Как сделать половики в домашних условиях. Изготовление домотканых половиков, выбор основы и технология вязания

Многовековые традиции ковроткачества передаются из поколения в поколение многими народами. Безворсовые, гладкие ковры распространены у народов России, в Украине, в Молдове. Их ткань состоит из нитей основы в длину и нитей утка, располагающихся поперек. Узор получается от переплетения разноцветных нитей. Соткать такое изделие можно дома.

Инструкция

  1. Ворсовые ковры делаются на бесцветной основе. К ней узелками привязываются разноцветные нити, которые потом обрезаются на одинаковой высоте. Качество ковра зависит от его плотности, т.е. от количества узелков на 1 см2.
  2. Чтобы научиться ткать простой гладкий ковер вам понадобится ткацкий станок. Это простейшее сооружение состоит из основания, на котором укреплена деревянная рама. Нижняя перекладина закреплена неподвижно, верхняя - свободно ходит в пазах и закрепляется клиньями так, чтобы перекладины были строго параллельны. Размер станка зависит от величины ковра, который вы хотите сделать. У безворсовых ковров обе стороны имеют одинаковый рисунок, который образуется простым переплетением - перекрещиванием нитей основы и утка в шахматном порядке. Для основы нужны крепкие крученые нити, их располагают по длине ковра и считают по парам. Нити утка поперечно переплетаются с нитями основы и считаются по количеству прокидок. Узор ковра считывается с технического рисунка, который разбит на условные клетки, образованные одной парой основы и определенным количеством прокладок утка. Поэтому техника такого ковроткачества называется счетной.
  3. Выбейте клинья верхней рейки из пазов, чтобы она опустилась на 2-3 см. Заправьте станок основой. Чтобы равномерно распределить нить основы, делайте пометки на рейке карандашом. Последние нити основы по бокам не должны быть ближе 10 см к боковинам рамы. Нить должна обвивать рейки строго вертикально. Конец нити привязывается к нижней перекладине, затем нить перекидывается через верхнюю перекладину и возвращается из-под нижней. Нити основы необходимо распределить равномерно. По бокам основы натяните по две-три нити дополнительно – это закрайки ковра, чтобы он не скручивался валиком. Заканчивают основу также на нижней рейке, привязав конец нити.
  4. Вбейте клинья в пазы верхней рейки, натянув основу. Разделите нити основы передней рабочей поверхности на четные и нечетные, проложите между ними круглую рейку диаметром 25 мм и длиной, превосходящей ширину основы на 8-10 см. Закрайку считайте по паре нитей. Промежуток между четными и нечетными нитями называется зевом. По ширине в зев должна проходить ладонь. Закрайку считайте по паре нитей.
  5. Разделите основу ковра на пары. Сделайте уравнительную плетенку. Такую же нить, как и для основы, привяжите одним концом к правой боковине станка, затем выводите ее сзади наперед, обхватывайте пару нитей основы и заводите снова назад до следующей пары. Получаются петли, охватывающие каждую пару нитей. Конец плетенки закрепите на левой боковине рамы. Такую же плетенку сделайте и под верхней планкой. Следите, чтобы плетенка была строго горизонтальной.
  6. Чтобы получалось переплетение нитей утка с нитями основы, положение нитей основы должно постоянно меняться. Т.е. четные пары должны перемещаться назад, а нечетные вперед. Для этого необходимо менять положение зева. Это удобно делать при помощи ремизок. Нарежьте нити на одинаковые отрезки 30-35 см, обвейте каждую нечетную нить ремизкой, выведите их наружу, каждые 6-8 ремизок свяжите в узелок. Теперь, потянув за узелок, вы легко поменяете положение нитей.
  7. Приготовьте пряжу для утка. Смотайте ее в клубки, отмотайте на небольшие куфточки – небольшие моточки в форме восьмерки, которыми удобно прокладывать нити утка внутри зева. Ковер ткут снизу вверх. Проложите первый ряд утка слева направо, закрепив конец нити в середине. Аккуратно и плотно прибейте его к нижней плетенке колотушкой - специальным приспособлением, имеющим деревянную рукоятку и чуть закругленные 8-10 зубьев из металлических пластин. При следующем ряде утка - справа налево - опустите ремизки, меняя положение четных и нечетных нитей основания.
  8. Принцип плетения соблюдается во время всего изготовления ковра. Через несколько рядов начните делать рисунок ковра в соответствии со схемой. Следите, чтобы нити утка не стягивали основу, закрывали ее полностью.Вязание ворсового ковра происходит на таком же станке, но вместо ниток утка на пары основы узелками привязываются разноцветные шерстяные нити.

Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы поговорим о коврах. Они есть у каждого дома, лежат на полу, или висят на стене. Спасают нас от холодного пола, или служат просто украшением, но нет наверное ни одного человека на земле у которого нет или не было ковра.

А что мы знаем об этом красавце? Большинство наверное знает только то, что сегодня существует два вида ковров:

  • натуральные — которые ткут вручную из окрашенной шерсти,
  • синтетические — изготавливаются на фабриках из синтетических материалов.

В давние времени ковер использовали для утепления жилища, тогда как в наши бни он несет чисто декоративную функцию.

И если раньше это был предмет роскоши, который берегли, передавали из поколения в поколение, то теперь, на фабриках ткут тысячи ковров в день, превратив его в продукт доступный, массового потребления.

Конечно в обоих случаях есть свои плюсы и минусы, но никакой фабричный ковер не сравниться в ковром ручной работы.

На Livejournal я нашла рассказ Николая Рыкова о поездке на Кавказ за ковром. Это живой и очень живописный рассказ » из первых рук», который интересно послушать.

Известно, что чай делают в Индии, в Германи – автомобили, а великолепные шерстяные ковры – в Табасаране. Я имею в виду настоящие, ручной работы ворсовые ковры, пёстрые узоры которых были придуманы много веков назад.



Мы поехали в Дагестан, чтобы как можно больше узнать об этом крае - стране гор - и конечно же не могли не заехать в то место, которое на весь мир славится своим ковровым производством - Табасаранский район. Между прочим, табасаранцы являются единственным народом России, которые продолжают заниматься традиционным видом национального искусства - ковроткачеством.

Известный скепсис о «фотографии на фоне ковра» породил несправедливое отношение к нему как к ненужной, давно устаревшей вещи. К тому же наши квартиры, в которых каждый стремится выразить свою индивидуальность, всё менее становятся похожими на жилища наших предков - и часто наполняются бессмысленными вещами.

Но жизнь летит очень быстро, и с годами начинаешь постигать ценность тех вещей, которые были придуманы много поколений назад. Мы с Янкой давно уже поняли, что ковёр в доме - вещь полезная, поэтому стали задумываться над тем, где бы его раздобыть. Поездка в Дагестан оказалась как нельзя кстати, став для нас своеобразным паломничеством за ковром.

Табасаран встретил нас великолепными пейзажами гор. Сочные краски зелёных долин, освещённых косыми лучами солнца, выглядели особенно торжественно на фоне надвигающихся свинцовых туч. Мы ехали в гости в один из многочисленных домов, где делают ковры, а в этом как раз заканчивали работу, начатую ещё полгода назад. Хозяева согласились нас подождать, чтобы мы смогли своими глазами увидеть завершение многомесячного труда нескольких мастериц. Мы конечно же спешили. По дороге Магомет - наш дербентский друг, который и организовал эту поездку - рассказывал историю Табасарана и в частности историю ковроделия.


Когда-то ковры были не такими нарядными, как сейчас, и служили вовсе не для украшения комнаты. Кочевые народы, населявшие страны Востока, стали делать их для своих жилищ в первую очередь как функциональную вещь, которая помогала бы хранить в доме тепло, без труда перевозилась из одного места стоянки в другое и при этом служила бы много лет. Со временем ковры стали покрывать узорами, которые делались всё более сложными и изящными, и по их убранству можно было судить о благосостоянии хозяина. Ковры стали предметом роскоши, не теряя при этом своих первоначальных качеств, и из бедных хижин перекочевали в дворцы восточных правителей и влиятельных богачей.

Сегодня ковры обязательно есть в каждом дагестанском доме: в семьях победнее лежат сумахи - безворсовые коврики, а в зажиточных домах полы устланы просто великолепными экземплярами - толстыми, с высоким ворсом и очень приятными на ощупь. Мы, заходя к кому-нибудь в гости, обычно не обращали на них особого внимания, пока не приехали в Табасаран и не узнали о том, сколько времени и труда стоит один такой шедевр.


