания о Великой Отечественной войне. Воспитать патриотизм уважение к памяти воинам, павшим на войне. Дать представление о Ленинградской блокаде

Образовательная деятельность

Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.

Развитие продуктивной деятельности Эксперимент с водой и льдом

Цель: Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом.

Февраль- 1неделя

Мы поедем, мы помчимся…

2неделя

Моя квартира

10февраля – День памяти А.С.Пушкина. Творчество великого русского поэта А. С. Пушкина, биографические сведения из жизни поэта.

3неделя

День защитника Отечества

Цель : Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Познакомить детей с традициями народного праздника Масленицы. Продолжать знакомство с русским устным народным творчеством.

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворения.

КВН-“Наша славная армия”, “Аты-баты, мы солдаты!” знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Российская армия – надежный защитник нашей родины. Трудная, но почетная обязанность военных защищать родину, охранять её спокойствие и безопасность, различные рода войск – сухопутные, военно - морские, воздушные (пехота, танковые, артиллерийские, пограничные, ракетные); названия военных специальностей. Современная военная техника на страже рубежей родины.

Выставка детского творчества

Беседы: о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

Рассматривание иллюстраций, беседа

Татьяна Банькова
Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Введение.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции. Очевидно, что без духовности , которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Сегодня становится все понятней, что отказ от Православных ценностей приводит к печальным последствиям – теряется духовность и как следствие нравственность общества.

Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю. В наше время воспитание духовной личности на основе Православных традиций должно осуществляться совместными усилиями образовательной системы и семьи. Участником образовательного процесса может быть священник Православной церкви. При общей заинтересованности положительные результаты будут непременно достигнуты.

Данная методическая разработка отражает цели и задачи, формы работы с детьми и родителями, календарное планирование по теме русские православные праздники. И помогает наиболее эффективно организовать педагогический процесс духовно -нравственного развития детей в ДОУ .

Основой методической разработки послужили следующие программы :

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное Москва Мозаика-синтез 2012 г.

Учебно-методический комплект для малышей

Людмила Леонидовна Шевченко. Серия :

Духовно -нравственное образование в детском саду

Издательство : Центр поддержки культурно-исторических

традиций Отечества. Год издания : 2011.

дошкольных

образовательных учреждений «Знакомство детей с русским

Бударина, Л. С Куприна, О. А. Маркеева, и др. Издание

третье, переработанное и дополненное. Санкт- Петербург

«Детство-Пресс» 2008

Методическое пособие для педагогов дошкольных

образовательных учреждений «Воспитание сказкой » . Автор

О. М. Потаповская, Л. П. Гладких, И. П. Макеева и др.

Серия : «Духовно-нравственное воспитание детей

дошкольного возраста ». Москва 2002

Задачи и цели :

1. Воспитывать любовь и уважение к Родине, к русским традициям и истории.

2. Ввести детей в круг основных православных праздников, познакомить с особенностями их подготовки и проведения.

3. Формировать внутренний мир ребенка на основе классической музыки, постановки театральных представлений на православные сюжеты.

4. Знакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, церковным пением, колокольным звоном, художественной литературой духовно -нравственного содержания.

5. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки

6. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым, мирно разрешать конфликты.

7. Помочь семье в формировании духовно богатой личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной культуры.

Для реализации данных целей и задач предлагаются следующие методы : наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время :

Показа сказок (педагогами, детьми) .

Рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций.

Экскурсий.

Словесно-образный метод :

Чтение сказок и стихотворений с последующим обыгрыванием, драматизацией.

Беседы с элементами диалога.

Проведение народных игр (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

Сообщения дополнительного материала музыкальным руководителем, педагогом по театру.

Загадки, потешки, пословицы

Практический метод :

Организация продуктивной деятельности : ИЗО (впечатления после занятия-утренника)

Ручной труд (Вифлеемская звезда, рождественская игрушка, пасхальная выставка и т. д.)

Формы работы с детьми и родителями :

Беседы, встречи со священником.

В основу бесед положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Беседа сопровождается видеорядом, а также соответствующими теме иллюстрациями.

