Как экстремальный спорт формирует характер. Спорт закаляет характер

«О спорт, ты — мир» — так сказал великий Пьер Де Кубертен. Правда ли, что люди, регулярно занимающиеся спортом, более успешны, чем те, кто пренебрегают занятиями им? Спорт — это среда, которая формирует сильную личность, выходя на соревновательный помост: вы принимаете вызов, испытываете себя на прочность. Эти компоненты, помноженные на большую конкуренцию, заставляют нас быть лучше. Роль спорта в нашей жизни.

В наше время спорт — это неотъемлемая часть образа жизни для большого количества жителей земного шара. Он имеет столько разновидностей и ответвлений, что можно заблудиться во время подсчёта. Если попытаться привести к единому знаменателю профессиональный и любительский спорт, то в обоих случаях лежит жажда победы. Ключевая разница кроется в значимости: в первом случае — это престиж страны, субъекта или населённого пункта, со всеми вытекающими (материальные блага, статус и т.д.); во втором – настроение (если «любитель» достиг результата, то количество эндорфинов (гормон счастья) в крови будет максимальным). Главное – общая цель!

Спорт развивает в каждом из нас, такие важные качества, как:

Терпение

Терпение – главная добродетель спортсменов. Именно это качество является столпом, на котором зиждется успех. Несмотря на изнурительные тренировки, боль, неудачи, поражения, критику и успех – спортсмен терпеливо продолжает заниматься по плану. Любое отклонение приводит к снижению результата, а в среде конкуренции — это непозволительная роскошь.

Целеустремленность

Каждый спортсмен амбициозен (иначе никак) и желание быть первым, быть лучшим не оставляет ни на секунду. Для этого необходимо постоянно держать свой организм в тонусе, готовым в любую минуту доказать своё превосходство. Я уважаю тех, кто занимается спортом ради поддержания формы, но те, кто стремится добиться высших результатов (без ущерба для здоровья), вызывают у меня восхищение.

Концентрация

Одна сотая секунды может отделять спортсмена от успеха, один миллиметр может предрешить исход противостояния, один шаг может кардинально поменять положение дел в игре, один удар может решить твою жизнь. Невзирая на ситуацию, спортсмен должен сохранять концентрацию и двигаться к цели.

Мышление

Стереотип, что в спорте думать не надо, вызывает у меня, как минимум, улыбку на лице. Каждое движение спортсмена осмысленно и продуманно, поскольку помимо хорошей физической подготовки, очень важно правильно выбрать тактику, и постоянно анализировать действия соперника в ходе поединка, чтобы в нужный (иногда единственный) момент совершить манёвр, который позволит победить;

Реакция

Иногда ситуация выходит за рамки плана и очень важно своевременно проявить реакцию.

Чувство контроля

На протяжении соревновательного процесса необходимо держать в поле зрения: состояние своего организма, тактического плана, действия соперника. Отслеживание этих и не только компонентов позволяет вносить мгновенные коррективы в свои действия;

Умение абстрагироваться

Во время тренировочного процесса или соревнований ничего иного не существует, есть только ты и поставленная задача, всё остальное уходит на задний план.

Благородство

Сильный никогда не обидит слабого — это закон, а в трудной ситуации всегда протянет руку помощи.

Спорт закаляет характер и помогает стать лучше Спорт позволяет побеждать не только в ходе соревнований, приобретённые качества способствуют реализовываться личности в повседневной жизни: вышеуказанные качества позволят вам не опустить руки в любой ситуации, какой бы она не оказалась.

Спорт принимает нас такими, какие мы есть и делает нас лучше. Неважно, занимаетесь вы профессиональным или любительским спортом, важно, чего вы хотите достичь, чем готовы поступиться ради достижения поставленной цели.

Спорт это фильтр, который отсеивает слабый характер, но если в вас есть зерно силы, то он взрастит из вас настоящую сильную личность.

А ещё у нас есть


М овсар Нальгиев - выпускник 9 класса гимназии. Ему 16. Занимается таэквон-до с 6 лет. Считает здоровый образ жизни залогом успеха и светлого будущего.

- Спорт – часть твоей жизни?

Почти так и есть. Недавно подготовил портфолио (у нас в школе проходил конкурс-самопрезентация, в котором моя работа заняла первое место), почти все приложенные мной грамоты и дипломы получены за участие в спортивных соревнованиях.