Нас встретила Умганат Сулейманова - местная жительница, поэтесса и просто хороший человек. Ковры здесь делают почти в каждом доме - если не для продажи, то просто для себя. Умганат не исключение: говорит, когда плетёт ковёр - отдыхает душой.











Мы отправились в следующий дом, где пятеро мастериц заканчивали ткать большой ковёр. Работа над ним велась более шести месяцев!



Сняв по обычаю обувь перед крыльцом, мы по очереди протиснулись в маленькую комнатку, половину которой занимал станок. На нём был натянут очень красивый, почти готовый ковёр, а перед ним на низкой скамейке сидели женщины. Понять что-то в сложном переплетении разнообразных ниток и вспомогательных палочек просто невозможно. Назначение некоторых инструментов и вовсе не ясно. Женщины улыбаются, видя наше замешательство - они-то не глядя могут вязать свои сложные узелки, попутно рассказывая нам о своей работе и на примере показывая тонкости ремесла.




Чтобы сделать ковёр, для начала готовят основу: плотные хлопчатобумажные нити туго и тесно натягивают на раму параллельно друг другу. Затем к станку садятся несколько женщин - и начинается основная работа. Оперируя специальным крючком, они завязывают вокруг каждой нити особый узелок из цветной пряжи. Скорость, с которой движутся руки мастериц, фантастическая - так что невозможно уловить, как именно они завязывают узел.

Когда закончен ряд, его прессуют специальным тяжёлым гребешком, а неровные концы обрезают большими ножницами. Таким образом образуется определённой глубины ворс. Чтобы не ошибиться с рисунком, женщины сверяются со схемой по шпаргалке, а самые опытные ковровщицы знают узор на память.



Особое внимание в ковровом деле уделяется пряже. Самым ценным считается ковёр, сделанный из крашеной натуральными красителями шерсти. Как получить тот или иной цвет известно с давних времён - ведь раньше не было искусственных красок. Самые разнообразные цвета можно получить из растений и минералов, а также из некоторых насекомых.

Например, традиционный для дагестанских ковров красный цвет добывают из корня растения марена. Также многим знаком такой естественный краситель как хна, из которого получается красивый оранжевый цвет. В наши дни чаще используются синтетические красители. Это делает ковёр немного дешевле, так как не тратится огромный труд на сбор и обработку компонентов натуральных красителей, однако качество ковра от этого не уменьшается.



За рассказом женщины закончили свою работу. Одна из них разрезала нити-основы - и красивейший ковёр торжественно перенесли во двор для его первой фотографии. Теперь он должен отправиться к своему владельцу, которому прослужит не менее 300 лет - нетрудно представить, сколько будущих поколений увидит этот ковёр.






Когда мы приехали в гости к Мигдету Гаджиевичу, мы уже поняли, что уехать из Табасарана без ковра у нас не получится - это было как раз то единственное место, где нужно совершать подобные приобретения. Мигде, в прошлом директор местной школы, а сегодня - человек, который вместе со своей семьёй пытается сохранить в районе ковровое производство, также рассказал нам немало интересного.

С древних времён табасаранцы занимаются ковроделием, и ковры здесь ткали в каждом доме – и для себя, и для продажи. Мастерство передавалось от старших младшим: девочки с раннего детства смотрели, как работают мамы, и молодыми женщинами уже становились опытными мастерицами. В табасаранских семьях женщины были основными кормильцами семьи, так как зарабатывали много больше мужчин.

В советские годы в Табасаране было налажено организованное производство ковров. Их стали ткать не по домам, а в одном большом ковровом цехе, куда приходили работать практически все женщины селений. В наши дни этот цех ещё работает, но уже далеко не в полную силу, а большая часть ковровщиц снова вернулась к работе дома.

Ковровый цех.









Пока мы слушали Мигдета Гаджиевича, к нам вышла его мама Аминат - девяностолетняя женщина, которая считалась лучшей ковровщицей в селе.
- Дети до сих пор заставляют меня работать,- шутливо жалуется Аминат, показывая на своё вязание. Дети смеются, переводя нам со сложного табасаранского языка слова матери.