Экскурсии совместно с родителями, посещение кружка «Основы православной культуры»

Художественное творчество, организация выставок (совместная деятельность детей и родителей , изготовление подарков, открыток к празднику

Организация музыкально-театральной деятельности (доминантные, интегрированные занятия, постановка детских сказок-спектаклей на христианскую тему, слушание образцов духовной музыки )

Семейные, праздничные встречи :

«День Матери» , «Гордимся отцами» , «Домашний театр»

Консультации для родителей, анкетирование родителей.

Утренники, праздники, развлечения

Утренники проводятся в форме увлекательной игры, беседы, с участием родителей в театральных постановках, играх, обрядах,- в атмосфере песенного и танцевального фольклора. Заканчивается утренник угощением традиционным праздничным блюдом : на Благовещение жаворонки из теста, на Пасху – куличи, на Рождество – конфеты- пряники, на Покров – пироги и т. д.

Годовое тематическое планирование .

Сентябрь

Анкетирование родителей по теме духовно-нравственное воспитание в семье .

Консультация для родителей «Духовно -нравственное направление воспитательного процесса в образовательном учреждении.»

Слушание «Осенняя песня» П. Чайковского

Подготовка к празднику Разучивание стихов, русских народных игр, песен, хороводов. («Коршун и воробушки» , «Карусель» , «Ай тари-тари» , песни «Как у наших у ворот» , «Где был Иванушка?» , инсценирование песен «Было у матушки 12 дочерей» , «Солдатушки, бравы ребятушки» )

Предварительная беседа, рассказ о празднике Покров, народных приметах и обычаях, с ним связанных. Рассматривание Иконы «Покров Пресвятой Богородицы»

Слушание «Октябрь» из цикла Времена года П. И. Чайковского

Театральная постановка «Шарф-покров» .

Художественное творчество на тему : «Покров» , «Осень» .

Беседа о честности, любви, доброте. (Добрый мир)

Подготовка к празднику «Георгий Победоносец» . Беседа с детьми о святом Георгии Победоносце. Рассматривание иконы Георгия Победоносца на коне, его изображение на гербе России, на флаге города Дмитрова.

Чтение сказок, былин о русских богатырях.

Постановка спектакля «Белый город, или как Егорий Змея Горыныча победил» с участием родителей.

Подготовка к Рождеству. Работа над спектаклями духовного содержания «Волшебные превращения трех снежинок» , «Царь Ирод» , «Накануне Рождества» , «Три дерева»

Слушание «Утренняя молитва» , «В церкви» из детского альбома П. Чайковского

Участие педагогов в кукольных спектаклях для детей : «Морозко» , «Рождественский вертеп» , «Про царя Ирода» .

Беседа «Как я поздравляю свою семью с праздником» .

Разучивание рождественских песен «Рождественская бесконечная» , «Яркая звездочка» ,«Рождество Христово» , «Ой ты зимушка - Сударушка» , календарных обрядовых песен : «Коляда, коляда, ты подай пирога» , «Как пошла коляда» «Щедрик -ведрик»

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

Конкурс «Рождественская игрушка»

Посещение храма, беседа об истории происхождения праздника Рождества Христова. Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, предметов (дары волхвов, настольный вертеп) .

Моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним через игровые ролевые исполнения художественных произведений : «Два товарища» Л. Н. Толстого, «Маленькие рассказы» К. Ушинского, постановка спектакля «Царь Ирод»

Слушание рождественских песен : «Рождество христово, ангел прилетел» , церковных рождественских песнопений.

Художественное творчество на тему : «Ангел»

Концерт «Рождество Христово» .

Беседа «Добрые дела» («Добрый мир» )

Беседа о традициях русского воинства, о храбрости защитников отечества.

Рассматривание картины Васнецова «Три Богатыря»

Слушание «Богатырские ворота» Мусоргского

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок)

Постановка спектакля вместе с родителями «Добрыня и Змей Горыныч»

Участие в праздновании «День наших пап-защитников Отечества»

Оформление фотоальбома «Наши праздники» .

