Субкультура как фактор и механизм социализации. Субкультуры: список от а до я и их влияние на общество

И ВОСПИТАНИЯ

Изучение молодежных субкультур довольно проблематично без уяснения лежащего в его основании термина «культура», под которым обычно понимают присущую конкретному обществу систему ценностей, представлений о жизни и поведении. Традиционно культура в качестве социального феномена исследуется различными науками, каждая из которых пытается обобщить и сформулировать свой подход к ее осмыслению. В настоящее время только определений этого понятия насчитывается больше трехсот.

В рамках социологического подхода культура рассматривается как компонент общественной среды и ее организующее начало, образ жизни народа и сложная система общественных норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования. Другими словами, для социологов культура - это общественный уклад, которому подчиняются как отдельные члены общества, так и целые социальные группы.

Если для отдельного индивида понятие «культура» - это в первую очередь музыка, кино, живопись, литература, то для социолога - это способы проведения досуга, церемонии и обряды, манеры и стиль поведения членов конкретного общества. Когда социологи говорят о культуре, то чаще всего они имеют в виду ее элементы, которые формируют целостную картину общества, на фоне которой проходит жизнь людей.

Как отмечается в современных социологических ис-следованиях, для нынешних поколений молодежи типи-чен прагматичный подход к культуре, которая в их сознании ассоциируется в первую очередь с особым стилем мышления и проявляется как способ регулирования отношений между людьми. Понимание культуры как знания и деятельности у современной молодежи отходит на второй план, а сама культура рассматривается как характеристика не волне приспособленного к жизни человека. Таким образом, концепт «культурный человек» для современной российской молодежи - облик человека, знающего приличия, тактичного и воспитанного, умеющего себя вести и обладающего высоким уровнем нравственности, но неуспешного в жизни, непредприимчивого, не умеющего зарабатывать деньги.

Ускоряющееся развитие техники, урбанизация и разделение труда, социальное неравенство и криминализация общества во многом предопределяют наступление технологической стадии культуры, при которой на передний план выходит ее продуктивная функция. Достижение успеха в профессиональной или личной сфере сегодня напрямую связывается с обладанием тем или иным техническим устройством, принятым в качестве образца. Набирают обороты процессы, когда общество создает культуру посредством принятия новых форм деятельности, общения, сознания, за которыми закрепляются функции образцов. Последние в итоге определяют наш быт, досуг, правила участия в трудовых коллективах, способ общения или тип социальных отношений.

Для большинства индустриальных стран мира сегодня характерно культурное многообразие, или мультикультура, что в свою очередь приводит нас к возникновению обществ со сложносоставной культурой, носители которой могут отличаться не только этническим происхождением или языковой средой, но и отождествлять себя с целым спектром направлений человеческой жизнедеятельности, для описания и обозначения которой социологи используют термин «субкультура». Данный термин не следует отождествлять с другими близкими по звучанию понятиями, которые сосуществуют параллельно, иногда пересекаются, но никогда не сливаются в единое целое. Речь идет о таких понятиях, как «культура для молодых» и «контркультура».

Первая создается для молодежи индустрией развле-чений и является массовой, навязываемой обществом и апеллирующая к простейшим биологическим реакциям и потребностям молодого человека. Отличительное свойство второй - наличие значимого врага и деструктивная деятельность до полной победы над ним.

Широкое распространение термин «субкультура» получил в 60-70-х гг. прошлого века в связи с исследованиями молодежных беспорядков в университетах США и Франции, однако сам термин появился в научной литературе значительно раньше - в начале века.

Прообразом современных субкультур в сегодняшнем их понимании считают «Блумсберийский кружок» (Bloomsbury group) - группу выпускников Университета в Кембридже (Великобритания), объединенную дружескими и творческими отношениями. В группу входили интеллектуалы, писатели и художники, среди которых отдельно можно выделить английскую писательницу В. Вулф. Члены группы отстаивали принципы художественного поиска, независимости в жизни и искусстве и тем самым противостояли викторианскому ханжеству той культурно-исторической эпохи.

Первые субкультурные объединения молодежи были связаны с музыкой: свингом в Америке в начале 20-х гг. прошлого века, джазом в послевоенный период в Европе, музыкой «Битлз» в 60-70-е гг. XX в. - практически повсеместно. Примерно в то же самое время в СССР появляется первая субкультура «стиляг».

Так что же такое субкультура? В самом общем виде это неформальное объединение людей на почве общих интересов. Сразу отметим, что под данное определение может попасть любая локально-специфическая группа, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, со сложившейся внутри самой группы системой ценностей, установок и моделями поведения.

Поскольку понятие субкультуры применимо к любой части населения, которая отличается от основной массы по принципу этнической, тендерной, сексуальной, профессиональной и собственно культурной принадлежности, мы можем говорить о том, что в каждом конкретном обществе существует большое многообразие субкультур, однако наиболее устойчивую форму и частое применение в различного рода исследованиях приобрело словосочетание «молодежная субкультура», зачастую рассматриваемое как девиантное или отождествляемое с лицами, характеризующимися отклоняющимся поведением. Данный факт объясняется тем, что достаточно продолжительное время понятие молодежной субкультуры концептуализировалось в рамках социологии девиантного поведения для обозначения культуры наркоманов и преступников. Намного позднее в объектив исследователей, рассматривающих эту проблему, попали выходцы из рабочих кварталов, подростки и молодежь из неблагополучных семей.