Наконец, на двор вынесли ковры, которые были сделаны женщинами этой семьи. Мы щуримся от ярких красок, усиленных солнцем, и, переглядываясь с Янкой, понимаем, что наш ковёр наконец-то нас нашёл и сейчас как раз лежит перед нашми. Через несколько минут в багажнике нашей машины уже лежал аккуратный свёрток, который мы собирались развернуть уже в Москве, в своей квартире.

Весь оставшийся вечер мы провели в гостях у Гаджимурата, главы Табасаранского района, где подняли не один тост за гостей и хозяев, за детей и родителей, за Дагестан и Россию в целом и ещё много-много за что, о чём сейчас уже трудно вспомнить. Сейчас, когда я дома пишу этот пост, я с удовольствием ещё раз говорю спасибо всем табасаранцам, которые проявили к нам столько искреннего гостеприимства, а также тем, кто помог нам приехать в Табасаран.




Я хочу вам рассказать историю про плетения ковра, силами самих детей и средствами… да всем тем, что им уже мало и от чего пора бы уже избавиться - ненужной одежды.

Отмечу: из новых благородных ниток и тканей можно сделать тоже самое, даже, могу поспорить, выйдет и покрасивее. Но в чем особое удовольствие - сделать красиво из совсем безнадежного. Это к вопросу используемых материалов. А остальные плюсы вы, несомненно, рассмотрите, когда поймете, как это просто, и как нравится детям сам процесс, а вам - результат.


Итак, начнем?
Смотрите, что я нашла в сарае:


Неужели у вас на даче или рядом не завалялось чего-то подобного? Да, возможно это когда-то и была рама для окна, но меня такая история не устраивала. Мне же нужна была основа для плетения ковра:)
А для этого необходимо сделать крепления для поперечных рядов, выглядит это примерно так:
(расстояние 5 см, сверху и снизу)


А в домашних условиях почему бы не взять любую рамку, даже от фото или картины? Или даже спортивный обруч (это я сама подсмотрела на просторах, тогда коврик будет круглым).
В разных руководствах по домоткачеству говорится о том, что: «… сделайте расстояния между рядами 0,5-1 см». Но, на самом деле, отталкиваться необходимо от используемых материалов. В моем случае, это были трикотажные полосы шириной 3-4 см и канва из хлопковой косой бейки 1 см. Трикотаж вещь хорошая, но в ковриках лучше заложить нерастяжимую основу, например, продольные хлопковые нити. Тогда он, если и будет немного гулять, то только по ширине, не теряя своей основной формы.
Вы спросите, где взять трикотажные полосы? Все очень просто, перебираете гардероб и все трикотажное (любое вообще), что не представляет совершенно никакой художественной и практической ценности, режете преспокойно на лоскуты (а вы думали откуда появились самые настоящие бабушкины коврики?). Майка, футболка, юбка - режется вместе с боковыми швами, начиная от края изделия и по спирали вверх. А если углубиться в тему и придумать рисунок, то материалами для расскрашивания ковра может стать все, что угодно, даже искусственный мех или пряжа. Чем необычнее фактура, тем гарантированно необычнее получится результат.
У меня это выглядело вначале так:


Здесь и дальше я предлагаю перейти на черно-белый формат, когда будут вечерние фото, чтобы не травмировать вас беспощадным рыжим цветом. Все потому что занятие это, домоткачество, настолько медитативное и расслабляющее, что им сам бог велел заниматься вечерами. И мы эти вечера проводили с большим удовольстивем за станком. Но увы, деревянный фон и плохое освещение с успехом сделают из любой фотографии шикарное рыжее нечто.
Поэтому, добро пожаловать в сумерки:)
Пока вы режете на лоскуты все, что только попадается под руки, детям можно предоставить их часть работы, сматывать в клубки нарезаные нитки:
Монтессори и не снилось, как замечательно работает мелкая моторика в простом сматывании клубка.


Потом, если случайная вещь оказалась ненужного цвета, кидайте ее в краситель, хуже уже точно не станет. В детском варианте вообще, чем ярче, тем веселее. У меня были красители Батик для ткани, но для коврика это слишком жирно. Но это у меня выбора не было, я же в деревне. Поэтому вам я рекомендую выбирать для покраски более экономичные и простые красители.


