Как отрешиться от мира и вступить на духовный путь? Идущим по духовному пути. Про духовную имитацию Духовная литература и знания

Духовное развитие − это изучения устройства РАЗУМНОЙ ЖИЗНИ, через познания СЕБЯ, своих чувств и мыслей, от куда и как они рождаются, как влияют на нас, на персональном и общем уровне.

Настоящий Духовный путь развития (рост Души), не возможен без реального познания себя (своего внутреннего мира чувств и мыслей).

Прийти к этому Пути способен не каждый. Кто-то занят добычей хлеба насущного, кому-то нужно личную жизнь устраивать, то есть большинство людей погружено c головой в “бытовуху” и им просто некогда остановиться, чтоб задуматься о чём-то ещё. Страх тоже имеет место быть. Ведь даже осознавая бессмысленность “гонки” за новыми приобретениями и ростом своей социальной значимости, требуется немало мужества, чтобы смело заглянуть в себя и постараться изменить привычный уклад жизни, и при этом преобразоваться самому.

Выйти из “зоны комфорта” таких людей может заставить только какое-то, из ряда вон выходящее, событие, способное встряхнуть человека – это может быть стресс, внезапное озарение, вызванное шоком, смерть близких и т.д. Событие должно дать ему понять всю иллюзорность такой жизни, где ценности приходящие, а человеческая жизнь, по большому счёту, не имеет смысла.


Когда приходит понимание и привычный мир рушится, перед человеком встаёт выбор – как же теперь жить дальше, во что верить, чему или кому служить? Что может стимулировать человека поверить в себя и задуматься о ценностях вечных и незыблемых? В этот момент перед ним открывается нелёгкий путь изменений и трансформации своего духа, открывается возможность прикоснуться к своему Божественному началу.

Эволюция Духа и Души

Духовное развитие — это Путь эволюции духа и души, который отличает людей от животных, и, ради которого мы все воплотились здесь, на Земле. Ведь смысл жизни в том и заключается, чтобы нравственными победами над своими недостатками, чертами характера и привычками очистить зеркало своей души от грязи, укрепить дух и продолжить совершенствование уже за пределами нашей реальности, в высших мирах и в более тонких материях.

Настоящее Духовное развитие возможно только при этих условиях, когда человек выйдет за рамки Разрушительного Разума, в котором есть творчество болезни, смерти, сомнений…


Наше тело является вместилищем души и посредством духа связано с Создателем (Богом или Творцом). Можно так же сказать, что каждый человек, животное, насекомое, растение, минерал или атом в совокупности составляют тело Бога, или же он проявляется посредством всего того, что нас окружает и это всё эволюционирует и развивается согласно космическим законам и циклам.

Достигнув человеческой природы, душа и тело подвергается тяжёлым испытаниям. На их пути вырастают препятствия в виде эго, сомнительных желаний, негативных эмоций, чувстве собственной важности и др. В борьбе с этими факторами человек проживает иной раз множество жизней до тех пор, пока не созреют и не сформируются условия, в которых человек уже не сможет дальше так жить, не изменив себя.


Суть Духовного совершенствования

Самое важное на пути Духовного развития – это обрести цельность своих взглядов и устремлений с желаниями души и тогда, возможно стать подобным Богу не только по образу, но и по содержанию. Любовь – это ключ к открытию в себе безграничных возможностей. Любовь – это язык Бога. Научится любить по-настоящему не просто и многие даже не имеют представления о том, что это такое. Их понимание не распространяется дальше плотского трения друг об друга и собственнического отношения к возлюбленным.

Надо научиться дарить любовь всему окружающему миру, не ожидая ничего взамен, ведь Бог уже наградил человека всем, о чём только можно было мечтать ещё при рождении. Однако некоторым этого мало и они бросаются из крайности в крайность. Отсюда и войны, и соперничество, и блуд… Это путь страданий и неудовлетворения, который разрушает тело и губит душу.

Но как, какими средствами и методами прийти к согласию с самим собой? Быть может молитва для кого-то станет утешением, но она не способна дать импульс для эволюционного роста. Религия – это ненужный посредник между человеком и Богом. В наше время она всё чаще служит инструментом манипуляции над людьми, средством наживы и грязных махинаций со стороны церкви или высших органов власти.


Только эволюция сейчас имеет значение. Поэтому избрав добровольное, твёрдое и осознанное намерение познать и изменить себя, можно прийти к желаемому результату. Как говорится – ищущих Творца много, но не многие его находят. Создатель живёт в каждом из нас, но, не занимаясь его пробуждением, мы отворачиваемся от самих себя. Он не слышит голоса наших желаний, просьб или хвалебных од — он реагирует только на проявления духа, выраженного в действиях.