- Среди твоих спортивных достижений, подкрепленных множеством грамот, нет ни одного второго места, лишь только «золото»...

Нет, почему же. Есть два «серебра». Они достались за спарринги в таэквон-до, когда мне было десять, да и то по глупости - оттого что на соревнования поехал неподготовленным.

- На турниры часто выезжал? В каких городах успел побывать?

Нередко. Был в Нефтекамске, Уфе, Ижевске, Нижнем Тагиле, Тюмени, Владимире, Краснодаре, Москве. Самая дальняя поездка – на Украину, в Феодосию, откуда привез два первых места по разным стилям.

- Можешь вспомнить самую сложную для тебя схватку?

В бою за первое место в состязаниях, проходивших во Владимире, мне пришлось спарринговаться четыре раунда подряд. Я и мой противник совсем выдохлись, но никто не хотел уступать. Судейство решило так: кто первым ударит соперника в лицо – тот победитель. Оттуда тоже приехал с первым местом.

- У тебя, как мне известно, черный пояс 1 дан по таэквон-до. В каких еще видах спорта ты силен?

Наряду с таэквон-до занимался еще и кикбоксингом, ориенталом и другими видами единоборств. Последние четыре года увлекаюсь футболом, наша команда под руководством Илдуса Магасумовича Загриева участвует в соревнованиях разного уровня. Не так давно побывали в Ишимбае, Екатеринбурге.

- По твоим словам, треть России-то ты уж точно изъездил… А что на «горизонте»?

Я и в будущем свою жизнь планирую связать со спортом. Убежден, что тем молодым людям, кто не стремится к здоровому образу жизни, в дальнейшем придется нелегко. Спорт закаляет характер человека, учит терпению, правильному восприятию ситуаций, воспитывает силу воли. Об этом часто говорил и мой первый тренер Абдумумин Гафурович Абдужабборов. Во многом благодаря ему я добился больших успехов в спорте. Хотелось бы пожелать, чтобы все у него было хорошо.

- А себе бы что пожелал?

Не только себе, а всем тем ребятам, кто активно занимается спортом, имеет успехи и желает совершенствоваться, - хороших спонсоров и ощутимой поддержки. Этого янаульским ребятам очень не хватает. Я благодарен родителям, которые всегда меня поддерживали. Почти всегда расходы, связанные с поездками на соревнования, ложились на их плечи. Не всем родителям это под силу. А участие в различных состязаниях для спортсменов важно, это большой опыт, оценка своих возможностей, прицел на будущее.

Амина Зарипова – шестикратная чемпионка мира, чемпионка Европы по художественной гимнастике, в настоящее время – тренер сборной России. Вместе с мужем, лидером музыкальной группы «Несчастный случай» Алексеем Кортневым, воспитывает двоих сыновей.

Амина, почему вы начали заниматься гимнастикой довольно поздно, с десяти лет? Вам было сложно определить, чем интересно заниматься ?

– Гимнастика мне нравилась всегда, сколько себя помню. В этот вид спорта я могла прийти и раньше. Просто так сложились обстоятельства. Детство у меня было довольно специфическое. Росла в очень бедной, скромной семье в городе Чирчике под Ташкентом, где единственным крупным предприятием был химзавод. Все люди жили от зарплаты до зарплаты, перебивались как могли. В то время было так принято (жаль, что сейчас этого нет): в школы приходили детские тренеры и набирали детей для занятий разными видами спорта. Тренер по художественной гимнастике взяла к себе в группу меня и мою одноклассницу. Вместе с ней мы ездили на занятия. Городок у нас маленький, чуть ли не все знали друг друга, преступности никакой не было. Родители нам доверяли и отпускали одних. Мы спокойно добирались до зала на общественном транспорте. Занималась я с удовольствием. Так продолжалось два месяца, пока не случилось несчастье. Мы, как всякие дети, после тренировки любили поиграть. Однажды вместе с подружкой катались на карусельках во дворе на площадке. У нее шарф попал в спицу, и она чуть не погибла. Хорошо, что кто-то из взрослых оказался рядом, заметил и помог. После этого случая нам запретили ходить одним на занятия. Сопровождать до спортзала родители нас не могли, работали, бабушек-дедушек не было.

