Самый древний ковер в эрмитаже. Самый древний ковер

Суровые земли Алтайского края нечасто оказываются на страницах мировой истории. Но это не означает, что они всегда оставались нелюдимыми. С древнейших времен здесь обитали различные кочевые народности, которые сменялись в бесконечной борьбе друг с другом и климатом.

Одним из таких народов являлись племена так называемой пазырской культуры, обитавшие на территориях современных России, Казахстана и Монголии с VI по III века до н. э. Считается, что представители этой культуры имели тесные корни с иранскими племенами – когда-то давно часть из них отделилась и, гонимые голодом или войной, обосновалась в этих относительно спокойных краях. За долгие года они сохранили и распространили на соседей свои обычаи. В частности, ковроткачество.

Традиция изготавливать ковры существует с давних времен: изображения ковров, например, находили в гробницах египетских фараонов, правивших за много веков до нашей эры. В те далекие времена ковры служили как показателем статуса и богатства человека, который ими обладает, так и служили элементами убранства жилища, утепляя его в ненастные дни. Особенно сильно ковроткачество было развито на территории Передней Азии. Но несмотря на это, самый древний в мире ковер был найден вовсе не там, а как раз на территории Алтайского края в одном из курганов племен той самой пазырской культуры. С тех пор он известен всему миру как Пазырский ковер.

Археологи обнаружили его в 1949 году вместе с другими ценными вещами, принадлежавшими знатному человеку. Древний курган пропускал в себя воду, которая превращалась в лед, никогда не таявший в микроклимате захоронения, поэтому ковер отлично сохранился, несмотря на свой возраст. Специалисты склонны полагать, что Пазырский ковер был изготовлен в 6 веке до н.э., но кем именно – большой вопрос. Скорее всего, мастером вряд ли мог быть кто-либо из представителей местных племен – слишком высоко качество изделия — и этот ковер был соткан на территории Ирана, где данное ремесло было развито в значительно большей степени и где был широко распространен используемый в ковре способ плетения узла.

Пазырский ковер — самый старый в мире. Его размер 1,83×2,00 м, а толщина 2,4 мм

При детальном изучении находки было обнаружено, что в его основе лежат нитки красных, зеленых, желтых и золотых цветов, а плотность узла составляет 3600 узелков на 1 дм² — потрясающе сложная работа для того времени. К слову, редкие современные ковры обладают подобными характеристиками. В качестве материала изготовления ковра использовалась овечья шерсть.

Рекомендуем

Видно, что при изготовлении Пазырского ковра большое значение уделялось его внешнему виду: на поясах изображены всадники на лошадях, лани и грифоны. Они отделены друг от друга различными узорами, выполненными с удивительной точностью.

Как мог использовать данный ковер его обладатель? Вероятно, он принадлежал к племенной знати – только ее представители могли позволить себе иметь столь дорогую вещь. Очевидно, что пазырский ковер не использовался как защита от холода, а являлся предметом роскоши и мог висеть где-нибудь у стенки шатра. Некоторые археологи полагают, что Пазырский ковер с его сложными геометрическими фигурами и многочисленными рисунками мог быть использован в качестве доски для игры в кости. Другие же исследователи обращают внимание на некоторую несимметричность элементов рисунков, которая, по их мнению, не являются ошибками мастера, а была сделана специально. Возможно, в ковре скрыто некое сообщение, которое нам еще предстоит расшифровать?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Точная дата начала изготовления первых ковров точно неизвестна. Приблизительное начало искусства ковроткачества датируется временным отрезком в 3500 лет назад. Отсутствие точных данных в первую очередь связаны с самим материалом, который ввиду своих физиологических свойств распадается с течением времени. До нас дошли лишь сведения, свидетельствующие о существовании ворсовых полотен сохранившееся на камне или дереве. Однако существует ковер, который несмотря на почтительный возраст в 2500 лет, сохранился до наших дней. Причем хранится он в России, городе Санкт Петербург, музей Эрмитаж. Речь идет о знаменитом Пазырском полотне.

Нашли драгоценное полотно советские ученные на Алтае в 1949 году. Раскопки в той местности шли уже практически 80 лет. Археологом несказанно повезло, они наткнулись на каменный курган, который практически не пострадал за все свое несколько тысячелетнее существование. Особенности климата местности и строения самого кургана позволили хорошо сохраниться всему его содержимому. Курган являлся кладбищем одного богатого рода, относился к эпохе скифов. Внутри были мумифицированные останки людей и лошадей, одежда, драгоценности и украшения. Среди всего прочего на одной из мумий лошади ученые обнаружили ворсовое покрытие. Кстати, лучшие ковры шерстяные можно купить в интернет магазине напольных покрытий ковры.рф.

Описание покрытия

На то время технологии раскопок позволяли без особого ущерба произвести транспортировку полотна. Поврежденной оказалось всего 5% поверхности. Размер находки составлял 183Х200 см. Цветовая гамма полотна состоит из красного, желтого, голубого и зеленого цветов. Изображения на ковре: по центру вытканы 24 креста, выполненных в виде 4-х листьев лотоса. Далее, поле окружает рамка с вышитыми орлами. Дальше к краю изображены пасущиеся 24 лани, рисунок идет по часовой стрелке. Следующий орнамент изображает 28 наездников. Некоторые из них изображены спешившимися. И на последний завершающей полосе изображены грифоны.