Сомнения в своих силах и страх перед неизвестным будущим и, что самое главное — не осознанный выбор Духовного пути очень быстро вернёт несозревшего человека к привычному и комфортному образу жизни. Чтобы остаться верным своему выбору, на начальном этапе особенно, требуется проявить бдительность, прислушиваться к себе и одёргивать всякий раз, когда эго начинает диктовать свои условия – полный контроль мыслей и поступков.

  • Нужно принять себя, разобравшись в своих заблуждениях, ошибках, обидах, пусть и не сразу, а со временем. Прежде всего, следует научиться всегда оставаться честным и быть самим собой при любых обстоятельствах. Не надо никого винить в сложившейся ситуации и даже себя – ведь это школа, где все мы проходим обучение и с каждым классом взращиваем свою душу.


Освободившись от груза прошлых ошибок и обид, человек обретает лёгкость и уверенность в себе. Окружающий мир начинает создавать благоприятные условия для человека, наполняет пространство путеводными знаками, жизнь становится радостной и преобразуется прямо на глазах. Почувствовав внутреннее спокойствие и желание жить, человек в будущем никогда уже не сможет повторить ошибок прошлого и не совершит новых.

Ускорить эволюцию поможет чтение философской литературы, духовные практики, медитация. Религиозная литература содержит слишком много домыслов и фальши, поэтому несведущий в таких вопросах человек легко может принять на веру всё, что угодно. Есть масса древнейших и современных литературных артефактов, которые смогут ознакомить путника с устройством мироздания, с космическими и духовными законами, с понятиями, раскрывающими саму суть человеческого существа и много чего ещё.

Духовное развитие возможно только при условии, если человек искренне захочет узнать свой внутренний мир, реально изменить структуру своих чувств, дать возможность самому себе узнать, как на самом деле жить, дышать, любить, без чувств страха.

Литература:

Е.П.Блаватская, Д.Л.Андреев, Рерихи, Шри Ауробиндо, Ошо, древнеиндийские эпосы – “Махабхарата” и ”Рамаяна”, Бхагавадгита, Веды, Добротолюбие, АллатРа и многие другие книги, которые рекомендованы к глубокому изучению тем, кто избрал путь духа.

До тех пор, пока человек не осознал Истину, где бы он ни находился и не рождался, для него всегда будет существовать двойственность (двайта). А поэтому всегда будет такое понятие, как духовный путь и духовное развитие. Духовное развитие не в смысле повышения своего нравственного или культурного уровня, знания духовных текстов, а в смысле познания Божественный природы, её обнаружения в себе. Культура, знания, нравственность без Знания Бога ничего не стоят. Когда Божественное раскрывается через вас, то все благие качества святых и Божеств, которые так ценятся человечеством, естественным образом становятся качествами вашего характера. Они расцветают сами по себе. Становится доступно любое знание.

Мотивы обращения к Богу, как правило, бывают разные. И человек в своём развитии может проходить их все. Но истинный Духовный путь начинается с разочарования во всём, что мы считаем важным. Да-да, именно с разочарования… Оно может случиться на фоне или как следствие тяжёлых жизненных трудностей, или может быть при полном видимом благополучии. Но это чувство становится отправной точкой. Без него вы можете много лет выполнять духовные практики, заниматься йогой или просто саморазвитием, однако это ещё не духовный путь. Но давайте по порядку.

Самый распространённый мотив и он же самый невежественный — это получить что-то желаемое, поменять плохо на хорошо. Бывает, что человеком движет желание что-то доказать, получить признание, быть в глазах значимых людей хорошим, стать успешным. Очень давно, например, люди совершали аскезы и жертвоприношения Богам, чтобы получить какую-нибудь сверхспособность (сидхи), долгую жизнь, мужа, власть, золото, статус и т.д. С тех пор ничего не изменилось. И сейчас основная масса людей приходят в храм и становятся "верующими", чтобы вымолить у Бога благополучие для себя и своих близких, какие-нибудь бонусы. Но такая вера — это не духовный путь. Это бартер. Я молюсь, верю, хожу в храм, воздаю тебе хвалу, чтобы ты, Бог, мне помог или дал мне то, что я хочу. Это очень низкий уровень сознания человека, и об осознанности тут и говорить не приходится. Хотя даже такое поклонение Богу может стать началом для настоящего духовного совершенствования.