Потом, сушим наши макаронины:


Хотя, вот вы можете не повторять моих ошибок, а просто сначала покрасить саму ткань, а потом ее нарезать, ведь так? :)
Я потом тоже к этому же выводу пришла, но фотографию макарон все-таки добавлю.
А потом у нас самое приятное. Фиксируем поперечную хлопковую канву на сделанные нами крепления.
Берем в руки первый клубок и… а дальше не помню. Очнулись - коврик.
Ну почти так, честное слово:) Захватывает совершенно! Даже ребенок с абсолютно неусидчивым темпераментом (от слова вообще) прилип к станку на несколько дней. Да, вышло не абсолютно идеально, но в таком изделии это, во-первых, совершенно незаметно, а во-вторых, представляете какая гордость у человека от осознания своих результатов? Не каждое дело приносит такое удовольствие и такой легкий, приятный результат.
Но давайте вернемся к процессу.
На поперечных нитях основы начинаем вести первый продольный ряд. Здесь все просто: завязали узелок и дальше через одну нить продеваем клубок. Причем клубок желательно не очень большого размера, так, чтобы удобнее было его продевать через ряды.


Закончили ряд и дальше в обратном, шахматном порядке, не разрывая нити (связывая конец одного клубка с другим), прядем до нужного нам размера. Каждый ряд пятерней, как гребешком, прижимаете к предыдущему.


Вот это все за один присест сделала одна принцесса почти шести лет:


А дальше, пока она отвлеклась, я не смогла остаться в стороне и тоже с огромным удовольствием помедитировала. Примерно на 20 см:) Я оказалась такая не одна, любопытных набежало целая комната. Такой ажиотаж.
Рыжий кот на рыжем фоне - это нечто.

Когда были изобретены искусственные красители, производство ковров, да и сами они, сильно изменились (натуральная краска сохраняет долгое время сочные цвета). Постепенно дешевые красители стали вытеснять сложный, дорогостоящий и трудоёмкий процесс ручного изготовления красок и покраски нити.Это сильно сократило время производства нити и цену за такой ковёр. Одно время мастера пытались бороться с этим, но проиграли. Известен исторический факт, когда в мире начали использовать искусственные красители, иранский шах издал указ, строго запрещающий использование таких красителей для персидских ковров.
Нарушившему этот указ, отрубали правую руку! Но это не спасло ручное ковроткачество, и сейчас на рынках и в магазинах вы видите 99% ковров изготовленных на искусственных красителях.
Думаю, вы уже поняли, сегодня я рассказываю про ручное производство ковров, которое существует в Дагестане, и чтобы сделать один большой ковёр, в общей сложности, тратится около двух лет. В эти два года входит сбор трав и кореньев, их сушка, перемалывание. Потом сама покраска и сам процесс изготовления ковра. Пришлось изрядно попотеть, чтобы снять покраску ниток.

Мастерская по покраске нити находится в частном доме. Кстати, на втором этаже живёт семья и, я надеюсь, они не сильно страдают от того, что у них творится в подвале. Сама покраска бывает не часто, и нам очень повезло оказаться в Дагестане в это время. Как правило, нити красят раз в месяц, а то и в два месяца. Процесс варки происходит в полуподвальном помещении, где стоит несколько котлов. Если летом на улице очень жарко, то там невыносимо жарко и к тому же очень влажно. Две три минут съёмки и эффект сауны обеспечен.

На самом деле, ручное ковроткачество было давно утеряно в этих краях и потребовалось много лет, чтобы восстановить и даже где-то по новой изобретать и воссоздавать условия. Только на поиски красителей ушло больше четырёх лет, ребята ездили по разным странам и смотрели, как работают там мастера, перенимали опыт и, в итоге, сегодня можно любоваться красивыми коврами высочайшего качества и, что самое главное, полностью сделанными руками.

Всё начинается с заготовки красителей. Их собирают в разное время, там тоже свои особенности и секреты, когда сок идёт, когда не идёт, когда пигмент такой, а когда недостаточно яркий, всё это было экспериментальным путём опробовано.

Добытый материал сушат, измельчают и хранят в мешках на импровизированном складе, который устроили у себя же дома. На отдельное помещение у ребят нет денег, эти ковры вообще производятся больше на энтузиазме.