Впервые термин молодежная «субкультура» использовал К. Мангейм в своей работе «Диагноз нашего времени» (1943), в которой в самом общем виде были представлены характерные черты и принципы типологизации молодежных субкультур. Именно в молодежной среде, по мнению социолога, происходит формирование «духа общности», новых моральных императивов и эстетических норм, которые со временем становятся всеобщим достоянием.

Среди других ученых, рассматривающих проблему молодежных субкультур и указывающих на реальность ее существования, можно назвать Т. Парсонса. Американский социолог рассматривал молодежную субкультуру как специфическую часть системы социализации личности. По его мнению, наличие молодежной субкультуры позволяет создавать элементы эмоциональной устойчивости во взаимоотношениях молодых людей и со взрослыми, и ровесниками, а также дополнять приобретенные знания в системе образования полученными навыками внутри конкретной молодежной субкультуры.

С точки зрения отечественных социологов молодежная субкультура, рассматриваемая ими как специфический социокультурный феномен, является продуктом XX в. и прежде не существовала, поскольку о молодежи в дореволюционной России как о массовой социально-демографической группе можно было говорить с известной долей условности. Возникновение молодежных субкультур российскими исследователями трактуется как результат деятельности молодежных сообществ и осознание ими собственных интересов, которые далеко не всегда совпадают с интересами других социальных групп.

Сегодняшние представления о молодежных субкультурах в значительной степени эволюционировали с момента их возникновения, и в настоящее время они далеко не всегда рассматриваются исследователями в качестве противопоставляющих себя другим формам господствующей в обществе культуры. Например, А. И. Кравченко, говоря о субкультуре, отмечает ее как включающую в себя ценности доминирующей культуры и добавляющую к ним новые ценности, характерные только для нее. В конфликте с господствующими ценностями, по мнению этого социолога, находится контркультура, которая и противостоит доминирующей культуре общества.

Как отмечают многие авторы, работающие над дан-ной проблемой (А. В. Мудрик, А. И. Шендрик), широкое использование понятия «молодежная субкультура» представителями как западной, так и отечественной науки, появление ряда теорий, в рамках которых данный социальный феномен получил свое описание, привело к тому, что на сегодняшний день ни в зарубежной, ни в российской научной литературе нет единой точки зрения по вопросу сущности молодежных субкультур и причин их возникновения; более того, отсутствует общепринятое определение рассматриваемого термина.

Большинство определений молодежной субкультуры как особой формы организации молодежи с относительно автономным существованием внутри нее акцентируют внимание на общности идеологии, ментальности, символики и атрибутики во внешнем виде, норм и моделей поведения.

Необходимо отметить, что молодежную субкультуру можно рассматривать как один из вариантов культурной дифференциации современного общества, и ее включение как части объективно обусловленной социальной реальности порождает целый ряд попыток типологизации данного явления.

Каждый вариант обозначения предполагает акцент на одной из сторон изучаемого явления: символах, атрибутах, идеологии, социальной активности или направленности деятельности. Известны типологизации молодежных субкультур, в соответствии с которыми представители одних молодежных миров практически не пересекаются с другими. Однако очевидным представляется их сосуществование в рамках единой культуры общества. Например, субкультура рэперов сосуществует с субкультурой любителей граффити, субкультурная общность панков пересекается с субкультурой скейтеров.

Более того, А. В. Мудрик отмечает нейтральность термина «субкультура», который, по его мнению, может отражать различные реалии социальной жизни, а значит молодежные субкультуры могут быть как просоциальны-ми, так и асоциальными, антисоциальными и даже контркультурными. Однако основное внимание исследователей сосредоточено на асоциальных и антисоциальных субкультурах и очень мало работ посвящено просоциальным субкультурам.

В качестве примера А. В. Мудрик приводит названия более или менее автономных молодежных субкультур, которые стали объектами наблюдения студентов Московского государственного педагогического университета (МГПУ) в 2006-2010 гг. Под руководством А. В. Мудрика и М. В. Никитского изучались просоциальные субкультуры молодых евангельских христиан-баптистов, студенческого общежития, любителей японской культуры, любителей водного туризма и др.; «балансирующие» на грани про- и асоциальности: субкультуры любителей стритбола и трейсеры; из числа асоциальных: субкультуры толкиенистов, ролевиков, играющих в онлайн-игры, флешмоберов; антисоциальные: футбольные фанаты и со-блазнители-пикаперы. Кроме того, изучались субкультуры работников малых предприятий и нескольких крупных предприятий.

Таким образом, большинство субкультур могут быть охарактеризованы по ряду относительно автономных параметров (по А. В. Мудрику):

■ по степени локализации: транснациональные (от хиппи до эмо), локализованные в одной стране или группе стран, региональные, поселенческие, групповые (в организациях и неформальных группах);

■ по практическим основаниям: профессиональные, социально статусные (например, деление на «синие» и «белые» воротнички или «новых» и «старых» русских), имеющие в своей основе хобби, фанатство, религиозную принадлежность или некую идеологию;

■ по направленности: просоциальные, асоциальные, антисоциальные и контркультурные;

■ по степени открытости для вхождения: массовые открытые, автономные, профессиональные, закрытые экстремистские и криминальные и др.;

■ по мере оформленности: имеющие все признаки субкультуры, почти все или только два-три признака.