Чуть выше по уровню сознания стоит мотив, когда люди вспоминают Бога в моменты жизненного или внутреннего кризиса. Когда человек сталкивается с душевной болью, неудовлетворённостью, большими потерями, разочарованием, болезнью, войной, смертью, страхами, стагнацией, несправедливостью… Ища ответы на свои вопросы (За что? Почему? Зачем? Что делать? и т.д.), ища защиту и опору, стараясь изменить ситуацию, люди обращаются к Богу, начинают ходить в храмы, читать духовную литературу, задумываться о вечном. Но часто бывает так, что как только всё гармонизируется, то духовное рвение куда-то пропадает. О Боге забывают, на первое место опять выходит повседневная жизнь с её заботами и радостями. И для многих на этом духовное развитие и заканчивается.

Но для некоторых это как раз и становится отправной точкой в духовном поиске, поскольку, что бы потом не происходило в его жизни, он чувствует внутреннюю пустоту, которую невозможно заполнить ничем внешним. Ни деньгами, ни славой и властью, ни семьёй, ни сексом, ни путешествиями и новыми впечатлениями, ни новыми знакомствами, ни позитивом и адреналином, даже психология с её методами и возможностями уже не помогает… И тогда, несмотря на довольно тяжёлое внутреннее состояние, он как раз готов двигаться дальше в духовном развитии.

В одну группу я бы поставила ещё два мотива. Первый, когда человек обращается к Богу, привлечённый личными отношениями или пребыванием в кругу ищущих людей, которые увлекаются саморазвитием или духовными практиками. С ними легко и весело, они его принимают и поддерживают, вокруг царит атмосфера любви. Такое часто бывает с теми, кто не понят и отвергаем своей семьёй или социумом, кто одинок. И такие люди легко могут оказаться в секте и стать фанатиками. Хотя даже такое устремление к Богу, может сформировать правильный импульс в сердце. Импульс духовного совершенствования.

Помню, мы ехали в Иркутск и в поезде встретили интересного попутчика. Мужчина, лет сорока-сорока пяти ехал с шестилетним сынишкой. Мы с Ромой заметили, что он читает какую-то духовную литературу. На его чёрной книге был нарисован христианский крест. Мы спросили, что он читает, и в ответ получили целую проповедь от "Свидетеля Иегова". Рома стал в ответ проповедовать ему Веды. Но было понятно, что мужчина не воспринимает ничего из того, что ему говорили. Причём говорили спокойно, просто отвечая на его вопросы и раскрывая свой взгляд на духовные пути. А потом мы узнали, что он стал "Свидетелем Иеговы", когда узнал, что ВИЧ-инфицирован, и что он за убийство сидел в тюрьме. Стало совершено понятно, что это тот путь, который доступен его сознанию именно сейчас. Что не стоит ему что-то противопоставлять, разубеждать. Если верит в Бога так, то и Слава Богу!

Ещё один мотив — это желание получить мистический опыт. Иногда духовное развитие превращается в погоню за получением таких переживаний. Это бывает так экстатично и блаженно, что грубый материальный мир с его болью и оценками, бытовухой и проблемами становится скучным и неинтересным. Человек впадает в зависимость от духовно-мистических переживаний и часто "мерит" духовность количеством и разнообразием такого опыта. Это в корне неверно и может повредить его дальнейшему продвижению по духовному пути. Такие люди могут часто ходить на тренинги и сатсанги, увлекаться психоделиками или получать опыт через медитацию, но особого продвижения и глубоких личностных изменений у них не наблюдается, поскольку они увлечены не Богом, а своими переживаниями. Однако такие переживания постепенно очищают сознание, и в какой-то момент у человека может случиться серьёзный внутренний кризис, который и станет его "пропуском к Богу".

Другой вид мотивации, более глубокий — разочарование в материальных ценностях, людях, отношениях, мире, идеях и поиск более вечного, великого. Поиск себя в этом мире, поиск смысла жизни, Истины, Бога. На самом деле, можно сказать, что только с этого этапа человек встаёт на духовный путь. Даже если до подобного кризиса, а это самый настоящий духовный кризис, человек занимался психологией или йогами, то это не было духовным путём — это было просто саморазвитием, усилением личности, эго, некая подготовка к настоящему пути. И только пройдя через подобный кризис, человек начинает прозревать по-настоящему. Глубокое чувство разочарования во всём, крушение своих идеалов и ценностей, представлений о Мире вообще и о себе может сопровождаться унынием, неверием, страхами, бессилием. Это довольно тяжёлое состояние, но если у человека хватает храбрости встретиться с этими чувствами, не сбежать, не отвлечься, не спиться, не покончить с собой, не стать наркоманом, то тогда он получает такой огромный заряд энергии для духовного взлёта, что его жизнь очень круто преображается. Мотивом для него теперь становится поиск чего-то постоянного и вечного, незыблемой основы в этом изменчивом мире.