Собственно, начало покраски. В почти кипящую воду засыпаются размолотые растения. Небольшое время варятся и потом закидывают пряжу. Пряжу надо закидывать всю и сразу, иначе будет разброс по цвету. Даже если закидывать всё сразу, бывает так, что часть пряжи более светлая, а часть темнее. Впрочем, это только добавляет оригинальности ковру)

Время варки зависит от того, какой цвет нужен (какие красители используют) и смотря какая интенсивность цвета нужна. Нити не заготавливают впрок, а на конкретный ковёр.

В подвале действительно нереально жарко. Пять минут и я мокрый весь. Но я то могу выйти и покурить, а ребятам надо там торчать полдня если не весь день. Помогает душ из холодной воды.

В нашем случае, через час нитка жёлтого цвета готова, теперь её надо промыть. Первая промывка происходит ещё в котле, затем её загружают в большую “стиральную машину” где она бултыхается ещё минут 15-20.

Теперь на просушку на задний двор, который практически весь увешан разноцветными мотками нити.

Нитка скоро высыхает и теперь её можно упаковывать в мешки, которые будут доставлены в “мастерскую”. Пряжей занимаются в нескольких деревнях. Работы у деревенских жителей практически нет, и эта “фабрика” если можно так сказать, единственное место, где есть рабочие места. Мастера, вернее мастерицы, которые делают ковры на дому, не в счёт. Впрочем, зачастую они покупают нитку не с синтетическим красителем, а натуральную. Мы отправились в село Кожерек табасаранского района, что бы посмотреть как там идёт процесс.

В цеху стоит несколько станков, и ни один из них не простаивает. Над одним ковром работает от трёх до пяти женщин.

Так делают основу ковра.

И сидят девчонки, женщины и прядут, прядут. Совсем не простая работа.

Основной инструмент, вот такой незатейливый крючок.

Заглянули в частный дом к мастерице.

Только на изготовление этого ковра, относительно небольшого, у этой женщины ушло 3 месяца. При этом надо следить за домом, у неё двое детей и целое хозяйство. Тут работают не покладая рук, чтобы была возможность жить достойно. В принципе, можно было бы выращивать скот и какие то фрукты-овощи, но все попытки продавать на базаре в городе, пресекаются перекупщиками. А смысл сдавать мясо за три копейки. Кстати, на эту ситуацию жаловались во многих сёлах.

Вокруг села шикарные леса, поля, пастбища. Мне тут очень понравилось.

Дальше мы снова вернёмся в Махачкалу. Так сказать, надо добить тему ковров.
После того как его сделают, его надо тщательно вычистить и обжечь! Это делается для того, чтобы убрать лишний ворс. После обжига его начинают стирать, и длится этот процесс не меньше часа.

Пока ребята работают, я наслаждаюсь виноградом, который растёт прям тут же во внутреннем дворе дома.

Ковёр огромный. Надо представлять, в каком интерьере он будет смотреться гармонично. Цена его на первый взгляд тоже удивляет 650 тысяч, но вспомнив весь процесс и время, затраченное на работы, становится понятно, что не так и дорого он стоит. Хотя, заводские ковры будут стоить на несколько порядков меньше. Тут, как говорится, кто во что вкладывает деньги.

После помывки, ковёр надо просушить и он готов на продажу. Нас даже пригласили снять дом, интерьер, в котором он будет теперь жить. Не уверен, успеем ли мы закончить поездку и заскочить в гости к новому владельцу ковра, но было бы интересно. Многие, кстати, рассматривают покупку таких ковров как вложение денег. Кстати, огромное количество старых ковров ручной работы было скуплено и через Турцию ушло на запад. Благодаря тому, что некий американец создал каталог орнаментов используемых на коврах, теперь можно восстановить этот промысел.

Ковры создавались рукотворно на протяжении многих веков. Чтобы создать эксклюзивный аксессуар для декорирования собственного жилища можно использовать самые различные материалы в виде ниток и пряжи, веревок и пластиковых пакетов, крышек, махровых полотенец, камешков из моря, пробок и т.д.

Первое, о чем можно сказать, начиная мастер класс о том, как сделать коврик своими руками, это проявление фантазии, приложение усидчивости и терпения, и тогда, уникальное изделие получится сотворить без труда.

А если наполнить коврик съемной прокладкой в виде абразивного наполнителя, то из декоративного он превратится в массажный.

На фото ковриков видно, что напольное покрытие своими руками возможно изготовить из заранее подготовленных помпонов или нитей ворса, путем вязания, плетения или соткать.