Таким образом, по отношению к главенствующей культуре все остальные культурные общности можно считать субкультурами со своим ограниченным кругом последователей, ценностями и представлениями, оформленными в виде правил или поддерживаемых в виде неоформленных письменно легенд, историй и пр. Можно сказать, что субкультуры возникают как реакции на социальные и культурные потребности общества и могут отличаться как позитивным настроем по отношению к последним, так и негативными и делинквентными реакциями на существующую в обществе культуру. Маркирование субкультур по принадлежности к молодежной среде является лишь одним из множества способов обозначения разнородности субкультурных общностей в рамках социума. Другой отличительной особенностью субкультурной молодежи является ее дистанцированность от большинства в силу разных причин: возраста, отсутствия у нее экономической и социальной самостоятельности, наличия особого типа мировоззрения или постоянного поиска себя и своего места в обществе.

Отдельно следует сказать о влиянии молодежных субкультур на социализацию в подростковом и юношеском возрастах. В частности, А. В. Мудрик отмечает, что «субкультура влияет на социализацию человека постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для него». Другими словами, чем чаще ценности и нормы отдельного молодого человека совпадают с ценностями и нормами значимой для него субкультурной группы, тем эффективнее последняя влияет на процесс социализации. Данный процесс протекает стихийно, что позволяет рассматривать его в качестве специального или специфического механизма социализации. Данный факт не умаляет значения стихийной социализации, и в зависимости от характера конкретной субкультуры, ее влияния на своих членов, других факторов она может иметь более или менее обширный вектор воздействия: от позитивных изменений в структуре социализируемой личности до формирования саморазрушительных компонентов, криминализации норм, ценностей и установок молодого человека.

Молодежную культуру можно считать как способом обособления юноши или девушки по отношению к обществу, так и параллельно способом приспособления к нему. Иначе говоря, молодежная культура «становится одной из ступеней автономизации, что и определяет ее влияние на самосознание человека, его самоуважение и само-восприятие».

Рассмотрим ряд общих признаков для молодежных субкультур, которые способствуют протеканию процессов стихийной социализации в среде молодежи:

■ следование моде как желание внешне выделиться, отделиться от мира взрослых, показать свою принадлежность к обществу сверстников;

■ использование жаргона (сленга) и сниженной лексики выступает как пропуск, своеобразный пароль в субкультуру;

■ музыка позволяет пережить, выразить и оформить свои эмоции, в какой-то мере компенсирует словарную недостаточность используемого жаргона;

■ элементы фольклора и эстетические пристрастия (условное название) выступают своеобразным барьером молодежных субкультур, защитой собственной идентичности от обезличивания;

■ поведение и образ участника молодежной субкультуры (манеры, походка, жесты, позы) формируются под действием вышеперечисленных признаков и служат общей характеристикой субкультурной общности для обывателя.

Подводя итог, необходимо отметить, что влияние молодежной субкультуры на стихийную социализацию ее участников определяется той степенью свободы, которая данная субкультура предоставляет, и степенью зрелости самой личности. Тогда содержанием стихийной социализации становятся различные стратегии поведения, логика мышления и стиль жизни, из которых и складывается внешний и внутренний образ молодого человека - члена субкультурной общности.

Еще одним важным аспектом, на который следовало бы обратить внимание, - это роль, которую играют молодежные субкультуры в процессе воспитания, степень их влияния на протекание данного процесса.

А. В. Мудрик подчеркивает, в частности, что на семейное воспитание влияют те субкультуры, в среде носителей которых живет семья. Каким образом проявляется это влияние? С одной стороны, признаки субкультуры, носителями которой являются отдельные члены семьи, могут вполне осознанно культивироваться в процессе семейного воспитания в большей или меньшей степени. С другой стороны, мы можем говорить о возникающих конфликтах внутри семейного сообщества по поводу несовпадения ценностей и норм, привнесенных с помощью признаков субкультуры. Примерно схожим образом роль молодежных субкультур проявляется в процессе социального воспитания, когда речь идет о взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого. В этом случае мы говорим о субкультурах, которые соотносятся с пространством той или иной воспитательной организации.

В контексте организации работы с молодежью повышенный интерес для педагога, социального работника или специалиста по работе с молодежью представляют знания о молодежных субкультурах. Причем речь идет о вполне конкретных субкультурных общностях, участниками которых могут выступать обучаемые подростки и студенты или подопечные из групп риска.