Если человек развивается дальше, то эта мотивация трансформируется в чистое желание познать Бога ради самого Бога. Служить Богу ради самой Любви к Богу. Тогда человек становиться преданным, по-настоящему преданным. Всё его внимание, мысли, чувства устремлены только к Богу. Про такую Любовь к Богу и про такую преданность вайшнавы говорят, что это Чистая Любовь. Это чистое намерение или чистая мотивация. Когда уже нет никакого бартера, вам ничего не нужно взамен вашей Любви и преданности. Вы ничего не просите у Бога, ни изменений, ни каких-то благ, даже знаний. Вам достаточно самой радости служения и Любви к Богу.

Бывает и так, что человек просто глубоко начинает интересоваться мистикой, запредельным. Возможно, с самого детства его может тянуть в мир волшебства, чего-то необычного, сказочного. Или с самого детства он получает различные мистические опыты и ищет объяснение им.

Любая мотивация хороша, поскольку заставляет человека выйти за рамки своей привычной социально-человеческой логики. И даже если человек молится ради счастья своего эго, чтобы Бог даровал ему удачу в делах или излечил от недуга — это уже оставляет семена веры в его душе. И пусть не в этой жизни, но в одной из следующих эти семена могут прорасти, и человек проявит искренний интерес к Абсолютной реальности.

Конечно, бывает и такое, что человек, не проживая довольно глубоких кризисов и невзгод, встаёт на путь духовного развития. Но нужно понимать, что многое зависит от наших прошлых жизней, вассан и самскар (психологических и мировоззренческих тенденций и обусловленностей), от того опыта, который мы проживали ранее и от задач, с которыми человек пришёл в новую жизнь. Иногда рождаются такие великие души, что с самого детства выбирают путь отречения от всего мирского, или легко осознают великие духовные истины. Бываю такие, что получают много мистических переживаний спонтанно или в практике, обладают паронормальными способностями (сидхами), но так и не обретают освобождения в этой жизни. Могут всю жизнь медитировать, наизусть цитировать духовные тексты, но так и не реализовать Божественную природу. А бывают такие души, кто живя в миру пробуждается и становится просветлённым, или те, кто в медитациях так и не получив никакого мистического опыта, очень просто обнаруживают свою истинную природу, проживают сразу самадхи. Всё очень индивидуально, а потому судить шаблонами здесь совершено не имеет смысла. И даже то, что я написала, — это просто повод указать на то, чтобы ищущий человек был осознан в своих истинных мотивах и смог правильно и честно определить свой этап духовного развития.

Когда вы выбираете осознанность, вы проходите разные этапы духовного развития.

Вы меняетесь, сознание расширяется, но при этом иногда возникают периоды неверия в себя и непонимание, куда идти и как действовать.

В этой статье я расскажу об этапах духовного развития. В их описании я опиралась на собственный опыт.

Поэтому не претендую на истину в последней инстанции.

Этот материал поможет вам сориентироваться, в каком месте своего духовного пути вы сейчас находитесь и понять, что делать.

Надеюсь, после прочтения вы обретете уверенность , чтобы смело идти вперед.

1. «Спящий режим»

Если вы читаете эту статью, то вы уже перешли на следующий этап. Иначе вряд ли она попалась бы вам на глаза.

Предлагаю все же вспомнить, что происходило с вами, когда вы еще были в “спящем состоянии”.

Люди, которые находятся на этом уровне, целиком погружены в 3Д-мир. У них куча нерешенных проблем.

Они живут надеждой , что когда-нибудь утром откроют глаза и обнаружат, что их проблемы испарились сами по себе.

Но так не бывает. Точнее, это происходит, но только в том случае, если вы занимаетесь самотрансформацией.

Некоторые проблемы действительно исчезают. Это побочный эффект от занятий духовными практиками, подкрепленными регулярными действиями .

Что это значит? В медитации вы заявляете, что освобождаетесь от обиды на маму, в жизни вы стараетесь относится с терпимостью к качествам ее характера, выставляете границы и т.д.

Вы не просто говорите, а подтверждаете свои слова действиями.

На этом этапе у вас преобладает сознание жертвы .

Если сравнить 3 этапа, то на этом уровне вы страдаете больше всего. При этом цепляетесь мертвой хваткой за свои страдания.

И не хотите понять — только от вас зависит, страдать или быть свободным.

Потому что тяжело принять факт, что все ужасные жизненные обстоятельства вы притянули сами. Вы сами сотворили это с собой.

На этом этапе вы НЕ готовы взять на себя ответственность за свои действия и мысли.

Поэтому многие крутят пальцем у виска и смеются, когда слышат о материальности мыслей, о законах вселенной и т.д.

