Иоанно-богословский макаровский мужской монастырь, саранск. «Меня радует, что люди ищут исцеления и помощи в Церкви Макаровка мордовия

Надвратная колокольня, выстроенная предположительно в 1720-30-е гг., представляет собой вертикальную объемную композицию динамичных пропорций, состоящую из четырех ярусов общей высотой 36 м: двух четвериков и двух восьмериков, завершающихся восьмигранным шатром (первоначально с черепичным покрытием), увенчанным луковицей на тонкой шее. Размер нижнего четверика в плане – 6,8?8 м, в нем устроены два разновеликих арочных прохода. Второй четверик прорезан большими оконными проемами, освещающими небольшое помещение. Следующий восьмерик украшен большими нишами. Верхний восьмерик – арочный звон с деревянным ограждением. В толстых стенах четвериков сделана лестница, открывающаяся в третьем ярусе, где она размещена по периметру наружной стены восьмерика. На восточной стене четвертого яруса ранее находились часы. В 1850-е гг. были заложены арки третьего яруса, а шатер закрыт луковичным куполом (снят в 1980-е гг.).

Упрощенный декор фасадов колокольни отчетливо характеризует архитектуру переходного периода. Здесь были использованы архаические элементы, унаследованные из 17 в.- поребрик, подчеркивающий циркульные арки входов; городки карниза нижнего четверика; простые полочки других междуэтажных карнизов; шатер; здесь также присутствуют детали, привнесенные петровским барокко: наличники проемов второго яруса с ушками и замковым камнем; утроенные пилястры. Данная столпообразная шатровая композиция, символизирующая сень над сакральным местом, нисходящую божественную благодать, а также и столп (жилище столпников, Столп Премудрости) восходит к колокольням середины 16 – начала 17 вв.

Один из ее ранних прототипов – колокольня Благовещенской церкви в волжском селе Красное (1592): на высоком четверике с арочным проходом – короткий арочный восьмерик и островерхий шатер с главкой. Другой близкий пример – колокольня церкви Николы в Нижнем Новгороде (мастер С. Задорин, 1656), имеющая близкие пропорции, а также ряд шатровых колоколен 17 в. в Суздале, Солигаличе, Осташкове и др. Вероятно, Макаровским строителям была известна московская Сухарева башня, являвшаяся в начале 18 в. образцом для многих построек. Обращает на себя внимание сходство пропорций объемной композиции Макаровской колокольни и восьмерика этой башни, увенчанной шатром. Существовали аналоги колокольни и чуть позже, в период ее строительства: весьма близки объемные формы, пропорции и декор колокольни Успенского монастыря в Колоцке близ Гжатска, колокольни церкви Косьмы и Дамиана в Кадашах.

Тем не менее, Колокольня над Святыми монастырскими воротами – архитектурный тип, характерный для 18-19 вв. (в 17 в. колокольни ставились чаще у соборов, а ворота не акцентировались, они символизировали «тесные врата спасения», связывавшие мир с замкнутой средой монастыря). В 18 в. акцент переносится с собора на вход в монастырь, колокольня превращается в притягивающий мирян маяк.

«зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5,15)


В этот монастырь мы заехали на обратном пути домой, в тот день, когда совершали длинный вояж по маршруту Липецк - Белинский - Тарханы - - - Макаровка - Липецк. Как же мы умудрились, поехав поздравить пензяков с Днём города, в результате оказаться в Мордовии и всё это - за один день? Уметь надо:-)) Мы и сами не всегда понимаем, как заносит туда, куда изначально не планировалось. Но результат всегда предвосхищает самые смелые ожидания: главное - проложив маршрут в манящие дали, найти верную дорогу и крепко удерживать руль. Чего и вам желаю: открывайте мир, людей, себя - и пусть вам светит ваша путеводная звезда и только в ваших руках сделать так, чтобы она не погасла.