Участие детей в инсценировках , музыкальных спектаклях, основанных на нравственном выборе между добром и злом. Выводы самих детей о добром поведении (не зазнавайся, умей прощать, будь честным, жалей братьев меньших)

Беседы, посвященные празднику Благовещение – история возникновения праздника. Просмотр видеоряда «С нами чудо из чудес- Благовещенье с небес»

Разучивание песен «Ой кулики, жаворонушки» , «Идет матушка весна» «Вот уж зимушка проходит» , игр с песнями «Ой сад-виноград» , «Заря-заряница» , «Летели две птички» .

Слушание «Весна и осень» музыка Г. Свиридова

Праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы» , (в конце празднования дети выходят на улицу и выпускают птичек в небо)

Художественное творчество, рисование на тему «На волю птичку выпускаю»

Вербное воскресенье. Рассказ об истории праздника. Разучивание песни «В воскресенье вербное» , «Танца с вербочками» .

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

Слушание пасхального праздничного канона «Христос воскрес из мертвых»

Разучивание песен «Воскресение» , «Пасхальная песенка»

Занятие-беседа о празднике Пасха. (Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история» .)

Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора Тиберия»

Утренник «Светлая Пасха»

Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»

Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.

Примерное тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Составила: Шарикова Е.Н.старший воспитатель МДОУ д/с №22 г.Ржева

Семья. Моя родословная.

Цикл бесед-диалогов: «Я не гость в своей семье»
Творческие игры: «Семья», « Детский сад», «Телефонная станция»
Разбор ситуаций: «Как познакомиться с твоей семьёй?
Можно ли жить без имени, без фамилии?
Без чего можно жить? Если мама заболела?»
Общение: «Где отдыхала твоя семья? Поздравь бабушку по телефону.
Любимое занятие твоей семьи. Как ты помогаешь маме?»
Составление рассказа: «Как я провёл воскресенье?
Кошка – член нашей семьи.
Письмо бабушке. Профессии моих родителей».
Индивидуальное составление родословной по семейным фотографиям:
«Кто на кого похож?
Рассказы по фотографиям о своей семье, родственниках»
Художественная литература: В.Осеева «Сыновья», «Просто старушка»
Н.Артюхова «Трудный вечер» Е.Благинина «Солнечный луч»
В.Драгунский «Сестра моя Ксения»;Е.Серова «Папа дома», «Стирка»
Э.Мошковская «Трудный путь»
Игровые упражнения:«Определи возраст людей на картинке»,«Обратись ласково»
«Узнай,кому принадлежит эта вещь», «Поздравь и пожелай»
Продуктивная деятельность: Рисование «Моя семья»,
Составление плана комнаты с указанием любимых мест членов семьи
Лепка по ск. «Три медведя»; Аппликация «Коврик для кошки»

Мой город.

Цикл познавательных бесед и рассказов: «Здравствуй, город! Я – твой житель!
Творческие игры: «Театр», «Магазин», Библиотека», «Поликлиника»
Строительные игры: «Улицы и перекрёстки»
Речевые игры: «Знаете ли вы?»
Общение: «Как горожане заботятся о городе?»,
«Лицо города – улицы. площади, памятники»
разбор ситуаций: «Ты потерялся. Что бы ты построил в городе?
Как бы ты украсил город?Что ты можешь сделать для города?»
Составление маршрутов: «От твоего дома к д/саду. От д/сада к библиотеке»
Рассматривание: «Фотовыставка «Ржев», картины ржевских художников,
репродукции и фотографии «Мой город и его прошлое»
Экскурсии: В библиотеку, по близлежайшим улицам,памятным местам,к храму,
К реке Волга.
Продуктивная деятельность: Конструирование «Дома на нашей улице»,
Рисование «Герб города»,аппликация «Транспорт»

Край мой – Верхневолжье!