Полезность подобного знания огромна с точки зрения не только общего представления о массовых и автономных молодежных субкультурах, но и для адекватного дифференцирования их на просоциальные, асоциальные или антисоциальные, а значит, неконфликтного построения отношений с воспитанниками, являющимися носителями признаков тех или иных молодежных субкультур, или, наоборот, предотвращения конфликтных ситуаций на почве разнообразия существующих молодежных субкультур. Подобное знание в первую очередь формирует у педагога или социального работника терпимое отношение к субкультурным проявлениям, если последние не име-ют антисоциального характера, способны облегчить реализацию педагогом подходов по социальному воспитанию через активизацию позитивных проявлений, существующих внутри каждой молодежной субкультуры, способствует появлению в стенах воспитательной организации новых субкультурных проявлений, выражающихся в поведении, времяпрепровождении, пристрастиях молодежи.

Общества характеризуются своими особыми правилами и имеют собственную тенденцию развития. Подростки очень сильно отличаются своим мировоззрением, манерой поведения и привычками. В процессе самопознания они пытаются найти свое место в жизни, определиться с целями и понять себя. Довольно часто такие поиски приводят к таким довольно серьезным проблемам, как подростковый алкоголизм и ранняя наркомания. Поэтому влияние субкультур на подростков является одной из самых актуальных проблем, которые тревожат всех без исключения родителей.

Положительные и отрицательные стороны влияния субкультур

Проведенные в последнее время социологические исследования показали, что многие подростки идентифицируют себя как представителя той или иной субкультуры. При этом часть молодежи подвержена сильному влиянию субкультур, которое может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае подростки получают необходимые для жизни в социальном обществе навыки, а во втором - приобретают качества, с которыми общество всеми доступными способами старается бороться.

Подростковые субкультуры помогают молодым людям реализовать свои желания и адаптироваться к взрослой и самостоятельной жизни. Но есть и негативные стороны, такие как жестокость к определенным группам людей. К примеру, скинхеды отличаются расизмом и могут, согласно своей идеологии, совершать преступные действия в отношении лиц других национальностей. Для них в таком поведении нет ничего противоправного, и поэтому они не понимают, что несут ответственность за содеянные ими поступки. В этом случае субкультуры подростков негативно влияют на их мировоззрение, настраивая молодое поколение против других

Разновидности субкультур

Во всех подростковых сообществах существуют не только собственные законы поведения, но и правила, которые предполагают определенного внешнего вида. Отдельные молодежные течения могут шокировать взрослое общество многочисленным пирсингом, необычным цветом волос, странным стилем в одежде, аксессуарах. Довольно часто разногласия между родителями и подростками возникают именно на этой почве. Молодежь не любит, когда вмешиваются в их личную жизнь, а родителям хочется, чтобы их ребенок не выделялся из общей массы.

Субкультура рабочей молодежи - тэдди-бойз

Социальная молодежная группа тэдди-бойз сформировалась еще в начале 50-х годов благодаря относительному улучшению рабочего класса. Эта молодежная субкультура, получившая широкое распространение в послевоенное время, состояла из выходцев рабочего класса с незавершенным высшим образованием и не имеющим высокооплачиваемой профессии. Их стиль был скопирован с одежды и поведения членов высших слоев общества. В классическом варианте "тэдд" выглядел следующим образом: брюки-дудочки, свободный пиджак с бархатным воротником, галстук-шнурок и ботинки на резиновой платформе. Образ был типично мужским, несмотря на свою элегантность.

Представители тэдди-бойз всеми силами стремились поддерживать созданный ими «высокий» статус, что становилось причиной конфликтов, возникающих с представителями других слоев общества. К примеру, были столкновения с более обеспеченными подростками, нападения на элитные молодежные клубы. Имели место и нападения на иммигрантов.

Субкультура квалифицированных слоев рабочего класса - моды

К группе модов себя причисляли подростки, которые после окончания школы освоили рабочие специальности, требующие высокого уровня подготовленности. В действительности мод в идеальном понимании должен был жить роскошно, посещать престижные и дорогие клубы, рестораны и магазины, одеваться в исключительно дорогие вещи. Но для многих такие удовольствия были недоступны, поэтому оставалось лишь пытаться воссоздать идеальный образ. Существует четыре вида модов:

  1. Агрессивный тип в джинсах и грубых башмаках.
  2. Владельцы мотороллеров, тоже в джинсах и куртках с капюшоном.
  3. Моды в костюмах и начищенных ботинках составляли большинство представителей этой субкультуры. Список дополняют девушки моды, примерные на вид и с короткой стрижкой.
  4. Ученики художественных школ, студенты и так далее.

Субкультура - рокеры

Рокеры появились в середине 60-х годов. В эту группу входили в основном подростки без образования или из неполных семей. Основными атрибутами выходцев этой субкультуры были кожаная куртка, поношенные джинсы, большие грубые башмаки, зачесанные назад длинные волосы и татуировки. Разумеется, какой рокер без такого важного элемента, как мотоцикл. Особое место в субкультуре рокеров занимает музыка в стиле рок.

Скинхэды или бритоголовые

Члены этой группы так же, как и рокеры, преимущественно выходили из среды рабочих низкого уровня квалификации. Среди них многие были безработными, малообразованными и с низким культурным уровнем. Бритоголовые носили подвернутые снизу джинсы, большие грубые башмаки и брили наголо головы. К бритоголовым вплотную примыкают футбольные хулиганы. Эти виды субкультур во многом схожи по социальному составу. Объединяет их и агрессивность в поведении, например, связанном с футбольными матчами.