Плотность узлов составляет около 3600 штук на один квадратный дециметр. Для сравнения современные полотна содержат на такой площади до 15000 узлов.

Подробный анализ показал, что создавалось полотно мастерами из Средней Азии. Существует теория, что данное полотно является некой настольной игрой. Однако самая популярная и правдоподобная говорит о том, что ковровое покрытие использовалось всадником как своеобразное седло.

Если вы после прочтения захотели купить себе ковер через интернет, то просто наберите в ПС Яндекс запрос "ковер купить интернет магазин" и по полученным результатам выберите себе подходящий интернет-магазин.

Самый древний ковер хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, его возраст - более 2,5 тысяч лет. Отправилась посмотреть специально на него) Поэтому в конце несколько фотографий заснеженного Петербурга, сделанных по дороге)) Ковер уникальный, сохранился благодаря тому, что в захоронении образовалась своего рода морозильная камера. Найден в Горном Алтае - в самом крупном 5 Пазырыкском кургане. Использовался в качестве седла на одном из принесенных в жертву коней. В центре - орнамент из 24 крестообразных фигур, каждая из которых представляет собой 4 стилизованных бутона лотоса. На одном из бордюров изображение грифона, на другом - 24 лани с рогами. На самой широкой полосе - 28 фигур верховых и спешившихся всадников. В ковре использованы ярко-желтый, голубой и красный цвета. Ковер был очень ярким.

Пазырыкский ковер выполнен симметричным двойным узлом (турецким), на 1 кв. дм вручную навязано 3600 узелков, а во всем ковре их свыше 1,250,000), довольно плотный. Существует версия об иранской родине ковра, но он мог быть изготовлен и в Средней Азии, через которую алтайцы контактировали с Ираном и Ближним Востоком. Очень много исследований и версий)

Ворсовый шерстяной ковер. Пазырыкская культура. V-IV вв. до н.э. Размер 183x200 см, узелковая техника. Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган. Пятый Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко 1949 г.) Эрмитаж


Ковроткачество имеет очень древнюю историю, свидетельство тому - находка бронзовых лезвий ковровых ножей, найденных в Сумбарском могильнике в Туркменистане, относящихся к XIV в до н.э. Композицию ковра обрамляют 5 бордюров - до наших дней традиционно ковры имеют нечетное количество бордюров

Это войлочный ковер из того же кургана, подробнее его исследовала Л.Л.Баркова, можно почитать и другие. Ковер служил юртой, в котором, видимо, какое-то время лежало тело вождя. Затем ковер был уложен в захоронение. На рисунке всадник стоит перед сидящей на троне богиней. Богиня лысая в парике, как и многие женщины в захоронениях

Срубная камера, в которой лежали две колоды - вместе с вождем была похоронена девушка

Повозка, доставившая вождя к месту упокоения

Мумия вождя с расшифровкой татуировок. Через плечо "перекинуто" изображение барса, которое как бы "оживало" во время его движения

Кожаная маска коня, в иной мир он отправился в виде оленя

Эти лебеди из войлока были установлены на вершинах шестов юрты, перья на концах крыльев окрашены в черный цвет, в природе такая окраска не встречается) две ассоциации возникли - кажется у маори новозеландских самыми "крутыми" были перья аналогичной раскраски, их имели право носить только "вожди", птицы, которым принадлежали эти перья, вымерли, стали использовать перья других птиц, но подкрашенные) еще вспомнились "гуси-лебеди", которые уносили героев сказок в загробный мир, за реку с кисельными берегами) ржаной кисель был составой частью тризны

Именно под этим залом в подвале Халтурин установил бомбу, чтобы взорвать Александра II, здесь находилось помещение караула, а над ним - столовая. Царь не пострадал, погибли 11 военнослужащих Финляндского полка, 56 было ранено. В столовой люстра упала на обеденный стол, треснула стена и погасло электричество

Это амулеты уже в соседнем зале

Фрагмент кожи мумии с татуировкой

Сохранившаяся рубаха из китайского шелка, шерстяная юбка, кожаная обувь


В Эрмитаж с Большой Конюшенной улицы можно пройти через дворы Капеллы - надпись над аркой показывает вход

Пройдя анфиладу дворов попадаешь во двор самой Капеллы - ниже вид на Капеллу, если обернуться

А впереди - мост через Мойку и Дворцовая площадь

Эрмитаж (Зимний дворец)

И здание Главного штаба

Зимой вход в Эрмитаж с Дворцовой площади

Это вход для тех, кто собирается покупать билет в музее, но там же во дворе есть возможость купить билет в автомате, можно в кассах Главного штаба, через интернет - с билетом можно войти в Эрмитаж без очереди. Это небольшая очередь, несмотря на субботу, потому что зима и холодно

Такой вид открывается из окон залов дворца на втором этаже

Ранее писала об украшениях и татуировках Алтайской принцессы