Иоанно-Богословский мужской монастырь, расположенный в 5 километрах от города Саранска в селе Макаровка, является выдающимся памятником архитектуры XVII-XVIII века. Этот монастырь Мордовии можно назвать одновременно и старым и молодым. И вот почему: суть в том, что в зачаточном виде он просуществовал 200 лет, потом исчез и только в наши дни наконец превратился в настоящую обитель.
Земли, на которых находится монастырь, с XVII века принадлежали боярам Полянским. Представитель рода Макар Артемьевич Полянский, от имени которого происходит название погоста и села Макаровка, служил в Москве, вступил во владение землями в 1686 году, и с 1700 года переехал в Саранск из Москвы. После этого на его землях и был основан погост. Отмечу, что помещики Полянские построили весь комплекс для себя и верующих допустили лишь в свой "домашний монастырь". Приходским погост стал тогда, когда Полянские окончательно покинули эти края и продали имение нескольким владельцам. После революции богослужения на погосте были прекращены, а все его здания, кроме Иоанно-Богословского собора и колокольни - снесены. В 1941 году на погосте и в селе предполагалось разместить стрелковый полк, потом эвакуированную швейную фабрику, промкомбинат.

"1"
В 1946 г. верующим вернули Иоанно-Богословский Собор, а в 1961 году храм снова был закрыт. С 1969 года в Макаровке начались продолжительные по времени реставрационные работы. В 1987 году жители с. Макаровки при содействии верующих из сёл Луховки, Куликовки и Солдатского через Святейшего Патриарха Пимена (1990 г.) сумели вытребовать Иоанно-Богословский Собор и колокольню для проведения Богослужений. В 1994 г. по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, решением Высокопреосвященнейшего Варсонофия, архиепископа Саранского и Мордовского Иоанно-Богословский мужской монастырь был открыт. В настоящее время в монастыре находится резиденция митрополита Саранского и Мордовского. В основу деятельности монастыря положен устав Троице-Сергиевой лавры.





"5"
Из всего ансамбля храмового комплекса до наших дней в первозданной красоте сохранились Собор Иоанна Богослова и колокольня. Церкви Михаила Архангела, иконы Знамения Божьей Матери, ограда с башнями - всё это восстановлено по рисункам, фотографиям, раскопкам, архивным документам работниками Министерства культуры Республики Мордовия.
На фото - Иоанно-Богословский собор (1704 г.). Собор является одним из старейших сохранившихся зданий Мордовии.



"7"
Ограда Макаровского погоста была построена примерно в то же время, что и собор Иоанна Богослова. Общая длина ограды - 270 м, высота - 2,5 м, то есть она не является полноценной крепостной стеной и никогда не выполняла оборонительных функций. Ограда и башни были разобраны в 1930-е годы и восстановлены по чертежам в 1972 году.








"14"
В настоящий момент в братии монастыря состоит двадцать человек, ещё несколько послушников находятся на испытательном сроке.





"18"
Усадебно-храмовый ансамбль в Макаровке по праву признан интереснейшей архитектурной приметой Мордовии. Основной эффект создаётся сочетанием простого и сложного, причём в простом ощущается дугой узел сложных расчётов зодчих, а в сложном - их непосредственность. В облике зданий преобладает башнеобразность, и это понятно, если вспомнить, что дефицит высотных доминант превращал местность, где рождалась Макаровка, в среду унылую и скучную.








При подготовке поста использовались следующие источники:

Из всего ансамбля храмового комплекса до наших дней в первозданной красоте сохранились Собор Иоанна Богослова и колокольня. Церкви Михаила Архангела, иконы Знамения Божьей Матери, ограда с башнями - всё это восстановлено по рисункам, фотографиям, раскопкам, архивным документам работниками Министерства культуры Республики Мордовия. В 1941 году предполагалось разместить на Погосте и в селе стрелковый полк, затем эвакуированную швейную фабрику, промкомбинат.