При этом, огромное количество людей верят в гороскопы, гадания, предсказания и бог знает еще во что.

Потому что во всякие небылицы поверить проще, чем посмотреть правде в глаза и признать: Да, это я сам своими мыслями, страхом, беспокойством, осуждением создал эти обстоятельства.

Быть ответственным нелегкая задача. Поэтому большинство людей на планете не решаются идти дальше. Они просто не готовы.

Одна из причин — нежелание слышать то, что они вам хотят сказать. Узнайте остальные из статьи.

На этом уровне люди подразделяются на несколько категорий:

Закостенелые материалисты

Эти люди не желают никак расширить свои взгляды и допустить, что в мире есть нечто большее, чем материальные блага. Что существуют другие точки зрения, отличные от их понятий об устройстве жизни.

Сомневающиеся (лояльные)

Но всерьез принимать ту или иную позицию не стремятся, потому что их и так все устраивает.

Они прислушиваются к советам мудрецов, даже читают статьи на духовные темы, но серьезной потребности изменить свою жизнь у них нет.

Ищущие

Такие люди ищут свой путь, ответы на вопросы, но никак не могут найти. Я относилась к этой категории.

Это люди, которые нашли свое истинное Я благодаря травмирующему событию.

Я искала свои ответы до тех пор, пока не оказалась готовой принять этот вызов и пробудиться. До тех пор вся информация на этот счет была мне недоступна, либо я ее не видела и не могла воспринять.

Я искала локальное решение проблемы, а надо было смотреть глобально, широко.

Нужно обладать мужеством , чтобы перестать убегать от проблемы и посмотреть ей в лицо. Часто это происходит, когда по-старому жить уже невмоготу.

Для каждого человека есть свое время и свой спусковой крючок — момент, событие, после которого происходит прозрение.

Но до тех пор, вы проходите мимо и не видите очевидного.

2. Духовное пробуждение

На этом этапе духовного развития вы воодушевлены, потому что совершили огромный квантовый скачок по спирали развития вверх.

Пока вы не окрепли в новых убеждениях, существует опасность вернуться на предыдущий этап.

Поэтому здесь важна поддержка не только единомышленников, но и духовных наставников. И как раз в этот период их помощь особенно ощущается.

Они ведут вас до тех пор, пока вы не окрепнете, чтобы взять свою силу .

Здесь вы только учитесь брать ответственность, осознаете ее и начинаете на деле применять в жизни вселенские законы и отслеживать, как они работают.

На этом этапе закладывается база духовных знаний .

По началу вы стремитесь всем и каждому рассказать о том, что вам открылось, переубедить других, помочь советом.

Вспомните, как вы ребенком рассказывали родителям и сверстникам о том, что сами только что узнали.

Но помните, что это открытие вы совершили для себя. Не навязывайте свою точку зрения другим.

У каждого человека есть как минимум одна больная тема, которая и доводит его, в конце концов, до катарсиса, а потом до того момента, когда он готов пробудиться.

Этого достаточно, чтобы начать духовный рост.

Вы справились с большой проблемой, вышли на новый уровень и даже можете делиться опытом с другими людьми, которые находятся в похожей ситуации.

Ваша душа запоминает пиковую точку вибраций, ощущений, которых вы достигли, и стремится как можно чаще испытать эти чувства.

Таким образом вы укрепляете свой духовный стержень и навсегда отрезаете путь назад.

Отныне если вы выпадаете в матрицу, вы так или иначе выберетесь из этого состояния.

На предыдущем этапе для вас было нормой жизни общая неудовлетворенность, усталость, скука, плохое настроение, жалобы на мир.

А если сравнить эти два полярных состояния: полет, воодушевление и сознание жертвы, душа конечно же выбирает новое, высокое.

Это состояние — ваш якорь , который будет всегда вас удерживать в вертикали.

Постоянно находиться в равновесии и гармонии невозможно, но пусть вас радует то, что сознание жертвы теперь временное явление.

Если вы не измените себе, своему истинному Я, этот гость будет появляться все реже и реже в вашей жизни.

Ищите поддержку единомышленников, укрепляйте духовный стержень. Статья вам поможет в этом.

3. Осознанное творение

Когда вы признаете свою силу, заявляете жизни, что вы — творец, ощущая изнутри, что это действительно так, вы переходите к осознанному творению.

Если на предыдущем этапе вас можно было сравнить с подростком, который уже многое понимает, но опыта нет, то теперь вы уверены в своих убеждениях и своей силе.

Даже если вы с опаской провозглашаете свою истину, поверьте, это только поначалу.

Все зависит от ваших прошлых убеждений, их глубины и наличия смелости. Все придет со временем.