Вязаные напольные изделия

Для изготовления вязаного изделия необходимо подготовить следующие материалы

  • картонные полотна,
  • маркерный фломастер,
  • нитки различной толщины,
  • ножницы,
  • крючок номером 7 и выше (можно заменить спицами).

Первоочередно набираются воздушные петельки в том количестве, которое соответствует прямоугольному размеру будущего ковра. Чтобы изготовить круглое изделие достаточно набрать пять воздушных петель, соединить их кольцом, а далее, прибавляя их по кругу, обвязывать заготовку.

Для удобства придумали технику «пэчворк», когда заготавливаются несколько частей полотна, а затем все они сшиваются в единое изделие.

Изделия из помпонов

Для изготовления коврика из помпонов следует обзавестись:

  • пряжей,
  • крючком,
  • ножницами,
  • строительной сеточкой разбитой на ячейки, которая будет служить основой ковра.

Помпоны из ниток изготавливать просто. Для этого на пальцы или картонные заготовки наматываются нити.

Плетеные модели

Уникальное плетеное изделие изготавливают из плотного картона в основе коврика, разноцветных ниточек разной толщины и бечевки. Круг разделяют на 32 сектора, которые обозначаются карандашом.

Нити переплетаются с бечевкой от центра, при этом необходимо следить за плотностью рядов. В конце работы картон удаляется.

Тканный экземпляр

Для тканного процесса необходимо подготовить:

  • рамку,
  • палочку,
  • нити для основы и ворсинок,
  • полоска размером 3 на 20 см из картона,
  • ножницы,
  • толстая иголка.

Сотканные напольные полотна состоят из нитей продольного и поперечного направлений, которые пересекаются между собой в порядке шахмат.

Такое изделие получается с одинаковым изображением с обеих сторон, поэтому может быть двусторонним.

Тканевые и меховые коврики

Из мягких тканевых подушечек в форме шариков можно изготовить привлекательный коврик. Для этого подготавливаются заготовки.

Обратите внимание!

На серединку каждой их них выкладывают кусочек синтепона и сшивают края по нужному диаметру. Получившиеся шарики закрепляют между собой.

Старые вещицы

Коврики из старых вещей может изготовить каждый, у кого накопились ненужные майки, футболки и другие вещицы из трикотажа.

Для работы понадобятся:

  • строительная сеточка, разбитая на крупные ячейки,
  • толстый вязальный крючок,
  • полоски, нарезанные из старых вещей.

Под подготовленную сетку в центре подкладывают полоску ткани, а концы выводят наружу с помощью крючка и туго завязывают. Рядышком таким же способом продевают следующую полосу и также затягивают узлом.

Вязка осуществляется по спирали, пока вся сетка не будет заполнена. Из таких полосок можно заранее сделать косички и выкладывать ковер из них.

Обратите внимание!

Лоскутные полотна

Для изготовления лоскутных самодельных ковриков нужно приобрести материалы в виде основы под изделие, ножниц, лоскутов, иголки, тканевого клея и ленты клейкой.

Отдельные лоскутики сшиваются в длинную ленту, потом режутся на полосы, из которых плетут косы. Затем эти косы укладываются рядками вплотную и сшиваются нитками.

Полотно из двух контрастных ковриков

Использую два напольных изделия различных цветов, возможно создать уникальный экземпляр с принтом «зебра».

На более темном полотне намечают будущие светлые полоски. Из светлого коврика вырезают нужные разводы. В темном ковре делают такие же вырезы в местах, где будут размещены светлые.

Потом все заготовленные элементы склеиваются лентой. Такой необычный и мягкий экземпляр может стать любимым ковриком для детей.

Галечный ковер

Изготавливается такой массажный коврик из гладкой гальки, резинового коврика, качественного клеевого состава.

Обратите внимание!

Перед наклеиванием камешков на резиновую основу, их следует хорошенько промыть и высушить.

Иные материалы для создания ковров

Коврик, полученный путем склеивания цветочков, сделанных из денежных купюр.

Ковровое полотно, связанное из полосок, вырезанных из полиэтиленовых цветных пакетов.

Экземпляр из пластиковых бутылочных крышек, которые скреплены леской.

Покрытие, изготовленное из винных пробок.

Фото ковриков своими руками