В 1946 г. верующим вернули Иоанно - Богословский Собор, а в 1961 году храм снова был закрыт. С 1969 года в Макаровке начались продолжительные по времени реставрационные работы (вплоть до середины восьмидесятых годов). В 1987 году жители с. Макаровки при содействии верующих из сёл Луховки, Куликовки и Солдатского через Святейшего Патриарха Пимена (1990г.) сумели вытребовать Иоанно - Богословский Собор и колокольню для проведения Богослужений. Настоятелем в Иоанно - Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович. В 1991 году новообразованной Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году - Михайло-Архангельская. Восстановленный дом помещиков Полянских стал летней резиденцией Архиепископа. Таким образом, за десять лет погост поэтапно перешел к подлинному хозяину - православному народу.

В 1994 г. в долгой истории Макаровского Погоста была перевёрнута ещё одна страница. По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, решением Высокопреосвященнейшего Варсонофия, архиепископа Саранского и Мордовского в Макаровке открылся мужской Иоанно-Богословский монастырь.

Наместником новообразованной обители стал протоиерей Максим Чеботарёв (в монашестве Владимир). Минуло несколько непростых лет становления, и с января 2001 г. в связи с тяжёлой болезнью архимандрита Владимира обитель возглавил игумен Лазарь (Гуркин) известный в Мордовии по восстановлению знаменитого Чуфаровского мужского монастыря. В течение года вокруг него собрались опытные иеромонахи из нескольких монастырей Мордовии разного возраста желающие поработать Господу.

3 августа 2000 г. Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в рамках двухдневного визита в Мордовию посетил и Макаровский монастырь, где осмотрел храмовый комплекс, и, отвечая на приветственную речь Наместника монастыря архимандрита Владимира (Чеботарёва), преподал с амвона Первосвятительское благословение братии, а затем вместе с руководством республики принял участие в торжественном приёме в резиденции Архиепископа Варсонофия.

Событием огромной важности для монастыря явилось освящение 21 ноября 2002 года зимней церкви Архангела Михаила. За тот год удалось при финансовой поддержке благодетелей (их имена да будут вписаны Господом в Книгу Жизни) отреставрировать этот храм, оставшийся после музейных работников в самом плачевном состоянии. Особую радость доставило братии и местным жителям то, что храм был возвращён Церкви ровно на свой трёхсотлетний юбилей. Теперь в нём ведутся ежедневные Богослужения и совершается Литургия.

Также в 2002 г. стало возможным создать проект по строительству полноценного монастырского комплекса с трапезной, игуменским и административным корпусами. К осени 2003 г. было завершено возведение благоустроенного двухэтажного братского корпуса, территория обители была обнесена каменным забором, отреставрирован купол и вся верхняя часть Иоанно - Богословского Собора.

За лето 2004 г. стараниями Владыки Варсонофия при финансовой поддержке Правительства Республики Мордовия и его Главы Меркушкина Н. И. удалось полностью отреставрировать фасады и заменить всю кровлю на территории храмового комплекса монастыря. К осени 2004 г. будут закончены все внутренние отделочные работы в храме иконы Божьей Матери «Знамение», в планах на 2006 г. - строительство гостиницы для паломников.

Отличительной особенностью нашей обители является строго Уставное храмовое Богослужение, монастырские священники исправно и по Уставу совершают все необходимые для местного населения Церковные Таинства, а также пастырским словом помогают приходящим в обитель людям решать насущные вопросы духовной жизни. По воскресным дням утром совершается молебен с акафистом и водосвятием перед местночтимой иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» о страждущих пьянством и наркоманией.

В настоящий момент в братии монастыря состоит двадцать человек, ещё несколько послушников находятся на испытательном сроке. Помимо игумена Лазаря, самыми известными насельниками обители являются схиархимандрит Питирим (Перегудов), воспитанник Свято - Успенской Почаевской Лавры, старец строгой монашеской жизни, и Духовник монастыря схиигумен Феофан (Даньков), который несёт подвиг духовного окормления не только братии, но и приезжающих в монастырь многочисленных паломников из всех уголков Российской Федерации.