А в десять лет я поняла, что очень хочу заниматься художественной гимнастикой, мне нравится этот вид спорт, я скучаю по нему. Я решила вернуться в гимнастику, к тому же тренеру, в ту же школу. В таком возрасте я уже могла ездить самостоятельно.

Сложно ли было наверстывать упущенное – ваши сверстницы наверняка ушли далеко вперед?

– Для меня это было как-то незаметно. Я не чувствовала, что сильно отстаю. У меня были очень хорошие физические данные, мне было легко. Безусловно, свою роль сыграло трудолюбие, я много работала, потому что мне это нравилось. И конечно, повезло, что я быстро попала к Ирине Александровне Винер, и она начала заниматься со мной индивидуально, уделяла мне много внимания – практически с утра до вечера. Понятно, что если бы я этого не хотела, я бы плакала, кричала, бросила бы все.

Амина, а как вы попали в группу к Ирине Александровне Винер?

– Раз в полгода к Ирине Александровне в Ташкент привозили на просмотр перспективных гимнасток со всего Узбекистана. Привезли и меня. Просмотр был после соревнований, на трибунах сидели зрители – папы и мамы тех детей, которые выступали. Дети показывали программы, а у меня своей программы еще не было, потому что я только-только начала заниматься. Когда подошла моя очередь, я честно сказала, что показывать нечего, программа не готова. Винер, увидев мою фигуру – я была худой, с длинными конечностями, гибкая, – попросила выполнить несколько движений, показать растяжку. Тренер внимательно следила за мной, изучала. Затем приподняла купальник и на весь зал сказала: «Смотрите, какая должна быть попа у настоящей гимнастки!» Она сказала это громко, поворачивая меня к залу. «Никогда в жизни этот человек не поправится, такой должна быть фигура у гимнастки», – добавила она. Помню, я заплакала и подумала, какая ужасная женщина, как она могла показать меня всем почти голой.

Так и состоялось наше знакомство. После нескольких занятий Винер приехала к моим родителям, сказала им, что у меня данные хорошие, что я могу чего-то добиться, быть успешным человеком, а для этого нужно всерьез заниматься гимнастикой.

Как отнеслись к этому родители?

– По-разному. У меня мусульманская семья. Мама и папа – татары. В обычной мусульманской семье главный – мужчина, а в моей семье получилось наоборот – все решения принимала мама, а папа был очень мягким и добрым. Мама, можно сказать, подавляла его своим характером. Она работала учительницей начальных классов, и, возможно, профессия оказала влияние на ее характер, она терпеть не могла, когда с ней спорили. После визита Ирины Александровны у нас состоялся семейный совет. Я в нем участия не принимала, меня выгнали из комнаты, я ушла к себе, но все слышала, настолько бурным было обсуждение. В первый раз в жизни папа пошел против воли мамы. Она была категорически против и не хотела меня отпускать в Ташкент. Папа взял всю ответственность на себя, стукнул кулаком по столу и сказал: «Будет так, как я решил!» Вот так я оказалась в большой гимнастике. Стала ездить к Ирине Александровне в Ташкент и оставалась у нее на несколько дней, а потом и совсем переехала.

Амина, вы говорили, что у вас мама – женщина властная и с ней сложно было найти общий язык, а как складывались ваши отношения с Винер?

– Ирина Александровна – человек мудрый, умеет находить подход к людям, нужные слова, она хороший психолог. Я прислушивалась к ней, каким-то шестым чувством понимала, что Винер желает мне добра, благополучия. Тем более, я видела разницу между домашней обстановкой и той, что была там, куда я приехала. Мама была диктатором, постоянно на меня давила, и отношения у нас особо не складывались. Както после соревнований, на которых я выступила неудачно, потому что еще только начала тренироваться, мама схватила меня за руку и, особо не церемонясь, сказала, что мы уезжаем, и потащила силой домой. Я сопротивлялась и, как только представилась возможность, вцепилась в забор и сказала, что не поеду…

Я, конечно, в любом случае скучала и по дому, и по маме, и по папе, но понимала, что мне гораздо лучше быть рядом с Ириной Александровной. Там мне было комфортнее. Ирина Александровна стала для меня второй мамой, взяла на себя все заботы – покупала вещи, одежду, все необходимое, относилась как к дочери.