Цикл рассказов: «Природа Верхневолжья»
Творческие игры: «Охотники», «Рыбаки»
Народные игры:
Разбор ситуаций: «Покажи на карте наш город, край.
Погода в разные времена года»
Общение: «Каких животных, деревья, растения, цветы ты знаешь?»
Художественная литература: Народный фольклор.
Рассматривание: Тверская игрушка. Сувениры.
Набор открыток:«Ржев»,«Селигер»,«Торжок», «Тверь»
«Старица», «Травянистые растения»
Продуктивная деятельность: Выставка «Природа нашего края»
Аппликация «Украшение одежды Тверскими узорами»
Лепка «Дикие животные»

«Портрет земли»

Цикл рассказов и загадок «Разноцветная земля»
Творческие игры: «Путешествие по странам и континентам»,
«Ищем сокровища»
Разбор ситуаций: «Назови свой адрес.В каком городе, какой стране ты живёшь?
Что такое глобус? Для чего нужен глобус?
Чем отличается глобус от карты? Кому нужна карта?
Для чего нужен компас?
Общение Что ты видел из окна поезда, автобуса? Какие предметы нужны
Четыре географических направления. Знаки на карте и глобусе.
Растения и животные севера и юга.
Экспериментирование: День и ночь.Времена года.
Составление описательных рассказов о климатических зонах Земли.
/Пустыни, тропики,горы,ледники,леса,равнины/
Маршруты путешествия по воде и суше
Художественная литература:Т.Мелехова. «География и ты» «Твои первые
путешествия ио ткрытия»
Рассматривание: Георгафического атласа «Мир и человек»
политической,физической карт мира, карты полушарий,
карты звёздного неба../нахождение стран, континентов,озёр,
рек.морей,гор,океанов на карте и глобусе./
Дидактические игры: «Рассели животных», «Кто поможет малышу»,
«Найди ошибку»,»Цвет на глобусе: что он обозначает»
Продуктивная деятельность: Составление плана групповой комнаты,
своей комнаты.
Рисование «Животные юга», «Морские животные»

Как всё начиналось? История наших предков.

Художественная литература: А.Ишимова «Славяне и их соседи»
Н.Кончаловская «Наша древняя столица»
Народные игры: подвижные, хороводные. Словесные.
Строительные игры: «Терема» «Храмы» «Крепости»
Дидактические игры: «Раньше и теперь»
/по кн.И.Кобитиной «Дошкольникам о технике»
Творческие игры: «Мастера-умельцы». «Ярмарка»
Рассматривание: Русский национальный костюм;
Коллекция народных игрушек;
Репродукции картин Ю.Васнецова к сказкам и былинам
Разбор ситуаций: Что бы ты взял из прошлого в настоящее?
Чем отличается старинная вещь от старой?
Как встречали гостей в старину?
Общение:Чем можно написать письмо?
Какие русские народные сказки, песенки ты знаешь?
Какие национальные блюда и напитки пришли к нам из
древности?(квас, каша и т.д)
Участие в народных праздниках: «Рождество», «Святки»
Цикл занятий по художественно-творческой деятельности: «Русский дом»

Моя страна – Россия.

Художественная литература: Г.Цыферов «Россия, Ушинский «Наше Отечество»
М.Пришвин «Охранять Родину»
Общение:МояРодина – Россия.Найди на глобусе нашу страну.
Столица Родины –Москва.Символика страны. Реки, озёра, моря России.
Богатство русского леса.Города России.Заповедники и зоопарки.
Разбор ситуаций: Как пригласить в гости.(Телефон,телеграмма).Какие блюда
русской кухни ты знаешь? Напой русскую мелодию.
Какие русские игры, танцы ты знаешь?
Творческие игры «Строим город», «Путешествие по России»
Дидактические игры: «Найди и назови герб», «Найди и назови флаг»,
«Кто где живёт?»(в России-россияне, в Китае-китайцы и т.д
Составление: «Красной книги», фотовыставки «Где я отдыхал с родителями»
Экологических плакатов «Берегите природу»
Продуктивная деятельность Рисование «Берёзовая роща», «Русский головной убор»
Аппликация «Народные узоры», «Животные Африки»

Слава и гордость земли русской.

Цикл рассказов.Знаменитые люди России.(сб.»Моя страна-Россия»)
Общение. «Люди,прославившиеРоссию» (учёные, полководцы, художники, изобретатели, врачи, композиторы, писатели, путешественники и т.д)
Художественная литература.Чтение стихов.сказок,рассказов русских поэтов и
Писателей
РассматриваниеКартин русских художников, коллекций народных игрушек,
изделий народных умельцев
Прослушивание произведений русских композиторов
Творческие игры «Строители», «Космонавты»,»Пограничники»
Дидактические игры «Составь узор», «Найди и назови»(народную игрушку)
Художественно-творческая деятельность Экскурсия в библиотеку
Литературные викторины. Конкурс стихов русских поэтов.
Выставка портретов известных людей.
Лепка «Дымковские (филимоновские) игрушки»
Рисование «Хохломские (гжельские) узоры»

Я,ты,он,она –вместе дружная семья.