На этом этапе духовного развития желание рассказывать о своих открытиях, как устроен мир, или пропадает вовсе, или приобретает другую форму.

Теперь вы принимаете, что люди имеют право на свое мнение, могут заблуждаться, имеют право ошибаться, даже себе во вред.

Вы готовы делиться опытом, только если вас об этом попросили (и не раз). Вы уважаете границы других и их волю.

Вы более уравновешенны и спокойны. Случаи выпадения в матрицу бывают, но вы уже не ругаете себя за это, а позволяете себе проживать это состояние.

Основные причины выпадения на этом этапе — это отсутствие внутреннего ресурса и цикличность (периоды подъема и спада).

С чего начинается духовный путь, самопознание, духовные поиски, чего вы хотите достичь? Узнайте о способах духовной трансформации.

Вы готовы стать на духовный путь?

Духовный путь и саморазвитие — это всегда не просто. Прежде чем стать на духовный путь, человеку нужно подумать и осознать искренне, что жить по-старому нельзя. Понять, что есть справедливые Законы.

Каждая подлинная традиция предполагает, что человек, принадлежащий к ней, должен совершить .

Смысл и цель духовного пути – совершенствование человека и постепенное уподобление его Высшему Божественному Началу.

Это означает преображение человеческой природы, преодоление ее пороков и недостатков, взращивание в себе добродетелей и достоинств. Невозможно вступить на твердый духовный путь сразу, миновав дебри духовных блужданий и стадию предварительного ученичества.

В человеке происходит интенсивная духовная работа по саморазвитию, самопознанию, трансформации собственных недостатков, воспитанию прогрессивных качеств характера, концентрации на высших идеалах и целях. Все внутреннее психическое время заполняется интенсивной работой над собой.

Что поможет стать на духовный путь?

Есть четыре медитации¹, которые могут помочь человеку, ищущему духовных знаний и стремящемуся к просветлению. Медитации следует практиковать ежедневно от получаса до одного часа. Устойчивый результат практики дают через полгода регулярной работы.

Медитация - осознание непостоянства

Непостоянство непрерывно следует за нами, безжалостно разрушая всё, за что мы пытаемся зацепиться: благополучная семья, дом, престижная работа, хорошие отношения с другими людьми, безопасность, материальные удобства и комфорт.

Что будут значить наши привязанности, когда мы поражены старостью, болезнями или лежим на смертном одре? Кроме разочарования и угнетённости от бесцельно проведённой жизни мы ничего не испытаем.

  1. Следует представить все материальные предметы, которыми вы обладаете или хотели бы обладать.
  2. Подумать являются они вечными или нет. Существовали ли они раньше и будут ли существовать в будущем?
  3. Посмотреть на все объекты привязанности с осознанием реальности, всё это преходяще и может исчезнуть в любой момент.
  4. Нарисовать перед собой золотыми буквами слово «НЕПОСТОЯНСТВО».
  5. Размышляя являются ли эти предметы вечными, растворить их в этом слове.

Мы пришли с пустыми руками и уйдём ни с чем. Единственное, что можно взять с собой - это накопленная благая карма (заслуги), впечатления и наш медитативный опыт, которые помогут осознанно выбрать благоприятное перерождение или полностью освободиться от оков Сансары² в момент смерти.

Медитация - размышление над страданиями Сансары

Огонь страданий непрерывно обжигает живых существ. Причина, почему мы родились - захваченность ума Сансарой. Страдая, мы сетуем на судьбу, но это всё наших рук дело, это результат наших повседневных неправильных действий нашего материалистического сознания.

3 типа страдания людей:

  • Страдание от неспособности исполнить свои желания любой ценой: непосильным трудом или даже ценой собственной жизни, чтобы добиться счастья или завладеть имуществом, ради жажды богатства и власти.
  • Страдания от попадания в нежелательные условия: жара, холод, голод, жажда, болезнь, злые духи, воры и грабители.
  • Страдание от недостатка высших радостей и счастья этой жизни: друзей, спутников и богатства. Причина этому - цепляния за «Я», отождествление «Я есть это тело». Только раскрыв свою изначальную природу можно превзойти сущностное неведение и обрести подлинную свободу.

Нужно научиться отворачиваться от страстных желаний, вырвать привязанность! Уничтожить жажду обусловленного существования вплоть до её основы! Осознать величайшее благо Освобождения! - таково противоположное направление хода мыслей, которое должно возникнуть из раздумий о порочности Сансары.

Давайте просто изменим свою жизнь так, чтобы плохой карме неоткуда было взяться. Глубоко размышляйте над этой темой и после этого действуйте так, чтобы избежать перерождения.