Конфликты возникали?

– Нет, в маленьком возрасте я была послушной девочкой. И в одиннадцать лет я очень четко понимала, что мое будущее здесь, и дома нет никаких перспектив.

Амина, первый успех помните?

– На Всесоюзном первенстве я заняла третье место. Для меня это был безусловный успех, потому что я понимала, что за два года мы достигли большого прогресса. У меня была тривиальная мечта – костюм с надписью «СССР». Эту экипировку давали только членам сборной команды Советского Союза. И моя мечта осуществилась, я с гордостью носила эту форму.

В двенадцать лет вы рассуждали как взрослая, дети довольно часто хотят быть только первыми и не умеют проигрывать, особенно талантливые.

– На мой взгляд, человек становится самостоятельным, когда начинает сам зарабатывать. Мне тогда выдавали талоны на продукты, и я относила их домой, чем могла помогала семье. Так что я быстро повзрослела. Я понимала, что третье место – это успех, мы на правильном пути, но надо еще больше работать, чтобы быть первой.

Амина, а что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы добиться успеха в спорте?

– Думаю, универсального рецепта не существует. Здесь важны все составляющие: талант, природные данные, трудолюбие, характер, доверие и поддержка тренера.

Ваша карьера складывалась успешно, покорялись спортивные вершины – чемпионка Европы, мира, а обидные поражения были?

– Я спокойно отношусь как к достижениям, так и к неудачам. У всех ведь по-разному. Многие хранят медали как драгоценности. Раскладывают их на самом видном месте. У меня они хранятся где-то в шкафу, я не делаю культа из своих побед. Да, приятно было выигрывать, но это прошлое.

Что касается поражений, то, пожалуй, самое чувствительное – четвертое место на Олимпийских играх в Атланте – было безумно обидно остаться за чертой призеров.

Кого винили в неудаче?

– Тогда сложно было справляться с эмоциями и объективно все осмыслить, где-то, видимо, сама недоработала, где-то казалось, что судьи не оценили. Сейчас, по прошествии лет, отношусь к тому поражению более спокойно. Видимо, так было дано мне свыше – пережить поражение. К тому же у меня остались непокоренные вершины – Олимпийские игры. И я все-таки смогу завоевать медали со своими ученицами. То поражение – как стимул работать дальше.

Можно сказать, по завершении карьеры вы точно знали, чем будете заниматься?

– Вовсе нет. Я пробовала себя на телевидении, занималась бизнесом, но поняла, что это не мое. Мое призвание – художественная гимнастика, это то, в чем я разбираюсь, что умею.

Амина, а что дала вам художественная гимнастика, чему научила?

– Очень многому. Быть самостоятельной, ответственной, принимать решение, собираться и концентрироваться в нужный момент.

Бытует мнение, что талантливому спортсмену сложно стать хорошим тренером.

– Я верю, что у меня получится.

Вам сложно находить общий язык с ученицами?

– Я лояльный тренер. Стараюсь ставить себя на место спортсменок, договариваться. Конечно, не всегда получается и какие-то сложные ситуации возникают. Особенно сложно с девочками-подростками. Но у меня хороший наставник, Ирина Александровна Винер, попрежнему учусь у нее, советуюсь. К тому же в сборной есть психолог, который тоже может помочь.

Работа тренера непростая, отнимает много времени. У вас двое детей, которые тоже требуют постоянного внимания и заботы. Как удается находить на все время?

– Родители по-разному относятся к детям, существуют разные виды взаимоотношений. Есть такие мамы-наседки, которые ни на шаг не отпускают своих детей. Я себя к таким не отношу. У нас дети знают, что мама и папа работают, могут быть заняты. Тем не менее, по мере возможности, стараюсь как можно больше проводить с детьми, гулять, заниматься спортом.

Амина, чему в первую очередь вы хотите научить своих детей, какие качества воспитать?

– На мой взгляд, важно, чтобы у детей была свобода выбора и они занимались тем, чем им интересно. Старший у нас более подвижный, занимается спортом, ходит на танцы, младший – более спокойный, любит рисовать. Мы с мужем стараемся создавать детям разные возможности, а уж они пусть выбирают, что им интересно. Единственное, на чем настаиваем, на занятиях спортом. Это необходимо – спорт закаляет характер. Но не просто заставляем, а сами показываем пример. Отпуск стараемся проводить активно: зимой катаемся на горных лыжах, а летом играем в волейбол и гольф.