Общение «Народы России – россияне».Чем народы отличаются друг от друга /языком,одеждой, обычаями, кухней, музыкой и т.д/.Война и мир. Права ребёнка..
Художественная литература:Стихи, сказки, пословицы народов России.
Сб.»Моя страна-Россия»./рассказы о карелах,татарах,чукчах/
Рассматривание национальных костюмов, изделий декоративно-прикладного искусства /чеканка, вышивка и т.п./
Ситуации Сравни сказки, пословицы разных народов: что в них общего?
Сравни блюда национальной кухни /пельмени,галушки.манты, вареники/
Творческие игры: «Встреча гостей», «Путешествие по России»
Дидактические игры:«Магазин сувениров»,»Чей орнамент?»
Художественно-творческая деятельность:Разучивание песен, игр народов, населяющих Россию.Аппликация «Украсим костюм национальным узором»,
«Руские узоры», Рисование «Нарядные платки»,»Тверские узоры»,
Лепка «Фрукты со всех концов страны».

Разноцветная планета.

Цикл рассказов: «Земля – наш общий дом»
Творческие игры: «Дом моды». «Карнавал», «Олимпийские игры».
«Конкурс красоты», «Мы – туристы».
Общение: Какие страны, кроме России, ты знаешь? Жизнь людей разных
стран/жилище,пища,одежда.обычаи/. Мы говорим на русском языке.
Как хорошо, если мир на земле!»
Ситуации:Как можно поздороваться с иностранцами? Что нужно, чтобы поехать в другую страну?Что такое граница?Что такое сувенир?Куда бы ты хотел поехать?
Игры народов мира.
Строительные игры:»Пирамиды Египта», «Небоскрёбы», «Дома на сваях»
Художественная литература: Песенки, считалки, сказки народов мира.
Составление маршрутов: путешествий из России в другие страны
Дидактические игры: «Кто назовёт больше стран?», «Найди флаг России»
«Кто вкакой стране живёт? «Узнай страну по описанию»,
«Найди пять отличий»

План по нравственному воспитанию

Тема, цель занятия

Материал

Виды и формы совместной деятельности педагога с детьми

сентябрь

Тема: Достопримечательности моего

города.

Цель: Уточнить и обобщить знания детей

о родном городе, его

достопримечательностях, о героях

города. Воспитывать гордость за

город, в котором живешь.

Рисунки.

Фотографии зданий.

Демонстрационно – наглядный

материал серии «Мой город».

Экскурсии по городу.

Экскурсия в музей Нечитайло.

Организация выставки совместных рисунков родителей и детей на тему:

«Мой город», «Сальск сегодня и вчера».

Д/И «Кто живет в краю родном».

Фотографирование социально – значимых объектов и административных

Зданий.

Составление макета «Главная улица нашего города».

Д/И «Что было бы, если бы? »

октябрь

Тема: Дом, в котором я живу.

Цель: Обобщить, систематизировать знания

о различных видах жилья человека;

развивать речь; расширять знания по

теме «Семья»; закрепить понятия о

родственных отношениях в семье.

Воспитывать уважение к старшим.

Демонстрационно – наглядный

материал серии «Семья».

Литературные произведения по

данной теме,

Диск с мультфильмами.

Д/И «Семья».

Строительная игра «Дом для кукл».

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».

Д/И «Как мы помогаем родным».

Чтение литературных произведений В. Осеева «Хорошее».

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Просмотр мультфильмов «НЕ послушный медвежонок», «Мама для мамонтенка».

Ноябрь

Тема: Наша страна Россия.

Цель: Закрепить знание детей о символике

страны: флаг, герб, гимн. Воспитывать

у детей интерес к истории своей страны,

чувство любви и гордости за свою страну.