Субкультура панки

В эту группу преимущественно входили молодые люди из неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев населения. Критическое положение молодежи привело к появлению этой субкультуры. Список объединений, состоящих из малообразованных членов общества, пополнили панки. Стереотипы данной группы были тесно переплетены с агрессивным самоутверждением, но, кроме этого, во многом основывался на взглядах, оппозиционных традиционным моральным принципам и ценностям. Изначально субкультура панки использовала для провокации общества внешний вид: необычная окраска волос, странные прически, эпатажная манера поведения и разный стиль в одежде, но со временем стали применяться и более сильные приемы воздействия через темы насилия и смерти.

Движение хиппи

Эта субкультура появилась в США в 60-х годах и очень быстро распространилась по всему миру. В свое время хиппи эволюционировали из битников, представителей среднего класса, которые в течение длительного времени оказывали влияние на выходцев своей группы. Эти американские субкультуры имеют одну общую отличительную особенность - ярко выраженную в словах идеологию. Основными элементами стиля или мировоззрения хиппи было следующее:

  1. Миролюбие и ненасилие. Пацифизм являлся основной идеологией хиппи. Именно поэтому представители этой группы отличались игнорированием власти, аполитичностью, поскольку именно правители разжигают войны и заставляют людей воевать.
  2. Саморазвитие и индивидуализм. Эти элементы были реакцией на серость массового общества.
  3. Сознательное упрощение, то есть переход от обеспеченной жизни к нищете, отказ от материальных благ.
  4. Наркотики, сексуальные эксперименты, путешествия, фестивали, коммуны - все это наиболее яркие особенности субкультуры общества хиппи.
  5. Совместное проживание - это отличительная особенность хиппи, так как другие субкультуры не придерживались такой формы поведения.

Стиляги

Возникла эта молодежная субкультура в СССР в конце 40-х годов 20-го века. Таким образом советская молодежь выражала протест стереотипам общества. Основным направлением стиляг было слепое копирование стиля Запада и США. В то время стиляги внешне больше напоминали карикатуру: широкие штаны ярких цветов, мешковатые двубортные пиджаки, ботинки на толстой подошве и и обязательно носки ярких тонов, выглядывающие из-под брюк. Образ был весьма оригинальным и ярким, о сочетании цветов никто не беспокоился.

Но со временем, ближе к 50-м годам, стиляги немного изменили свой образ. Они стали носить узкие брюки и элегантного кроя пиджаки с широкими плечами, тоненький галстук на шее и, разумеется, набриолиненный «кок». Стоит отметить, что определенный образ был только у парней, девушки-стиляги носили пышные яркие платья либо же зауженные юбки, остроносые туфли и делали яркий макияж. Общество не допускало развития данной субкультуры в СССР и всячески осуждало и преследовало представителей этой яркой группы.

Социальные субкультуры

Процесс социализации подростков в субкультурах общества происходит гораздо быстрее. Такие примеры субкультур, как «зеленые» или «защитники животных» учат молодое поколение помогать природе и заботиться об окружающей среде. Но одной теоретической информации не всегда достаточно для того, чтобы научить подростков ответственности. Нужно на практике показывать работу «положительных субкультур». нужны не только теоремы и аксиомы, а их закрепление действиями и результатом, в ином случае оно не осознает необходимости хороших поступков.

Субкультуры, популярные в современном обществе

Криминальная субкультура (рокеры, панки, эмо, бритоголовые и т.д.) в России уже теряет свои позиции. Негатив и агрессия постепенно выходят из моды. В поисках новых направлений придумывает собственный современный образ. Например, субкультура футеринг не несет в себе негативного проявления, поэтому весьма неплохо воспринимается обществом. Члены этой молодежной группы не носят обувь в любую погоду.

За счет широкого распространения интернета все большие обороты набирает субкультура геймеров. Современная молодежь все чаще прячется от реальности в виртуальном мире. Многие маленькие дети уже уверенно управляют планшетами, ридерами и мобильными телефонами. Но это в основном ложная замена реальных увлечений, которую навязывают им родители для экономии собственных сил и времени. Ведь когда ребенок занят компьютерными играми, он не требует столько внимания и заботы. По сути, проблема этой субкультуры очень глубока, и родителям нужно обязательно принимать определенные меры, если у ребенка наблюдается игровая или компьютерная зависимость.

Отличительные особенности современных молодежных направлений

Субкультуры молодежи современного мира характеризуются увеличением количества деятельных объединений. Кроме того, современная молодежь все больше погружается в просторы интернета. Они ищут в сети своих единомышленников, организую встречи, проводят акции. Можно выделить три социально-ценностные направленности современных субкультур:

  1. Просоциальные направления: субкультура реперы и движение ролевых игр.
  2. Асоциальные направления: панки, металлисты, эмо и хиппи.
  3. Антисоциальные группировки, аналогичные взрослой криминальной субкультуре: скинхеды в радикальной их форме.

Можно квалифицировать субкультуры молодежи и по мере включения деятельности группы в образ жизни молодого человека. Есть поведенческие группы и деятельные. В первом случае подростки придерживаются характерного для выбранной группы стиля в одежде, поведении и общении. Такие направления не характеризуются занятием какой-либо деятельностью. Сюда можно отнести эмо, хипстеров и готов. Другими словами, молодое поколение изменят только внешний образ и стиль поведения.