Амина, ваши дети посещали детский сад? Какое впечатление у вас осталось от современных детских садов?

– Старший в этом году пошел в первый класс, младший ходит в садик, причем в самый обычный, который расположен рядом с домом. В том, что садик простой, есть как плюсы, так и минусы, мы не создаем детям особых тепличных условий, в то же время, бывает, приходится слышать от детей какие-то ругательства. Хотелось бы их от этого оградить, но как?

В то же время в группе хорошие воспитатели, внимательно относятся к детям и приятно, что сын с удовольствием идет в детский сад. Самый большой недостаток у садика – очень старое здание, на мой взгляд, проще построить новое, чем его отремонтировать.

Спасибо за беседу. Побед вам и вашим воспитанникам!

Спорт закаляет характер. В детском соревновательном спорте подростки сталкиваются с реальными моментами, имитирующими настоящие жизненные ситуации. Качества, которые дети приобретают, неоценимы. Я хочу остановиться одном из самых важных: это умение не теряться в экcтремальных обстоятельствах, принимать быстрые и верные решения, не отступать перед внезапными препятствиями.

Интересный случай произошёл на прошлых соревнованиях с одной из наших гимнасток. Девочка, назовём её Машей, вышла на ковёр и, замерев в начальной позе, ждёт, когда заиграет музыка. Мелодия стартует – и – о ужас! – это не её музыка. Произошла небольшая паника, кинулись искать нужный диск. Пока что ребёнка отозвали с ковра, соревнования продолжались. Она ждала, когда тренер отыщет её музыку. Наконец, к счастью, нашли. Девочка стоит вся в слезах, и в это время судья вызывает её имя, она выходит на площадку и исполняет своё упражнение. Можно себе только представить состояние стресса, который пережила гимнастка в тот момент.

Мы всегда после соревнований разговариваем с участницами, обсуждаем детали, успехи и неудачи. Подчёркиваем важность поддерживать друг друга: поздравлять с победой, подбадривать в случае неудачи. И на этот раз каждая девочка сказала что-то своё, а когда дошла очередь до Маши, то, к моему большому удивлению, она прокомментировала случай с музыкой такими словами: “Мой папа сказал, что это хорошо, что так случилось, теперь я буду знать, как поступать в такой ситуации”. Заметьте: “мой папа сказал”. Что может быть важнее этих слов?! Из каждого случая можно сделать позитивный или негативный вывод – выбор за вами.

К сказанному выше мне вспомнился всеми забытый случай, произошедший давным-давно. На чемпионате мира по фигурному катанию в 1973 году, проходившему в Чехословакии, в середине выступления советской пары Александра Зайцева и Ирины Родниной неожиданно остановилась музыка. Тем не менее, фигуристы не остановились и откатали программу наизусть под неистовые овации зала. После окончания у многих зрителей на глазах были слёзы. С того чемпионата спортсмены увезли домой золотые медали.

Жизнь – это постоянная борьба. За медали, за место в колледже, за продвижение по работе, за успех в бизнесе, в личной жизни… Неудачи и непредвиденные обстоятельства нас подстерегают на каждом шагу. Умение принимать верные решения в сложных ситуациях в зрелом возрасте в нас закладывается в раннем детстве. Наблюдая, как старшие решают жизненные задачи, мы следуем по их стопам. Если мама и папа считают, что в наших неудачах виноваты другие, то и мы будем всех винить в своих бедах. И тепло будет на душе; не надо ничего делать, ведь это они такие-сякие навредили мне, моей же погрешности ни в чём нет.

Если же, наоборот, родители заложат в нас понятие, что первое, что надо сделать в случае промахов, – это хорошо проанализировать произошедшее и проверить, сам ли ты, полностью или частично, несёшь ответственность за полученный результат, и что каждое падение – это приобретённый опыт и возможность пробовать заново, то дети вырастают уверенными, настойчивыми, умеющими ставить и добиваться своих целей. Таких людей мы обычно видим на вершинах власти, искусства, спорта и бизнеса.

Успеха всем спортсменам в соревнованиях!