Карта мира.

Глобус.

Стилизованная карта России.

Фотографии предметов одежды

людей разных национальностей.

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных

Национальностей.

Д/И «Русский костюм».

Рассматривание карты мира и глобуса.

Чтения стихотворений, пословиц и поговорок о родине.

Игра – путешествие по стилизованной карте «Россия – необъятная страна».

декабрь

Тема: Культура народов нашего города.

Цель: Сформировать представление о

культуре народов населяющих наш

город. Воспитывать уважение к

традициям культуре и обычаям

народов нашего города.

Фотографии национальных

костюмов.

Диск с песнями.

П/И народов нашего города.

Рассматривание фотографий национальных костюмов народов нашего города.

Беседа «Национальные праздники».

Просмотр презентации «Национальные блюда народов нашего города».

Слушание песен разных национальностей живущих в г. Сальске.

Организация выставки рисунков на тему «Народы нашего города».

январь

Тема: Законы, по которым мы живем.

Цель: Уточнить знание детей о гражданских

правах. Развивать правовое

мировоззрение и нравственные

представления. Воспитывать чувства

уважения к другим видам.

Конституция РФ.

Анкета.

Оформление альбома «Ты имеешь право».

Детско – родительская викторина «Поговорим о наших правах».

Беседа о Конституции РФ.

Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения

Чиполлино» (о справедливости сказочного государства).

февраль

Тема: Что такое героизм?

Цель: Формировать представление о героизме.

Воспитывать у детей положительное,

действенное отношение к воинам,

которое выражалось бы в стремлении

быть похожими на них. Уточнять и

расширять представления о защитниках

страны.

Фотографии земляков – героев,

памятников.

Диск музыкальных

произведений на тему «Песни

военных лет».

Рассматривание фото земляков – героев, памятников.

Чтение рассказов, стихотворений С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,

В. Сосюра «Советская Армия», Л, Барбас «Имя героя».

Слушание музыкальных произведений военных лет.

Выставка «Военной техники».

Посещение воинской части города Сальска.

Изготовление подарков папам и дедушкам.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов «Смелость города

Берет», «Тот герой, кто за родину горой» и другие.

март

Тема: Славные женщины.

Цель: Воспитывать доброе, чуткое отношение

к маме, женщине, девочке.

Музыкальные произведения

по данной теме.

Фотографии мам, бабушек.

Оформление альбома «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Рассматривание фото мам, бабушек.

Беседа «Наши славные женщины».

Прослушивание музыкального произведения Прокофьева «Мама».

Составление рассказа из опыта «Что делает мама».

Изготовление подарков для мам, бабушек.

Игровое упражнение «Мама расстроилась, утешь ее».

Игра – соревнование «Кто быстрее и красивее накроет стол».

Аппликация «Букет для мамы».

апрель

Тема: Земля на которой мы живем.

Цель: Формировать любовь к родному краю,

к миру, в котором живем.

Карты – схемы.

Д/И «Сохраним чистую воду на Земле».

Развивающая игра «Пройди до указанного места» (лабиринты, карты – схемы) .

Загадывание загадок о крае в котором мы живем.

«Сейчас узнаем» - познавательный вечер посвященный Дню защите Земли.

Познавательное сообщение «Знаете ли вы, что… »

Беседа «Степь да степь кругом».

Рисование «Степные просторы».

май

Тема: Новенький (скоро в школу) .

Цель: Подготовить детей к переходу в

новый коллектив, по упражнять в

различных формах знакомств.

Предметы – заместители для

сюжетно – ролевых игр.

Фотографии детей разных

лет.

С/Р «Школа».

Д/И «Что лишнее? »

Оформить выставку литературы по подготовке детей к школе.

Выставка фото детей разных лет, детских работ и т. д.

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

Чтение пословиц о дружбе.

С/Р игра «Как побороть страх».

Сочинение для родителей «Мой ребенок ученик».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка –

детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальск. »

Перспективный план работы

по нравственно – патриотическому воспитанию

группы общеразвивающей направленности

(6 – 7 лет)

Гайворонская О. Н.

воспитатель

первой категории

г. Сальск,

2014г.