✿ ❀✿ ❀✿ ❀✿ ❀ Всем привет! ✿ ❀✿ ❀✿ ❀ ✿ ❀✿ ❀✿ ❀✿ ❀ Всем привет! ✿ ❀✿ ❀✿ ❀

Этот отзыв не только для тех, кто уже пришел в православную веру, но и для тех, кто еще ищет свой путь - Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь лучшее место для поездки! Никакая Турция, Египет и тому подобные страны не принесут Вашей душе столько тепла, любви, столько сил для жизни, как поездка в этот монастырь!

Куда едем

Едем мы в Мордовию - г. Саранск, добраться до монастыря очень легко! Если едете межгород, то все основные автобусы останавливаются на остановке "д. Луховка" - а там до монастыря буквально 2 шага!! Если же нет, легко добраться и из самого Саранска - автобусы 7, 36, маршрутка 15! Доехать очень легко, даже одному!

Как встречают

Вы когда-нибудь приезжали домой из долгой поездки? Вот так в монастыре встречают - как будто ты сто лет плутал и наконец вернулся домой!

Мы приехали в Саранск и сильно замерзли в поездке - и обогрели и накормили и напоили и самое главное - встретили так душевно!

Где остановится

На территории монастыря есть очень хорошая гостиница - как монастырская для паломников, так и гостиница паломнического центра. Очень комфортно ехать с детьми!


Комплекс

Сам комплекс очень большой - лучше приезжать на неделю, сходить на экскурсию, пожить жизнью монастыря, отдохнуть, посещать службы. Обязательно нужно увидеть:

Иоанно-Богословский собор

Знаменский Храм

Михаило-Архангельский Храм

Ближний скит

Дальнюю пустынь

Домовые Церкви

Источник свт. Николая

Красота монастырской обители просто поражает воображение! Ни одной фотографии не передать всю полноту этого места, где чувствуешь - Господь совсем рядом!






Предлагаю поглядеть на нетипичный (по моему мнению) храм, вокруг которого я гуляла почти два года назад.

Увы, с фотоаппаратом я и сейчас не особенно дружна, а тогда с ним был вооруженный нейтралитет... Прошу меня простить. :)

Начну немного издалека: в Саранске я была в сентябре 2008 года на учёбе в Мордовском госунивеситете им. Н.П. Огарева. В один из вечеров организаторы курсов устроили нам ознакомительную экскурсию по городу и в мужской монастырь.

К нашей скромной группе "приставили" экскурсовода - сотрудника кафедры культурологии Мордовского ГУ Сергея Борисовича (увы, фамилию я в блокнотик не записала, и найти его на сайте университета тоже не смогла). Он - отличный рассказчик и, по-моему, весельчак по жизни. То, что он нам рассказывал (и я успела записать в блокнотик), и буду сообщать вам. Со ссылкой на него, разумеется. :)

Сначала мы гуляли по центру города и уже ближе к ночеру покатили за его пределы. Надо сказать, места вокруг Саранска сказочные и живописные. По дороге встретился поселок с интересным названием Пушкарские выселки. Оказалось, после подавления восстания Пугачева в этот место были сосланы его пушкари. :) Но это так, заметочка.

Макаровка - село в пяти километрах от Саранска, по сути - входит в городской округ Саранск. Тут и находится Иоанно-Богословский мужской монастырь.

Подъехали мы к нему уже в сумерках.

Собственно, тут уже и начинаются необычности (для меня) этого комплекса: до того никогда не видела, чтобы в часовне был вход за стены монастыря. Правда-правда! Сама часовня - высокая и важная (это она на моих фото так смешно вышла, а в общем, она - красавица). "Родилась" часовня в 1720 году и выросла до 36 метров.

Ну что же, прошли через "калитку" внутрь:

Особо крупные мужчины нашей группы вполне могли там застрять, ибо проемы узкие. Наверное, это сделано специально. :)

А внутри тот самый необычный храм, тоже высокий и важный - летний собор Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Построен собор немного раньше колоколенки, в 1704 году:

Что же в нём необычного?

Несколько вещей:
во-первых, его форма и композиция. Не нашла в вышеприведенной классификации православных храмов точной идентификации этому (возможно, плохо искала);

во-вторых, манит и внушает кажущаяся многоэтажность здания (высота здания - 44 метра);

в-третьих, крест этого храма украшает сидящая на нем птичка-невеличка - орлик (или орел?).