Деятельные виды субкультур - это те общности, которые основаны на увлечении специфической деятельностью, которая требует той или иной активности. В эту группу можно включить паркурщиков, граффистов, ролевиков.

Что привлекает молодежь в субкультурах

Юношеские субкультуры на личностном уровне - это способ добиться самоуважения и компенсировать негативное отношение окружающих к себе. Недовольство собственным стилем поведения, телом, несоответствием эталонам женственности или мужественности. Субкультуры, список которых огромен и разнообразен, позволяют подросткам придать себе ореол особенности, яркой индивидуальности.

Социально-психологическими причинами считают привлекательность неформального образа жизни, который не требует ответственности, целенаправленности и целеустремленности, в отличие от общепринятых в обществе требований. Есть три возможных варианта последствий влияния субкультуры на социализацию молодежи:

  1. Позитивная направленность, которая проявляется в социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации и экспериментировании с образами, поведенческим стилем и так далее.
  2. Социально-негативная направленность, которая обнаруживается в присоединении к субкультурам криминального, экстремистского характера, наркотикам и алкоголю.
  3. Индивидуально-негативная тенденция проявляется в бегстве от реальности, в оправдании своего инфантильного поведения, избегании культурного и социального самоопределения.

Какие направленности преобладают в конкретной субкультуре определить достаточно непросто. Тем более сложно заметить, как она влияет на образ жизни человека. Современные течения привлекают молодежь своим разнообразием и вызывающим видом и поведением. Но стоит отметить, что принадлежность к определенной социальной группе - явление, как правило, кратковременное. В основном увлечение субкультурами начинается в 13 лет и к 19 годам проходит. К этому возрасту человек меняет свои увлечения или переосмысливает Но есть и исключения в возрастных рамках, например, субкультура рокеров не имеет временных ограничений. Среди представителей этой общности можно встретить и зрелых людей, а иногда даже пожилых. Они остались верными своим подростковым увлечениям и все так же слушают рок или играют в музыкальных группах. Как правило, к субкультуре рокеров относятся те люди, которые и в зрелой жизни не готовы к ответственной и самостоятельной жизни.

К особенностям субкультур подростков можно отнести и их непостоянство в поведении. Многие подростки отличаются нестабильной психикой, которая во многом зависит от того, как складываются их взаимоотношения с родителями. Если в отношениях с близкими людьми есть отдаленность, то шансы того, что ребенок попадет под влияние извне, увеличиваются. Ведь подростку нужно общение, советы и понимание. Если в семье он не получает всего этого, то он будет искать поддержки в кругу людей, близких по духу и моральному состоянию. Очень часто дивиантное поведение ребенка в подростковом возрасте связано с плохим примером извне. Это может быть телевидение, плохие поступки товарищей в компании и прочее. Чтобы не допустить отрицательного влияния на ребенка, родителям нужно наладить с ним контакт или же привлечь для этой цели старшую молодежь.

Источники появления субкультур в России

В российской молодежной среде появление субкультур обусловлено рядом причин. В последние 15-20 лет повседневная жизнь взрослого общества и детей претерпела сильные изменения. Открытость западной и восточной культур сильно повлияла на мировоззрение людей, растворила многие традиции, устойчивые отношения, ценности граждан России. Не менее сильно отразилась на жизни людей и новая научно-техническая революция, которая, прежде всего, связана с появлением феноменов, таких как компьютеры, мобильные телефоны, интернет.

В основном молодежные субкультуры распространяются стихийно. Хотя достаточно часто такому распространению способствуют партии, законодатели моды и так далее. Есть еще один путь - коммерческие и молодежные организации берут за основу формы молодежного досуга, существующие стихийно, и создают организованные направления. В качестве примера можно привести стрит-данс. Но этот процесс также требует особого подхода. Специалисты считают, что взаимодействие с потенциально позитивными неформалами должно осуществляться по трем правилам: необходимо согласовывать свои действия с лидерами, предоставлять им все необходимое для проведения мероприятий и согласовывать ограничения в поведении и деятельности в процессе проводимых акций.

Стратегии в отношении молодежных видов деятельности

Если рассматривать молодежные виды деятельности с позиции социального воспитания, то можно выделить три основные педагогические стратегии. Не обращать внимания, не исключать стихийного проникновения в социальную жизнь и только после этого работать или анализировать потенциал молодежных субкультур с точки зрения дополнительных воспитательных методов и использовать их в интересах личностного развития подростков и детей.

Потенциал субкультур молодежи с точки зрения воспитания состоит в том, что виды и формы деятельности подростков и молодых людей, которые возникли независимо от педагогической сферы, в среде свободного общения молодежи, имеют социально-позитивный характер. Но при этом необходимо применить соответствующую педагогическую инструментовку.

В действительности современные воспитательные методы практически не соприкасаются с такими молодежными и подростковыми общностями. К тому же преимущественно это соприкосновение наблюдается в летних лагерях, в детских общественных объединениях и крайне редко в общеобразовательных школьных учреждениях.