Если все ваши действия прекращают круговорот Сансары, то можно утверждать, что ваша медитация начинает давать плоды.

Медитация - осознание бесполезности кармических поступков

Если вы поймёте, что несвободны, что ваше истинное эго страдает из-за прошлых убеждений, что жизнь вокруг - возврат кармы³ прошлых действий и накопление новой кармы, которая снова и снова вынуждает вас страдать в Сансаре, то захотите накопить много заслуг и достичь Освобождения, и .

Вы захотите стать свободным от кармы, от смерти, от жизни, полной страданий, выйти за пределы всех ограничений в мир Абсолютного счастья и Свободы - Маханирвану! Сансара с её заботами - всего лишь мимолетный мираж.

Привязанности и дела подобны снам. Постоянно глубоко медитируя над этой темой, нужно сделать теперь свою жизнь осмысленной и правильной, искать изо всех сил путь к свободе и не думать больше о постороннем.

Задумайтесь, этот мир непостоянен. А когда мы переродимся, куда, в какой из миров перенесёт нас вектор нашего сознания? Очень важно отслеживать, куда направлено наше сознание.

Медитация - осознание достижения Освобождения

Важно развивать веру и желание обрести состояние бесконечного блаженства великой Нирваны⁴. Практиковать в ретритах⁵, разделив своё время на медитативные сессии, и развивать убеждённость и непреклонную решимость достичь конечной цели своей практики.

Если ум постоянно будет находиться в этих размышлениях, то стремление обрести состояние Будды ради блага других будет становиться всё глубже и глубже, и это является признаком успеха в практике.

Давайте фиксировать своё сознание только на своём истинном «Я», и тогда придёт настоящее, не зависящее ни от чего Освобождение. Когда все ваши мысли и действия будут направлены - это и будет показателем вашего правильного продвижения на пути самопознания.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Медитация - род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (Википедия).

² Сансара или самсара - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары» (Википедия).

³ Карма - одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения (Википедия).

⁴ Нирвана, Ниббана - понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизм (Википедия).

⁵ Ретрит, также Ритрит - английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике (

В современно мире столько шума, что сложно найти в своем сознании место, где было бы достаточно тихо, чтобы прислушаться к более тонким сферам. И чтобы услышать нужный голос, приходится успокаивать свой разум, ведь только тогда можно начинать слушать по-настоящему. Именно тогда включается интуиция – наставление, идущее изнутри.

Настоящий путь и внимание сердца начинаются тогда, когда вы перестаете цепляться за результат и сосредотачиваете внимание на Истоке. Духовный путь состоит не в том, чтобы совершать правильный выбор; он заключается в том, чтобы постоянно сохранять контакт с Божественным.

Главное, в общем-то, замолчать и прислушаться – иными словами, тут требуется внимание, радостная восприимчивость, которая дает покорность Богу, или любовь к Нему, желающая выполнить Его волю. Человек хочет служить Богу и другим людям, и это делает его восприимчивым к вдохновению, идущему от благодати, которое не только говорит ему, что делать, но и дает силы сделать то, что сказано. Это очень динамичное и рациональное состояние, состояние растущей чувствительности к жизни в присутствии Бога.

Предназначение каждого человека полностью исполняется, когда наше сердце оказывается ежесекундно открытым для Возлюбленного Божества.

Роль человека состоит в том, чтобы смиренно и в то же время смело участвовать в со-творческом процессе, действуя совместно с «Высшей силой».

Когда мы отождествляем себя с чем-то меньшим, чем бесконечный потенциал нашей души, мы убиваем свободное, спонтанное течение этого потенциала к воплощению, возводим на его пути плотину. Нужно в полной мере жить настоящим. Ни прошлого, ни будущего на самом деле не существует.

Найти духовный путь, по определению, не означает попасть туда, куда нам хочется. Это означает позволить ветру мудрости наполнить наши паруса и отнести нас туда, куда ему будет угодно. Впрочем, это не значит, что мы можем просто расслабиться и наслаждаться поездкой. Мудрость требует от нас использования своих способностей и принятия участия в совместном творчестве, кульминацией которого станет действие – и совершить его сможем только мы.

Чтобы следовать духовному пути, нужно верить, что рано или поздно получишь ответ, и не зацикливаться на исходе. Иногда я слышу только намеки на путь, и тогда мне приходится собирать их, как головоломку, а иногда он просто является передо мной - бух! Если я ничего не вижу и не слышу, первое, о чем я должна спросить себя: «Не сосредоточена ли я слишком сильно на результате?» Это главные причины молчания, поэтому нужно сохранять открытость, чтобы разглядеть ответ, в какой бы форме он ни пришел.