Со слов Сергея Борисовича "размах крыльев" этой птички составляет один метр. И это единственный православный храм в России, крест которого так "модифицирован".

Комплекс строился на рубеже 17-18 веков при усадьбе помещиков Полянских. Основатель комплекса Макар Полянский активно участвовал в проектировании, в итоге храм получился больше светским зданием, нежели культовым, и очень западным. Сергей Борисович заметил, что храм построен в строго по пропорциям "золотого сечения".

На сайте монастыря нашла такую запись:
Наконец, особенностью русской православной архитектуры рубежа 17 -18 вв. стало личностное начало. До середины 17 в. заказчики - храмодатели согласовывали с архитектором лишь тип храма, его размеры и прототипы, все остальное было импровизацией мастеров. В конце 17 в. ощутимы проявления художественных пристрастий заказчиков. Так, известны сложные отношения П.В. Шереметева и каменных дел мастера Я. Бухвостова, строившего в вотчине боярина: заказчик вмешивался в проектирование и строительство храма и отдал под суд мастера. В архитектуре Макаровского погоста ощутимо проявление воли и эстетических воззрений Полянских.

Хозяин усадьбы очень торопился с постройкой, денег не хватало, тогда он схитрил: устроил платный проезд через село (а дороги через Макаровку вели в Алатырь и Нижний и далее) и платный же проезд через каменный мост на реке. Заодно, Макар Полянский таким образом выделился и оставил о себе память (в названии села "застряло" его имя).

В деле не обошлось без женщины (шерше ля фам!) - один из последующих владельцев усадьбы, тоже Полянский, был женат на лютеранке Антонии, которая, несмотря на свою веру, с терпимостью отнеслась к необходимой реставрации храма, наняла мастера и в благодарность ей прихожане установили на купол храма такой необычный крест. Так, с 1882 года с герба (?) Полянских орел "перелетел" на макушку храма.

Но это еще не все "чудесатости" Макаровского монастыря: справа и слева от колокольни находятся два зимних храма - церковь Михаила Архангела и Святых Бесплотных Сил (1702 г.) церковь Знамения (1800-е гг.) - они симметричны, одного роста (22 метра), вторая была создана по образу и подобию первой для завершения ансамбля (в плане храмовый комплекс выстроен как прямоугольник: по двум углам - зимние церкви, и между ними колокольня; по двум другим - башни; внутри фигуры - летний храм Иоанна Богослова).

Признаться, не сразу нашла в литературе, какой из храмов как величают.
Знакомьтесь, это церковь Знамения (она слева от входа):

Тоже считается необычной по своей конструкции, но это больше к специалистам (или можно почитать на сайте монастыря).

В Архангельской церкви (она справа от входа) на момент нашего прибытия началась служба, внутрь заходить я не стала (была в брючках, а в монастыре строгие порядки), но некоторые мои однокурсники зашли поставить свечу и восхитились чудесным мужским пением.

К середине службы через "калитку" монастыря буквально влетела небольшая группа запыхавшихся женщин: они торопились застать одного из монахов - старца, отца Феофана. Он обладает даром исцеления, к нему спешат те, кому нужна помощь. Слава о нем уже достигла (по информации с сайтов) даже российских окраин.

такую конструкцию дома и башни придумал тоже Макар Полянский (похоже, большой затейник был). Ныне здесь находится резиденция архиепископа Саранского и Мордовского.

Тут тоже есть колокольня, церковь Николая Чудотворца и два дома для монахов. Всё из особой "мраморной" сосны, чисто и аккуратно. На мордовских сайтах писалось, что наличники у этих домиков уникальные - нет повторяющихся. :)
Экскурсовод сообщил, что по завершению строительства скит будет закрыт для посетителей.

А мы прошли мимо келий монахов и стройки, вернулись обратно к часовне и покинули славную достопримечательность. :)

Вот такие необычности!

Еще фото в