Как правило, стиль жизни, поведение и внешние признаки субкультур подростков и молодежи освещаются в негативном ключе, что способствовало активному подражанию представителям этих общин определенной неохваченной частью молодежи. Это, в свою очередь, послужило толчком для распространения этих субкультур за пределы одной страны. Тем не менее на вариативность и прочие характеристики субкультур большое влияние оказали этнические и социальные условия. К примеру, советские хиппи мало чем походили на представителей этой субкультуры западных стран. А скинхеды современной России сильно отличаются от первых скинхедов Великобритании.

Бурные протесты молодежи в западных странах в 60-70-е годы и на советском и постсоветском пространстве во второй половине 90-х стали причиной не только снижения общественной активности среди молодых людей, но послужили развитию определенных тенденций к эскапизму. Отличительной характеристикой современного мира является увеличение количества протестных молодежных субкультур, а также многообразие форм. Таким образом, можно сказать, что появляются все новые субкультуры, список которых растет.

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА, КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования, он окружён себе подобными. С самого начала своей жизни он включён в социальные взаимодействия. В процессе социального взаимодействия, человек приобретает определённый социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства человеком социального опыта.

Процесс социализации осуществляется в учебных заведениях, детских и молодёжных организациях, объединениях. Важнейшим институтом социализации детей, является семья. В отсутствие родителей, эта огромная ответственность падает на воспитателей, социальных педагогов, психологов социальных учреждений. От них зависит, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать свой потенциал.

Важнейшим фактором социализации детей является детская субкультура, так как это своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри группы и на уровне возрастных подгрупп.

В детской субкультуре, являющейся частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребёнка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познаёт мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры, удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребёнка, такие как потребность в изоляции от взрослых, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Детская субкультура – вариант широко распространённого в культуре процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению. В широком значении – это всё, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно – исторической ситуации развития.

Благодаря детской субкультуре, передающей из поколения в поколение специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками, ребёнок обретает свою сущность, констатирует свой собственный мир.

Так, например - дразнилки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т. е. , выполняющие воспитательную функцию, помогают себя отстаивать при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость

и самообладание;

Прибаутки, потешки для детей имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом – защита и опасный внешний мир, который до поры до времени знать не надо, раскрывают секрет семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к миру в целом;

Детское собирательство даёт возможность ребёнку матереализовать своё тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: «я – есть», «я – могу», что помогает ребёнку переживать чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личной автономии;

В.В. Абраменкова, рассматривая социоэволюционный смысл детской субкультуры для человечества, выделяет несколько её основных функций.

Во – первых, в связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребёнку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной её функцией социализирующая. Именно в детской среде иногда достаточно жёстко с помощью субкультурных средств – нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую личностную категорию половую принадлежность – ребёнок усваивает во многом благодаря другим детям.

Во – вторых, детская субкультура предоставляет ребёнку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.

В третьих, пространство детской субкультуры создаёт ребёнку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т. е, выполняет психортерапевтическую функцию, а степень погруженности ребёнка в субкультуру – своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми, передавая из поколения в поколение ныне утраченные обычаи и обряды.

Детский правовой кодекс. Это правда вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, знаки собственности, отношения мены, право старшенства и опекунское право в разновозрастных группах, способы воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций;

Детский фольклор (прибаутки, потешки, считалки и др.) Уникальный жанр детского фольклора, не имеющий аналогов во взрослом фольклоре, необходимый атрибут игры – считалки, благодаря им корректируется поведение детей во время игры и устраняются конфликты, а также это четверостишия, развивающие память, воображение, артикуляционный аппарат. Этот жанр можно использовать ежедневно.

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лапотишкам.

По тропинке кувырком

Скачет зайка босиком

Заинька, не беги –

Вот тебе сапоги,

Вот тебе поясок,

Не спеши в лесок

Иди к нам в хоровод

Веселить народ.

Детский юмор (анекдоты, розыгрыши, перевёртыши, истории – небылицы и др.);

Детское собирательство и коллекционирование;

В основе детского коллекционирования лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира, его красочности и многоцветности. А в условиях социального учреждения – это ещё и свой индивидуальный мир ребёнка, к которому нужно относиться с уважением.

Способы и формы свободного времяпровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности;

Детская мода, эстетические представления детей (составление букетов, веночков и т. п.)

Субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребёнком содержания общечеловеческих ценностей: проблематизация, философствование, словотворчество, сказочный мир;

Особый пласт субкультуры детства – стихийные детские проблематизации, представляющие собой вопросы ребёнка, например, «Что бы сказал этот старый шкаф, если бы умел говорить?» и детское философствование – размышление о природе, жизни, добре и зле и т. д. «со мной никто не играет, потому что я некрасивая, а дети все злые…» Воспитателю важно быть внимательным и не отмахнуться, в первом случае, и пофантазировать вместе с ребёнком, вступая в творческое сотрудничество и расширяя представления ребёнка о мире. Во втором случае просто необходима беседа по душам, чтобы помочь ребёнку понять, что конфликты со сверстниками кроются вовсе не в красоте и недобрых детях, просто нужно научиться договариваться с друзьями, увлекать их своими идеями, научить ребёнка разным формам разного взаимодействия с друзьями.