«Воспитывайте в себе удовлетворенность вместо желаний. Желать – значит испытывать недостаток. Из удовлетворенности вырастает щедрость и внутренний покой. Если я приучаю себя хотеть, то сколько бы я ни получил, мне всегда будет казаться, что мне чего-то не хватает. Вы должны понять нелепость желания и тоски. Люди часто неправильно понимают отказ от желаний как отказ иметь какие бы то ни было устремления, но когда человек удовлетворен, у него появляется доступ к энергии, которая иссушается, если он беспокоится о том, как бы получить всего в достаточном количестве. Удовлетворенный человек распространяет вокруг себя мир».

Часть воспитания удовлетворенности состоит в том, чтобы время от времени давать себе время отдохнуть и оставить позади весь шум. Это открывает доступ к тишине, освежающей душу и помогающей достичь гармонии с Духом пути.

«Убеждение, что Бога нет рядом, — самая большая иллюзия на духовном пути». Бог всегда рядом с нами, это нас может не быть рядом с ним. Путь всегда открыт, это мы его можем не видеть. А не видим мы его обычно потому, что обитаем в собственном шуме или собственном эго.

«…Чтобы услышать, как наш путь зовет нас, мы должны открыть в себе уголок, где есть только тишина и покой».

Этот уголок можно открыть разными способами: через медитацию; через красивую и гармоничную обстановку; через прогулки и другую физическую активность; через музыку; через песнопения; через упрощение жизни до такой степени, что нас перестает пожирать постоянная потребность получать, тратить и сохранять множество вещей, без которых мы можем мирно прожить.

Конечно, вы можете считать тишину свойством уединенных мест, но в действительности тишина – прежде всего состояние души. Каждый, кто пробовал медитировать, знает, сколько мыслей внезапно прерывается. За какие-то двадцать минут можно заново пересмотреть целую жизнь, полную страхов и надежд… вещей, которые нужно и не нужно делать. Когда наш разум ничем больше не занят, он склонен цепляться то за одно, то за другое. Это привычное пережевывание умственной жвачки – которое у большинства людей почти никогда не прекращается – создает внутренний шум, и неважно, сидите вы при этом в одиночестве в девственном лесу или спешите по оживленной улице.

Одним из результатов постоянных медитаций становится стабилизация внимания; рассудок успокаивается и начинает работать более размеренно. Вы почувствуете, как внутри поднимается мирная, чуткая тишина. Внутренний диалог не умолкает совсем, но мы перестаем идентифицировать себя с ним. Мы понимаем, что мы не равны своим мыслям, наша сущность лежит глубже.

Покой и удовлетворенность, сопровождающие это понимание, постепенно меняют и вашу повседневную жизнь. Внешние обстоятельства уже не так вас задевают, и вам легче сохранять равновесие, как шпилю с низким центром тяжести. Более того, видение дальнейшего пути спонтанно приходит с того уровня сознания, который не ограничен обычными возможностями познания.

Духовный путь… требует, чтобы уровень открытости и осознанности неизменно рос. На протяжении нашей жизни нас подводят к тому, чтобы мы открылись абсолютно всем и всему, что нас окружает, потому что что и кто угодно может стать вестником Бога.

Готовность присутствовать в настоящем и видеть то, что происходит сейчас, не позволяя себе попасться на крючок осуждения, страсти, страха, осадка из прошлого или мыслей о том, где и в каких обстоятельствах вы предпочли бы сейчас находиться. Преподобная Синтия Буржо очень просто объяснила суть внутренней свободы: «Глубокая готовность жить в настоящем моменте, испытывать его во всей полноте и понимание, что каким бы ни был ваш путь – он будет правильным, позволяет вам покориться моменту, так что ваш путь может проявить вам себя».

Вы можете не знать, куда ведет вас этот путь, но по мере того, как вы научитесь все яснее его ощущать, внутри у вас будет расти уверенность в правильности определенных шагов.

Именно поэтому практика медитации, выходящей за пределы всех представлений [иными словами, такой медитации, при которой вы не пытаетесь ничего испытать, ничего узнать и ничего достичь – а просто открываетесь навстречу тому, что приходит], так важна. Она приучает нас к этому уровню знания. Она не обязательно приводит нас к нему, но уменьшает количество препятствий на нашем пути – большая часть которых объясняется тем, что мы слишком сильно полагаемся на свои нынешние способности.

В конечном счете, мы ищем свой духовный путь потому, что, вернувшись к своему истинному «Я», каждый из нас обретает возможность совершать осмысленные и милосердные поступки, которые помогут принести чуть больше ясности в наш запутавшийся, раздираемый противоречиями мир.