Детская картина мира, т. е, особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребёнка с миром.

В процессе приобщения к детской субкультуре целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е активно осуществляется процесс социальной адаптации.

Вместе с тем, признание мира сверстников, взрослых, даёт возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Опыт педагогической деятельности показал, что в качестве основных задач приобщения детей к детской субкультуре можно выделить следующие:

Развитие у детей самостоятельности и ответственности, как основных ценностей системы взросления в процессе организации разностороннего разновозрастного общения в условиях социально реабилитационного центра;

Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;

Формирование образа успешного уверенного в себе гражданина общества (как эмоциональное, презентация кружка и т. п.);

Выставки (выставка рисунков, работ участников кружка, личных коллекций и т. п.);

Праздничные события и игровые тематические проекты (организация выпуска поздравительных газет, праздничные мероприятия, изготовление открыток ко дням рождения и т. п.);

Таким образом, приобщение ребят к детской субкультуре способствует гармонизации социализации - индивидуализации детей в группе в условиях социального учреждения, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию различных социальных ролей в обществе.

Список использованной литературы при подготовке статьи:

Абраменкова В,В, Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М., Воронеж, 2000

Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1991

Иванова Н. О. Особенности и значение детской субкультуры. Педагогика, 2005, №7

Мудрик А. В. Социальная педагогика, М, 1999.


О понятии «субкультура». Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе¬цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи¬нальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Субкультура - это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен¬ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др. Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на¬селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек¬ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль¬ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж¬ники, филателисты, компьютерщики и т. д.). Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сексуальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учителей, рабочих). Признаки субкультуры. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер¬претированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей. Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно бо¬лее простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «безделица» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них - те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами - «металлистов», «скейтистов», «брейкистов», кото¬рые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны. В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой - сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей. Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния. Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль¬ных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност¬ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен¬ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»). В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль¬турах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практиче¬ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей. В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия¬нием. Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом. Имеющие антисоциальную направленность неформальные груп¬пы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выра¬женного автократического склада, стремящиеся подавить всех ос¬тальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жиз¬недеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих чле¬нов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на ина¬комыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы. Предпочитаемые носителями субкультуры источники информа¬ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internet"e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобран¬ная, трансформированная и воспринятая в соответствии с харак¬терными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.

Субкультура и стихийная социализация. Субкультуры играют огромную роль в социа¬лизации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их вли¬яния на те или иные общности, а также маркирования (обозначения) социальной и возрастной структуры общества. Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно под¬ростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом. Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде ас¬пектов. В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее но¬сителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п. Как уже отмечалось, один из конституирующих признаков под¬ростково-юношеской субкультуры - следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи - способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». В-третьих, стремление выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех». Достичь этого обычно проще вместе со своей приятельской или дружеской группой. Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невоз¬можность выразить свои переживания и чувства. Жаргонные слова и выражения оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры. Субкультурное влияние на социализацию подростков и юно¬шей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым людям пере¬жить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь. Это хорошо видно на примере «металлистов». Кроме специфического внешнего вида и жаргона, им присущ и своеобразный субъектив¬ный мир - конкретный, «приземленный», в нем нет места сомнению, рефлексии, чувству вины и т.д. «Абстрактные понятия» и рас¬суждения здесь не приветствуются. Межличностным контактам присущи прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (Т.Ю. Борисов, Л.А. Радзиховский). Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем боль¬ше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура. В целом субкультура, будучи объектом идентификации чело¬века, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува¬жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо¬ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Молодежная субкультура как социальный феномен, характеристика понятия "молодежная субкультура" и её проявления в России. Описание типологии и социализации в современном обществе, неформальные молодежные объединения как фактор социализации подростков.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2012

    Социализация человека в современном мире. Этапы и агенты социализации. Процесс автономизации человека в современном обществе. Основные механизмы социализации по А.В. Мудрику: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.

    реферат , добавлен 10.12.2010

    Изучение молодежи, как социальной группы. Возрастные критерии и индивидуальные границы молодежи. Психологические особенности молодости. Молодежная политика государства. Молодежные субкультуры. Основные жизненные цели и ценности молодежи в разных странах.

    реферат , добавлен 16.09.2014

    Основные тенденции и формы социализации. Влиянии СМИ на личность в период перехода из дотрудовой стадии в трудовую. Молодежные субкультуры, негативное влияние СМИ на молодежь. Информационный терроризм как психоинтеллектуальное опасное асоциальное явление.

    реферат , добавлен 07.06.2010

    Понятие субкультуры молодежи и характеристика основных ее направлений: эмо и рэп субкультура, готическая субкультура и панки, металлисты и хип-хоп субкультура; их отличия, стиль и атрибуты. Результаты социологического опроса среди студентов колледжа.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Молодежь как социальная группа в обществе. Молодежная субкультура и ее влияние на общую культуру. Моральные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодежи. Истоки и историческое развитие неформального движения.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

    Изучение особенностей социализации личности подростка. Характерные черты социализации молодежи, которая является важнейшей социально-демографической группой, в структуре населения города Иркутска, основным стратегическим ресурсом городского развития.